Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме.

Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным.

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др.

В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми логопедических групп, нами была разработан комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.

Нами был изготовлен демонстрационный материал (кастрюля + крышка из крупы: гречка, рис, горох, пшено; блузка + юбка и платье из материала: шёлк, ситец, фланель, атлас; сапоги из резины, войлока, замши и кожи).

Демонстрационный материал
Дидактическая игра по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, речевого, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Игра «Выбери и назови»

Цель:

- Развивать тонкую моторику пальцев рук.
- Учить детей определять форму предмета путём тактильных ощущений.
- Активизировать словарный запас.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога, кастрюли, платье.

Задание: Определить предмет по форме и назвать его.

Дидактическая игра «Выбери и назови»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, ребёнок из предложенного материала должен выбрать кастрюли, сапоги, платье закрытыми глазами.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель:

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли, сапога, платье.

Задание: Определить структуру предмета.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, какая крупа и отвечает на вопрос какая каша? (гречневая каша, рисовая каша).

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме сапога (платья), ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, из какого материала сделан сапог (платье) и отвечает на вопрос какой сапог? (какое платье?) (резиновый сапог, шёлковое платье).

Игра «Найди пару»

Цель:

• Согласование существительных и прилагательных с притяжательными местоимениями мой, мои.
• Преобразование существительных единственного числа во множественное число.
• Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога.

Задание: Найди пару, назови какой и чей.

Дидактическая игра «Найди пару»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, один из предмета лицевой стороной вверх, остальные вниз. Ребёнок с закрытыми глазами находит данному предмету пару по материалу и отвечает на вопрос чей? и какой? (Мой резиновый сапог, мои резиновые сапоги и д.т.)

Игра «Собери костюм»

Цель:

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал в форме блузы + юбки.

Задание: Собери костюм в соответствии со структурой материала.

Дидактическая игра «Собери костюм»

Логопед выкладывает перед ребёнком один основной предмет, Ребёнок с закрытыми глазами должен выбрать недостающую часть костюма в соответствии со структурой материала основного предмета и ответить на вопрос какая блуза?, какая юбка?, какой костюм? (У меня ситцевая блуза, ситцевая юбка, ситцевый костюм.)

Игра «Вкусная каша»

Цель:

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.

Задание: Определить структуру предмета.

Дидактическая игра «Вкусная каша»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).

Шмыга Марина Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 40 «Калинка»,
г. Междуреченск, Кемеровская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.