В плане подробно представлено планирование работы учителя-логопеда на каждый месяц по развитию всех компонентов речи. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю, а начиная со 2 периода обучения предусмотрено усложнение учебного материала за счет составления рассказов и пересказов сказок с опорой на серию предметных и сюжетных картин.
В дополнение можно использовать альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями Н. М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы».
Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и первоначального звукового и слогового анализа у детей старшей группы с общим недоразвитием речи
Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Звуки, буквы |
Лексико-грамматический строй речи, связная речь |
№ занятия |
СЕНТЯБРЬ
1,2 |
1-15 сентября – обследование речи детей |
||
3 | Осень. Складывание для Гнома домика и ели из геометрических фигур. | 1 | |
Осень. Понятия «предмет» и «действие». | 2 | ||
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. | 3 | ||
4 | Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие «слово». | 4 | |
Деревья осенью. Различение понятий «предмет» и «действие». Одушевленные и неодушевленные существительные. | 5 | ||
Развитие слухового восприятия на речевых звуках. | 6 |
ОКТЯБРЬ
1 |
Деревья осенью. Листья. Повторение и закрепление по теме «Предмет и действие», «Одушевленные и неодушевленные существительные» |
7 |
|
Овощи. Согласование им.сущ. с им. прилаг. в числе, роде падеже. Предлоги «в, на». |
8 |
||
У | Звук [у] | 9 | |
2
2 |
Овощи. Согласование им. сущ. с им. прилаг. в роде, числе и падеже. Составление загадок описаний. Польза овощей. Практическое употребление предлогов «в, на». | 10 | |
Овощи. Количественные числительные «один, одна». Согласование им. числит. с им. сущ. в роде, числе и падеже. Дифференциация предлогов «в, на». |
11 |
||
А | Звук [а] | 12 | |
3 |
Фрукты. Им. пад. мн. ч. им. сущ. Предлоги «в, на». | 13 | |
Фрукты. Им. пад. мн. ч. им. сущ. | 14 | ||
А, У | Звуки [а-у] | 15 | |
4
|
Золотая осень. Глаголы 3-го л. ед. и мн.ч. наст. вр. Составление описательного рассказа. | 16 | |
Перелетные птицы. Употребление глаголов 3-го л. ед. и мн. ч. наст. вр. | 17 | ||
И | Звук [и] | 18 | |
5 |
Перелетные птицы. Уменьшительно-ласкательная форма им. сущ. | 19 | |
Игрушки. Уменьшительно-ласкательная форма им. сущ. | 20 | ||
Н | Звук [н] | 21 |
НОЯБРЬ
1 |
Одежда. Обувь. Притяжательные местоимения «мой, моя, мое, мои». | 22 | |
Одежда. Обувь. Притяжательные местоимения «мой, моя, мое, мои». | 23 | ||
М | Звук [м] | 24 | |
2 |
Головные уборы. Глаголы прош. вр. ед.ч. | 25 | |
Посуда. Вин. пад. ед.ч. сущ. Понятие «предложение». | 26 | ||
Н-М | Звуки [н-м] | 27 | |
3 |
Домашние птицы. Род. пад. ед. ч. им. сущ. без предлога. | 28 | |
Домашние птицы. Род. пад. ед. ч. им. сущ. с предлогом «у». | 29 | ||
Н-М | Звуки [н-м] | 30 | |
4 | Дикие птицы. Приставочные глаголы. | 31 | |
Дикие птицы. Приставочные глаголы. | 32 | ||
Н-М | Звуковой анализ слогов со звуками [н-м] | 33 |
Второй период обучения (декабрь, январь, февраль)
ДЕКАБРЬ
1 |
Зима. Количественные числительные «два, две». | 34 | |
Зима. Количественные числительные «два, две». | 35 | ||
П | Звук [п] | 36 | |
2 |
Зимующие птицы. Предлог «на». | 37 | |
Зимующие птицы. Расширение глагольного словаря. Практическое употребление предлога «на». | 38 | ||
Т | Звук [т] | 39 | |
3 |
Зимний лес. Зимующие птицы. Предлоги «в, на». | 40 | |
Красота зимнего леса. Зимующие птицы. Расширение словаря признаков. Предлоги «на, с». | 41 | ||
К | Звук [к] | 42 | |
4 |
Новый год. Елочные игрушки. Расширение словаря признаков. Составление описательного рассказа. |
43 |
|
Работа над составлением рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | 44 | ||
К | Звук [к] | 45 | |
5 | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | 46 |
ЯНВАРЬ
1,2 |
Зимние каникулы |
||
3 | Зимние забавы и развлечения. Предлоги «на-под». | 47 | |
Зимние забавы и развлечения. Предлоги «на-под». Введение условных обозначений слов в предложении для схематического анализа структуры предложения. | 48 | ||
К-Т | Звуки [к-т] | 49 | |
4 | Домашние животные. Род. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. | 50 | |
Домашние животные. Род. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. Практическое употребление предлога «в». | 51 | ||
П-Т | Звуки [п-т] | 52 | |
5 | Дикие животные. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами «в, на, с, под». | 53 | |
Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации. | 54 | ||
П-Т-К | Звуки [п-т-к] | 55 |
ФЕВРАЛЬ
1 |
Наше тело и уход за ним. Род имен существительных. | 56 | |
Наше тело и уход за ним. Род имен существительных. | 57 | ||
Х | Звук [х] | 58 | |
2 |
Семья. Понятие «признак». Предлог «за». | 59 | |
Семья. Понятие «признак». Предлог «по». | 60 | ||
К-Х | Звуки [к-х] | 61 | |
3 |
День защитника Отечества. Мужские профессии. Признаки предметов, выраженные качественными им. прилагательными. Практическое употребление предлогов «за, по». |
62 |
|
Транспорт. Признаки предметов, выраженные качественными им. прилагательными. Практическое употребление предлогов «по, в, под». |
63 |
||
О | Звук [о] | 64 | |
4 |
Рыбы. Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы им. сущ. | 65 | |
Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | 66 | ||
ХЬ | Звук [х’] | 67 |
Третий период обучения (март, апрель, май)
МАРТ
1 |
Рыбы. Употребление мн.ч. род. и твор. пад. им. сущ. Приставочные глаголы. Качественные им. прилагательные, выраженные словами-признаками по «Сказке о рыбаке и рыбке». |
68 |
|
Относительные им. прилагательные, обозначающие материал (по «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Три поросенка»). |
69 |
||
ПЬ | Звук [п'] | 70 | |
2 |
Праздник 8 Марта. Женские профессии. Качественные прилагательные. | 71 | |
Праздник 8 Марта. Женские профессии. Качественные прилагательные. | 72 | ||
ТЬ | Звук [т’] | 73 | |
3 |
Работа над пересказом русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам. | 74 | |
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам. |
75 |
||
КЬ | Звук [к’] | 76 | |
4 |
Продукты питания. Качественные прилагательные. Предлог «из». | 77 | |
Продукты питания. Качественные прилагательные. Предлог «из». | 78 | ||
Ы | Звук [ы] | 79 |
АПРЕЛЬ
1 |
Весна. Работа над пересказом русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картин. |
80 |
|
Весна. Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картин. |
81 |
||
И-Ы | Звуки [и-ы] | 82 | |
2 |
Цветы. Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-. Предлог «к». | 83 | |
Цветы. Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин-. Предлог «от». Дифференциация предлогов «к-от». |
84 |
||
Л | Звук [л] | 85 | |
3 |
Природа весной. Составление рассказа «Весна» по серии сюжетных картин. | 86 | |
Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин с дополнительной опорой на предметные картинки. |
87 |
||
Л-Й | Звуки [л’-j] | 88 | |
4 |
Инструменты. Употребление дат. и твор. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. | 89 | |
Инструменты. Употребление твор. пад. ед. и. мн. ч. им. сущ. Построение сложноподчиненных предложений с союзным словом «чтобы». |
90 |
||
В | Звук [в] | 91 |
МАЙ
1 |
Мебель. Образование относительных прилагательных. Практическое употребление в речи предлогов «на, под, из, в, по, к, от, за, с». |
92 |
|
Мебель. Образование относительных прилагательных. | 93 | ||
В | Звук [в]. Звуковой анализ слогов и коротких слов. | 94 | |
2 |
Фабрики. Образование относительных прилагательных. | 95 | |
Фабрики. Образование относительных прилагательных. | 96 | ||
Ф | Звук [ф] | 97 | |
3 |
Дикие и домашние животные. Повторение и закрепление по теме. Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи). |
98 |
|
Дикие и домашние животные. Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи). Практическое употребление предлогов «по, на, в, за, под». |
99 |
||
ФЬ | Звук [ф] | 100 | |
4 |
Насекомые. Сравнительная степень качественных прилагательных. | 101 | |
Насекомые. Сравнительная степень качественных прилагательных. | 102 | ||
В-Ф | Звуки [в-ф] | 103 | |
5 |
Лето. Развитие словаря признаков и действий предметов. | 104 | |
Лето. Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики». | 105 | ||
ВЬ-ФЬ | Звуки [в’-ф’] | 106 |
Горбенко Надежда Владимировна,
учитель-логопед МОУ
начальной школы-детского сада
«Ломоносов» г.о. Жуковский МО