Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме.

Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным.

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др.

В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми логопедических групп, нами была разработан комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.

Нами был изготовлен демонстрационный материал (кастрюля + крышка из крупы: гречка, рис, горох, пшено; блузка + юбка и платье из материала: шёлк, ситец, фланель, атлас; сапоги из резины, войлока, замши и кожи).

Демонстрационный материал
Дидактическая игра по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, речевого, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Игра «Выбери и назови»

Цель:

- Развивать тонкую моторику пальцев рук.
- Учить детей определять форму предмета путём тактильных ощущений.
- Активизировать словарный запас.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога, кастрюли, платье.

Задание: Определить предмет по форме и назвать его.

Дидактическая игра «Выбери и назови»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, ребёнок из предложенного материала должен выбрать кастрюли, сапоги, платье закрытыми глазами.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель:

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли, сапога, платье.

Задание: Определить структуру предмета.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, какая крупа и отвечает на вопрос какая каша? (гречневая каша, рисовая каша).

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме сапога (платья), ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, из какого материала сделан сапог (платье) и отвечает на вопрос какой сапог? (какое платье?) (резиновый сапог, шёлковое платье).

Игра «Найди пару»

Цель:

• Согласование существительных и прилагательных с притяжательными местоимениями мой, мои.
• Преобразование существительных единственного числа во множественное число.
• Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога.

Задание: Найди пару, назови какой и чей.

Дидактическая игра «Найди пару»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, один из предмета лицевой стороной вверх, остальные вниз. Ребёнок с закрытыми глазами находит данному предмету пару по материалу и отвечает на вопрос чей? и какой? (Мой резиновый сапог, мои резиновые сапоги и д.т.)

Игра «Собери костюм»

Цель:

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал в форме блузы + юбки.

Задание: Собери костюм в соответствии со структурой материала.

Дидактическая игра «Собери костюм»

Логопед выкладывает перед ребёнком один основной предмет, Ребёнок с закрытыми глазами должен выбрать недостающую часть костюма в соответствии со структурой материала основного предмета и ответить на вопрос какая блуза?, какая юбка?, какой костюм? (У меня ситцевая блуза, ситцевая юбка, ситцевый костюм.)

Игра «Вкусная каша»

Цель:

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.

Задание: Определить структуру предмета.

Дидактическая игра «Вкусная каша»

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).

Шмыга Марина Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 40 «Калинка»,
г. Междуреченск, Кемеровская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.