Как научить ребёнка писать без ошибок?

Коррекция дисграфииПо статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки, родители  заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?

Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.  Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные.  Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

1.    Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2.    Пропуск букв.
3.    Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4.    Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5.    Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6.    Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7.    Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:

8.    Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9.    «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10.    Переносит слова как попало.
11.    Часто не делает пробелов между словами.
12.     Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка  – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5.    Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила  даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для LogoPortal.RU
Ирина Надрус

Тест для родителей — Готов ли ваш ребёнок к письму?

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (42 понравилось, средний балл: 4,86 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?
Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома Рекомендации для родителей по автоматизации звуков дома

Отзывы к материалу: "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

  1. Илона:

    А что такое подкорка? глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом?

  2. Vesna Vesna:

    Как источник энергии обеспечивает питание электрических приборов, так подкорка отвечает за общий тонус головного мозга. Если тонус подкорки снижен, то и отделы коры находятся в полуспящем состоянии. Как же они будут хранить и перерабатывать информацию, формулировать программы и контролировать их выполнение?
    Вот почему для хорошей учёбы важно достаточно гулять и заниматься спортом!

  3. neo:

    Самое страшное, что после слов учителя: «Да ты вообще писать не можешь!» ребенок начинает в это верить и несёт это ярмо через все школьные годы! В наше время логопедов-то в школе вообще не было. Это сейчас есть к кому обратиться за помощью. Да и то, есть ли ОБЪЕКТИВНАЯ статистика, показывающая успешность работы школьных логопедов?

  4. наталья:

    У меня дочка во 2 классе.Тоже бывают ошибки при списывании,про диктанты вообще молчу….первая 2 уже есть(((Мне сказал школьный логопед,что у детей у которых были проблемы с речью то нормально,потом всё нормализуется.У нас в принципе проблем не было-только звук р ставили,но это проблема логопедическая,хотя с ней не занимается,сказала для 2 класса это норма.Ещё и невнимательность конечно,вечно куда то торопится.Я решила пока сильно не нервничать по этому поводу-всё таки ещё маленькие,им бы говорить научиться без ошибок!

  5. Zinchik.:

    а нам вообще школьный логопед сказала, что дизграфия не излечима(
    так и будет мой ребенок всю жизнь писать с Ашипками(

  6. Елена:

    Неправда! Я писала с ошибками. А в 7 классе мне наняли репетитора. И я стала писать без ошибок!

  7. bacenko:

    Спасибо за ценный материал. Работаю учителем русского языка и литературы в средней школе. Часто бывает, что ребёнок знает все правила назубок, старается, бедный, переживает, — а пишет с огромным количеством ошибок. И никакой репетитор не поможет, если у школьника дисграфия. Рекомендую родителям в таких случаях как можно раньше обращаться к логопеду.

  8. Елена:

    Я не знаю ни одного правила ( кроме Жи-Ши и еще парочки примитивных ) а пишу грамотно. Просто потому что очень много читала с детства. И есть такая вещь — как зрительная память !

  9. Наталия:

    Очень полезный материал! Молодец!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  10. РУСТАМ:

    даже не знаю сработает ли это

  11. Айжан:

    Здравствуйте. У меня сын учится в 5 классе. По русски разговаривает хорошо. Но его ошибки просто убивают. Никто из учителей не говорил про такой диагноз, и даже не советовали сходить к логопеду. Спасибо за информацию!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.