Аннотация: В статье обосновывается необходимость разработки психолого-педагогических воздействий, направленных на формирование навыков коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития, а также представлены результаты изучения коммуникативной деятельности детей с ОНР (общим недоразвитием речи).
На современном этапе модернизация образования предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении развитие познавательных и коммуникативных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями.
По результатам проведённого нами обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР (методика Е. Б. Чернышовой) мы выявили следующие особенности коммуникативной деятельности старших дошкольников с ОНР.
В старшем дошкольном возрасте дети с ОНР стремятся к общению с близкими родственниками, а не со сверстниками. Дети готовы к общению со сверстниками, но вступление в контакт с другими детьми вызывают у них проблемы. У детей крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. В большинстве случаев дети недостаточно активны, скованны, напряжены, не проявляют инициативу, что влияет на свободу установления контакта с другими детьми.
У детей с ОНР недостаточное стремление к широкой информированности, низкая активность вопросно-ответной коммуникации. Вежливость дошкольников к сверстникам обычно ниже, чем к взрослым, а в разговоре с ровесниками перебивание считается необходимым элементом общения. Для детей не характерно общение с постоянным кругом сверстников, они предпочитают общение с собеседниками того же пола, что и сами. В общении стремятся любым способом произвести положительное впечатление на собеседника, выделиться среди остальных детей, обратить на себя внимание.
Общительность с близкими взрослыми проявляется в невысокой частоте инициативных актов. У детей имеется потребность в общении со взрослым, но взрослый необходим им как помощник, партнер по совместной деятельности. Они стремятся к тому, чтобы взрослый их похвалил, помог им. По данным наблюдения, у всех детей данной группы низкий уровень сосредоточенности спора на решении проблемы, в спорах они часто теряют нить спора, отходят от первоначальной темы и часто не сосредоточены на решении проблемы, а преследуют преимущественно цели самоутверждения.
Дети с ОНР реже используют элементы адекватного невербального поведения в общении со сверстниками, родителями, воспитателями, чем дети без речевых нарушений.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как:
- бедность и недифференцированность словарного запаса,
- явная недостаточность глагольного словаря,
- своеобразие связанного высказывания,
препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении.
В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Но, надо отметить, что все выше сказанное не влияет фатально на качество коммуникативной деятельности ребенка.
Дети с ОНР обладают теми же яркими признаками коммуникативной деятельности что и дети с речевой нормой. Анализ полученных данных указывает на необходимость введения в коррекционно-логопедическую работу особых средств, форм и методов, направленных на развитие коммуникативной деятельности детей.
Кашина Анастасия Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 84,
г. Иркутск