Комплекс занятий для работы с неговорящими детьми

Занятия логопеда с неговорящими детьмиАннотация:

  • Развитие активной речи до уровня простых нераспространенных предложений, состоящих из одно- и двухсложных слов: простых имен Аня, Нина, Ляля и др., названий членов семьи (мама, папа, баба и др.) и указательных местоимений (вот, тут, там), названий животных, игрушек (зайка, лиса, волк, мышка, кошка, собака (авка) и других. Обучение составлению вопросительных предложений, предложений с глаголом в повелительном наклонении и с частицей «на», «дай», с глаголами в настоящем и прошедшем времени.
  • Обучение выполнению артикуляционных упражнений: лопаточка, трубочка, прикусывание нижней губы верхними зубами, поднимание верхней губы, вибрация губ, цоканье языком.
  • Продолжение работы над дыханием. Развитие умения переключать силу голоса.
  • Развитие графомоторных навыков и конструктивного праксиса.

Комплекс занятий учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми.

Тема: «Система работы с неговорящими детьми, имеющими отставание и отклонения в развитии в условиях реабилитационного центра. Дошкольный возраст.»

Этап № 3: Работа над фразой.

Занятие 1. Лексическая тема: Семья.

Развитие мелкой моторики:

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста.

Кто-то делает вот так: рубит дерево вот так: тук-тики, тук-тики, так!
Кто-то делает вот так: молотком стучит вот так: дзинь-тики, дзинь-тики-так!
Кто-то делает вот так: тесто шлепает вот так: шлеп-тики, шлеп-тики, так!
Кто-то делает вот так: топ-тики, топ-тики, лбом о столик тук-тики.
Чашку на пол: дзинь-тики.
Возле стенки-шлеп тики, так!

Мимические упражнения:

Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Малыш отказывается есть»- прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
  • «Мама испекла блинчики»- положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в расслабленном состоянии под счет до 5.
  • «Малыш сосет соску»- сомкнутые губы вытянуть вперед и производить сосательные движения.

Развитие голоса, дыхания:

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: О-о-о-о-ох! У-у-ух!

Учим маленького брата говорить слоги: ка-га, ко-го, ку-гу.

Работа над фразой:

Рассматривание картинки «Семья». Соединяем указательное слово с существительным, ребенок произносит фразу по подражанию:

Вот Аня. Тут Вова. Это баба. Баба Таня. Тут дед. Деда Ваня. Вот мама. Мама Катя. Это папа. Папа Дима. Это киса. Киса Муся. (Аня дает папе мяч). На, папа, мяч. (Вова дает маме мяч). На ,мама, мяч.

Психогимнастика:

Изобразить, как мама собирается на работу: причесывается, накладывает макияж.

Сенсорное развитие:

Игрушки членов семьи (мама, папа, ребенок), разноцветные деревянные шарики. Инструкция: «Подбери для мамы желтые, для папы красные, для ребенка зеленые шарики.»

Развитие конструктивного праксиса:

Строим дом для семьи (из конструктора по показу логопеда).

Занятие 2. Лексическая тема: Теремок.

Развитие мелкой моторики:

Логопед читает стихотворный текст.

Мальчик с пальчик, где ты был? (четыре раза сгибать большой палец левой руки).
Долго по лесу бродил. (то же на правой руке).
Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. (большой палец правой руки поочередно соприкасается со всеми остальными).
Встретил белочку, лисичку, всем подарки подарил, всяк меня благодарил. (четыре пальца последовательно сгибаются- кланяются).

Мимические упражнения:

«Лисенок высматривает мышку» — прищуривать глаза по очереди.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Зайчик» — поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
  • «Сердитый волк» — нижнюю губу прикусить верхними зубами.
  • «Лосенок сосет молоко» — вытянуть губы трубочкой и производить сосательные движения.
  • «Ежик фыркает» — вибрация губ.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Волк воет»: У-у-у (произносить тихо и громко).
  • «Ежик пыхтит»: Пых- пых- пых.

Работа над фразой:

Логопед рассказывает сказку «Теремок», выставляя по ходу рассказывания персонажей настольного театра. Ребенок произносит фразы по подражанию.

Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку».

Фразы, которые ребенок должен повторить, логопед выделяет голосом: «Вот дом. Вот мышь. Тук- тук, кто тут? Я буду тут жить. А ты кто? Иди в дом. Идет зайка. Я зайка. Я лиса. Иди к нам. Я волк.»

Психогимнастика:

«Медведь искал мед» — изобразить, как медведь запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы жалят медведя — изобразить, как ему больно.

Сенсорное развитие:

- Кто из зверей самый большой? Самый маленький?

Развитие конструктивного праксиса:

Построим новый теремок для зверей  (из объемных геометрических фигур).

Занятие 3. Лексическая тема: Репка.

Развитие мелкой моторики:

«Мышата пошли купаться». Логопед читает стихотворный текст.

Пять мышат гуляли на просторе. (быстро двигать пальчиками по столу)
Пять мышат пошли купаться к морю. (медленно переставлять пальчики по столу)
Один из них устал. (загнуть большой пальчик)
«Пойду домой» — сказал.
И вот вам результат:
Четыре мышонка гуляли на просторе. (повторить те же движения с четырьмя пальцами и так далее загибать по одному пальчику и в стихотворном тексте убавлять числительные, пока не будут загнуты все пальцы).

Мимические упражнения:

Показать мимикой провинившуюся кошку, укравшую сосиску. Радостную собаку, которую гладит хозяин.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Собака рассердилась»- прикусывать верхними зубами нижнюю губу.
  • «Котенок зевает»- широко открывать и закрывать рот.
  • «Кошка лакает молоко»- высунуть широкий кончик языка изо рта. Поднять его вверх «чашечкой» и спрятать в рот.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Корова мычит» — (Муу — громко, низким голосом).
  • «Теленок мычит» — (муу- тихо, высоким голосом).
  • Мяуканье кошки и котенка — аналогично.

Работа над фразой:

Логопед рассказывает сказку «Репка», выставляя по ходу рассказа персонажей настольного театра, выделяя голосом фразы, которые ребенок должен повторить. Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку».

Это дед. Это репа. Дед тянет репу. Баба, иди тяни. Баба тянет. Дед тянет. Катя, иди тяни. Авка, иди, помоги. Мышка, иди тяни.

Психогимнастика:

Изобразить ласковую кошечку, игривую собачку, испуганную мышку.

Развитие мышления:

Логопед показывает часть разрезной картинки «Репка», а ребенок называет предмет.

Развитие графомоторных навыков:

Закрашивание контура мышки.

Занятие 4. Лексическая тема: Игрушки.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая игра «Барабан».

Бум-бум, барабан.
Что за шум, что за гам? (поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными палочками)
Бум-бум, барабан.
Просыпайтесь по утрам. (поочередно стучать по столу кулачками)

Мимические упражнения:

Передать эмоции: радость от покупки новой игрушки, огорчение при ее поломке.

Артикуляционная гимнастика:

«Танины игрушки». Логопед читает стихотворный текст.

Таня с куклою играет.
Кукла «ма-ма» повторяет. (по слогам, широко открывая рот, произнести слово «мама»).
Буратино улыбается,
Даже если удивляется.
А улыбка до ушей,
Хоть завязочки пришей. (широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов)
Вот воздушные шары,
Шары большие, надувные.
Вот такие… (надуть щеки, принять исходное положение — повторить несколько раз)
Стала Танечка играть,
Куклам шарики кидать.
Буратино шар поймал,
Только носом шар порвал. (надуть щеки, затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу)
Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!»
Стал совсем – совсем худой! (втянуть щеки внутрь ротовой полости)
Посадила Таня Буратино на лошадку.
Начал быстро он скакать,
Его лошадь не догнать. (цокать языком)

Развитие голоса, дыхания:

Игра «Лес шумит».

Логопед: Набежал легкий ветерок и лес тихонечко зашумел. (тихим голосом произнести: «Шууу»). Потом ветер усилился и лес зашумел громко (громким голосом произнести «Шууу»).

Игра «Шар лопнул».

По хлопку логопеда ребенок произносит звук [Ш] быстро.

Работа над фразой:

Рассматривание серии сюжетных картинок. Логопед дает ребенку инструкцию: «Я буду рассказывать, что изображено на картинках, а ты мне будешь помогать». Ребенок произносит фразы, которые логопед выделяет голосом:

- Это Таня. Это Петя. Они идут гулять. (Мама дала Тане куклу). На, Таня, куклу. У Тани кукла. Кукла Катя. Кукла упала. У куклы болит ухо, рука, нога. (Пришла девочка Аня). На, Катя, ешь пирог, пей сок. (Кукла поела, выпила сок и поправилась). Не болит у Кати ухо, рука и нога. (фразы, написанные в скобках, ребенок не повторяет).

Психогимнастика:

Изобразить, как девочка качает куклу, как мальчик крутит руль машины.

Развитие памяти, внимания:

Логопед произносит ряд названий картинок (игрушки). Затем ребенок из общей стопки выбирает те, которые назвал логопед.

Развитие графомоторных навыков:

Рисование куклы.

Занятие 5. Лексическая тема: Кукла пришла в гости.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая игра «Гости».

К кукле гости прибежали. (перемещать по столу указательные и средние пальцы обеих рук)
Все друг другу руки жали. (соединить руки как при рукопожатии)
Здравствуй, Жора!
Здравствуй, Жанна!
Рад, Сережа!
Рад, Снежана! (соединять с большим пальцем все остальные пальцы по очереди на обеих руках)
Не хотите ль пирожок?
Может, коржика кусок? (движения руками как при стряпне пирожков)
С ручек все стряхнули крошки (потереть одну руку о другую)
И захлопали в ладошки. (хлопки ладонями)

Мимические упражнения:

Выразить мимикой:

  • свое огорчение: разбили чашку,
  • радость: купили новую посуду,
  • неудовольствие: много грязной посуды.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Кувшины с узким и широким горлышком»: вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
  • «Чашка для чая»: сделать язык в форме чашечки.
  • «Самовар»: надуваем и сдуваем щеки.
  • «Блинчики»: широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Пьем сок через трубочку» — производить несколько раз вдох и выдох через губы, вытянутые узкой воронкой.
  • «Пыхтящий чайник» — произносить «Пых- пых- пых».

Работа над фразой:

Логопед.

- К нам в гости пришла кукла Нина. Попроси куклу: «Дай куклу». Помой кукле руки. Где Мыло? (Вот мыло.) Где таз? (Вот таз.) Посади куклу на стульчик. Что делает кукла? (Кукла сидит.) Покорми куклу. Что делает кукла? (Кукла ест.) Кукла устала и хочет спать. Положи куклу в кроватку. Что делает кукла? (Кукла спит.) (при необходимости логопед дает образцы ответов.)

Психогимнастика:

Упражнение «Варим суп».

Ребенок показывает, как он наливает воду в кастрюлю, чистит и режет овощи, засыпает их в кастрюлю, наливает воды, включает конфорку, солит.

Развитие памяти и внимания:

Сначала логопед показывает ребенку 2 картинки из общей стопки (посуда). Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок показывает (а если может, то и называет картинки, которые ему были предъявлены сначала).

Развитие графомоторных навыков:

Штриховка кастрюли.

Шаньгина Вера Николаевна,
логопед,
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Шелехов Иркутской области

Список используемой литературы:

Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. «Игры- занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития», издательство «Просвещение», 1988 г.
Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб. :Речь, 2004 г.
Новиковская О.А.»Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи, ООО «Астрель- СПб», 2009 г.
Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». СПб. : «КАРО», 2004г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.