Как научить дошкольника читать

Когда начинать учить ребенка читать?Как научить дошкольника читать — практические рекомендации от учителя-логопеда с 30-летним стажем. Учтен аналитико-синтетический метод обучения грамоте, принятый в российских школах. Статья адресована в первую очередь родителям. Звуком в статье я называю фонему.

Письмо в русском языке – звукобуквенное: услышал звук, обозначил буквой. Поэтому ребенок должен понимать, что буква – это картинка, «одежда» для звука (В.В.Волина), а звук – «невидимка», мы его говорим и слышим.

Чтение в русском языке ориентировано на гласную букву. Гласных звуков в русском языке 6 (а о у э и ы), а гласных букв 10. Почему? Для того, чтобы было меньше букв в алфавите.

Для большинства согласных звуков нет отдельных букв (б – бь, в – вь, г – гь, д – дь, з – зь, к – кь, л – ль, м – мь, н – нь, п – пь, р – рь, с – сь, т – ть, ф –фь, х – хь). Эти парные по мягкости — твердости звуки обозначают одной буквой (м-мь – буква «эм»).

Отсюда позиционный принцип чтения: чтобы узнать, какой согласный звук (мягкий или твердый) обозначает та или иная согласная буква, надо посмотреть сначала на следующую за ней букву.

Например:

  • мАл – мЯл – буква «Я» обозначает звук «А» и показывает, что впереди стоящая согласная буква обозначает мягкий звук «мь».
  • лУк – лЮк
  • хор – хорЬ

Так и говорите ребенку: звуков два, а буква одна (один «костюмчик» на двоих). Причем букву называем как звук, без призвуков гласных. Не «ЭМ», а «М», не «ЭЛЬ», а «Л» и т.д.

Это принято в дошкольной методике, чтобы не было как раньше: поди догадайся, что «АЗ» — это «А», «БУКИ» — «Б», «ВЕДИ» — «В».

Ничего страшного, если правильное название буквы и алфавит ребенок выучит попозже. В дошкольном возрасте точно не понадобится искать свою фамилию в списке или слово в словаре, правильно произносить аббревиатуры.

Как научить дошкольника читать - методика работы

1. Начинаю с чтения АУ (кричат в лесу), УА (плачет ребенок), ИА ( имя ослика).

Под каждой буквой ставлю точку и говорю, что здесь буквы «не дружат»:

- Какую букву увидел ту и называй. Какая буква первая? (Показываю карандашом, указкой) Какая вторая? Произноси плавно – Аааа-Уууу. Что получилось?

2. Слоги гласный+согласный. (ГС)

Читаем сразу со всеми гласными буквами, кроме Ы.

АМ ЭМ ЕМ ЮМ УМ ИМ ЁМ ОМ ЯМ

- Здесь буквы «не дружат». Под каждой буквой ставим точку.

Инструкция та же: увидел первую букву — назови, увидел вторую – назови. Согласную букву беру одну, из тех, которые обозначают сонорные звуки (м, н, р, л) – голоса много, слышатся хорошо и можно «потянуть».

3. Чтение слогов согласный+гласный (СГ). С гласными первого ряда.

МА МЭ МЫ МУ МО

- Здесь буквы «дружат», поэтому под слогом рисуем дугу. Покажи вторую букву. Вторая буква «А». Она тебе говорит: открой ротик на звук «А» потом, а сначала поставь губки на звук «М», потому что буква «М» первая. Читай плавно (покажите) – МмммАааа.

На примере слога «НО».

- Покажи вторую букву. Какая это буква? Покажи первую букву. Назови ее. Буква «О» тебе говорит: я – вторая, ротик открой на звук «О» потом, а сначала поставь язычок на звук «Н», потому что буква «Н» первая. Читаем плавно: НнннОооо.

4. Чтение слогов согласный+гласный (СГ). С гласными второго ряда.

МИ МЯ МЕ МЮ МЁ

- Здесь буквы «дружат», поэтому под слогом рисуем дугу. Посмотри на вторую букву (показать карандашом). Какая это буква? На какой гласный звук она тебе говорит отрыть рот? Посмотри на первую букву (показать карандашом). Буква «И» тебе говорит: ротик открой на звук «И» потом, а сначала поставь губки на звук «МЬ». Буква «И» тебе говорит: читай мягко, здесь эту одежду (букву М) надел мягкий, ласковый звук «МЬ. Читай плавно (без паузы между звуков) – Мь (потянуть) Иии.

На примере слога «НЯ».

- Покажи вторую букву. Какая это буква? На какой гласный звук она тебе говорит открыть рот? Буква «Я» тебе говорит: открой ротик на звук «А» потом, а сначала поставь язычок на звук «НЬ». Читай мягко, плавно: Нь (потянуть) Аааа

Так же и с остальными гласными нижнего ряда:

  • МЮ – МЬ + У МЕ – МЬ + Э МЁ – МЬ + О
  • НЮ – НЬ + У НЕ – НЬ + Э НЁ – НЬ + О

Читать СГ трудно, поэтому, даже если ребенок знает все буквы, он может забывать их во время чтения. Помогите ему. Сами назовите букву. Здесь главное, чтобы слил правильно.

5. Слоговые таблицы для улучшения техники чтения.

- одна согласная буква, разные гласные. Например:

  • АР РА
  • ОР РО
  • УР РУ
  • ЭР РЭ
  • ИР РИ
  • ЯР РЯ
  • ЮР РЮ
  • ЕР РЕ
  • ЁР РЁ

- разные согласные буквы, одна гласная. Например:

  • АМ ЯМ ДУ ДЮ
  • АР ЯР БУ БЮ
  • АК ЯК ВУ ВЮ
  • АП ЯП ГУ ГЮ
  • АТ ЯТ ТУ ТЮ
  • АШ ЯШ РУ РЮ
  • АЙ ЯН ПУ ПЮ

- на дифференциацию букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим свойствам звуки. Например:

  • БА ПА БЯ ПЯ
  • БУ ПУ БЮ ПЮ
  • БО ПО БЁ ПЁ
  • БЭ ПЭ БЕ ПЕ
  • БЫ ПЫ БИ ПИ
  • СА ША АС АШ
  • СУ ШУ УС УШ
  • СО ШО ОС ОШ
  • СЫ ШИ ИС ИШ
  • ЯС ЯШ

Таблицы читайте сначала по вертикали (столбиком), потом по горизонтали, потом вразбивку.

Примечание: чтение слоговых таблиц (ГС) с буквами З Ж В Д Б Г брать не надо. Когда читаем слова, сначала «дубЫ», а потом «дуб», «тазЫ», потом «таз». Так детям легче понять смысл слов, которые произносится не так, как пишутся (дуП, таС). Таблицы печатайте сами обязательно с крупными буквами.

В какой последовательности брать согласные буквы для чтения?

Последовательность согласных букв для чтения в школьном букваре обусловлено частотой употребления и артикуляционно-акустическими свойствами звуков, которые она обозначает. Вы можете придерживаться этой последовательности, но если ребенок сам предложит букву для чтения — соглашайтесь, как ни странно, у них есть «любимые» буквы, а заинтересованность малыша дорогого стоит.

6. Чтение слов.

Отработали чтение с буквами М Н. Можно читать слова.

МАМА – под каждым слиянием СГ – дуга (там, где буквы «дружат»), под остальными буквами – точки.

УМ ИМ ОН НАМ ЯМА ИМЯ МАМА НЯНЯ НИНА МАНЯ

По прочтении каждого слова спрашивайте: Какое слово получилось? Если ребенок сразу не узнал слово, то помогите ему: НЯ НЯ. Что получилось? Я МА. Что получилось?

Слова с безударными гласными в корне читайте в такой последовательности:

  • КОЗЫ, потом КОЗА
  • РЕКИ, потом РЕКА
  • НОРЫ, потом НОРА

Так дети лучше понимают смысл слов, которые пишутся не так, как произносятся.

Чтение ШИ и ЖИ надо запомнить.

Ь и Ъ – практически:

  • МЬ – букв две, а звук один «мь»
  • МЪ – букв две, а звук один «м»

О готовности к обучению чтению кратко:

Слышит звуки (МУ, БЭ – два, а не один), знает буквы – готов.

Темп обучения чтению у каждого ребенка свой. Чаще хвалите, поощряйте. Умение дошкольника читать – не показатель интеллекта. Пусть ребенок подольше читает вслух. Больше читайте ему сами.

Желаю успехов и терпения.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.