Методы диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии у дошкольников

Логопедическая работа над вопросительным предложениемКак отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Функциональная дислалия

Причины:

  • Может быть неблагоприятное речевое окружение.
  • Может быть неправильное речевое воспитание.
  • Может быть соматическое ослабленность здоровья.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

  • Нет.

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

  • Нет

В органах артикуляционного аппарата:

  • Нет

Психический статус:

  • У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Опрятны и аккуратны.

Общее соматическое состояние:

  • Как правило, более здоровы.

Особенности речевых нарушений:

  • Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
  • Нет нарушений просодики.
  • Звукопроизношение не ухудшается.
  • Произвольность речевых движений сохранна.
  • По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.

Стертая дизартрия

Причины:

  • Органическое поражение ЦНС.

Неврологический статус детей:

  • Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.

Проявление неврологической симптоматики:

  • страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
  • дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
  • испытывают затруднения в играх с мячом,
  • движения носят скованный напряженный характер,
  • отмечаются напряжения в руках,
  • тремор пальцев рук,
  • покачивание тела,
  • отклонение языка в сторону,
  • гиперкинезы языка,
  • саливация.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:

  • Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:

  • Отмечается легкая амимия лица,
  • снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.

В органах артикуляционного аппарата:

  • Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
  • со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
  • Амплмитуда движений ограничена.
  • Могут наблюдаться замены движений.
  • Саливация.
  • Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.

Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).

Психический статус:

  • Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
  • отмечаются снижение памяти и внимания.
  • Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
  • Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.

Состояние бытовых навыков самообслуживания:

  • Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
  • Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
  • Саливация.

Общее соматическое состояние:

  • Соматически ослаблены.
  • Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
  • Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Особенности речевых нарушений:

  • Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.
  • Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
  • Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
  • По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
  • Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.

Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии

Упражнения для бровей:

  • «Дружные ребята»: Движение бровей вверх, вниз. Хмурить брови.

Функцианальная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение
  • Не выполняют движения или выполняют не в полном объеме.
  • Проявляют асимметрию.
  • Синкинезии.

Упражнения для глаз:

  • «Моргалочки»: Спокойно закрывать и открывать глаза.
  • «Мигалочки»: Умение попеременно открывать и закрывать глаза.

Упражнение для мимической моторики:

  • «Повторяшки»: Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют движения.
  • Не выполняют движения.
  • Выполняют немного медленно или выполняют не в полном объеме.
  • Не могут попеременно открывать и закрывать глаза.
  • Пытаются помогать руками удержать глаза в закрытом положении.
  • Синкенезии.

Упражнение для щек:

  • «Надуваем шарик»: Надуть, сдуть щеки. Надуть попеременно то одну, то другую щеку.

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнения.
  • Легко обучаются и выполняют движения.
  • Выполняют не в полном объеме,либо не могут выполнить.
  • Проявляют сглаженность в носогубных складках.
  • Не могут надуть щеки.

Упражнения для губ:

  • «Заборчик»: Губы сомкнуты,губы в улыбке.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Улыбаются без напряжения, спокойно удерживают губы.
  • Выполняют не в полном объеме.
  • Асимметрия в улыбке.
  • Подворачивают верхнюю или нижнюю губу.
  • Не показывают нижние зубы.
  • «Дудочка»: Губы вытянуть вперед.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.
  • Не сильно вытягивают губы вперед или не достаточно удерживают позы.
  • Не выполняют упражнение или испытывают трудности.
  • Открывают рот во время упражнения.
  • Не удерживают губы в вытянутом положении.
  • При порезе не вытягивают губы с одной стороны.
  • «Заборчик-дудочка»: Переключение позиций губ.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Не выполняют упражнение.
  • Рывками переключаются от одной позиции к другой.

Упражнения для языка:

  • «Лопатка»: Умение удерживать язык в расслабленном положении на нижней губе.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Не выполняют или выполняют не в полном объеме.
  • Не касаются уголков рта.
  • Отклоняют язык в сторону.
  • Сужение языка, посинение.
  • Поднимают кончик языка вверх.
  • Гиперсаливация.
  • «Часики»: Подвижность языка в стороны, не касаясь губ.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Не выполняют движения.
  • Выполняют не в полном объеме.
  • Синкенезии.
  • Асимметричные движения языка и губ – влево, вправо.
  • «Качели»: Умение быстро менять положение языка – вверх, вниз.

Анализ:

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  • Дети выполняют упражнение.

 

  • Дети не выполняют движения.
  • Выполняют не в полном объеме.
  • Выполняют в замедленном темпе.
  • Синкенезии.
  • Гиперсаливация.

Анализ вариативности выполнения упражнений при играх по развитию артикуляционной моторики позволяет дифференцированно подойти к диагностике функциональной дислалии и стертой дизартрии у детей.

Шипицына М.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Начинающим Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.