Как отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.
Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Функциональная дислалия
Причины:
- Может быть неблагоприятное речевое окружение.
- Может быть неправильное речевое воспитание.
- Может быть соматическое ослабленность здоровья.
Неврологический статус детей:
- Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.
Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:
- Нет.
Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:
- Нет
В органах артикуляционного аппарата:
- Нет
Психический статус:
- У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.
Состояние бытовых навыков самообслуживания:
- Опрятны и аккуратны.
Общее соматическое состояние:
- Как правило, более здоровы.
Особенности речевых нарушений:
- Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
- Нет нарушений просодики.
- Звукопроизношение не ухудшается.
- Произвольность речевых движений сохранна.
- По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
- Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.
Стертая дизартрия
Причины:
- Органическое поражение ЦНС.
Неврологический статус детей:
- Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.
Проявление неврологической симптоматики:
- страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
- дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
- испытывают затруднения в играх с мячом,
- движения носят скованный напряженный характер,
- отмечаются напряжения в руках,
- тремор пальцев рук,
- покачивание тела,
- отклонение языка в сторону,
- гиперкинезы языка,
- саливация.
Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:
- Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).
Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:
- Отмечается легкая амимия лица,
- снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.
В органах артикуляционного аппарата:
- Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
- со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
- Амплмитуда движений ограничена.
- Могут наблюдаться замены движений.
- Саливация.
- Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.
Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).
Психический статус:
- Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
- отмечаются снижение памяти и внимания.
- Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
- Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.
Состояние бытовых навыков самообслуживания:
- Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
- Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
- Саливация.
Общее соматическое состояние:
- Соматически ослаблены.
- Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
- Имеют хронические заболевания внутренних органов.
Особенности речевых нарушений:
- Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.
- Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
- Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
- По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
- Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.
Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии
Упражнения для бровей:
- «Дружные ребята»: Движение бровей вверх, вниз. Хмурить брови.
Функцианальная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
Упражнения для глаз:
- «Моргалочки»: Спокойно закрывать и открывать глаза.
- «Мигалочки»: Умение попеременно открывать и закрывать глаза.
Упражнение для мимической моторики:
- «Повторяшки»: Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия
|
|
|
Упражнение для щек:
- «Надуваем шарик»: Надуть, сдуть щеки. Надуть попеременно то одну, то другую щеку.
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
Упражнения для губ:
- «Заборчик»: Губы сомкнуты,губы в улыбке.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
- «Дудочка»: Губы вытянуть вперед.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
- «Заборчик-дудочка»: Переключение позиций губ.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
Упражнения для языка:
- «Лопатка»: Умение удерживать язык в расслабленном положении на нижней губе.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
- «Часики»: Подвижность языка в стороны, не касаясь губ.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
- «Качели»: Умение быстро менять положение языка – вверх, вниз.
Анализ:
Функциональная дислалия |
Стертая дизартрия |
|
|
Анализ вариативности выполнения упражнений при играх по развитию артикуляционной моторики позволяет дифференцированно подойти к диагностике функциональной дислалии и стертой дизартрии у детей.
Шипицына М.В.,
учитель-логопед