В статье рассказывается о комплексном подходе в коррекции общего недоразвития речи. Рассматривается вопрос диагностики, работы над фонематическим восприятием, моторикой, связной речью, грамматическим строем речи, а также развитие психических процессов.
Я работаю по теме «Коррекция общего недоразвития речи». В этом учебном году я применила новую методику обследования речи. Это комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф.Г.Даскаловой, эта диагностика включает 12 тестов:
- Свободные словесные ассоциации по определенному слову;
- Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных;
- Подбор и активное употребление глаголов;
- Подбор и активное дополнение прилагательных;
- Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов;
- Составление предложения по одному определенному слову;
- Составление предложения по трем определенным словам;
- Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления;
- Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности;
- Словесное объяснение определенного действия в его последовательности;
- Практическое осознание основных языковых элементов;
- Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Коэффициент речевого развития определяется по формуле, где учитывается количество правильных ответов-тестов и календарный возраст ребенка.
Коэффициент речевого развития показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.
По этой диагностике легко определить есть ли у ребенка общее недоразвитие речи. Если по коэффициенту определяется низкое речевое развитие, то можно говорить об общем недоразвитии речи.
Преимущество этой методики в том, что во время обследования все внимание уделяешь ребенку. В речевой карте можно ставить «+» или «-», в зависимости от того ответил ли ребенок или нет, не надо по ходу обследования делать записи, что приводит к переключению внимания ребенка на игрушки и пр. Разнообразные тесты, от которых ребенок не устает.
Недостаток диагностики в том, что не учитывается звуковая сторона речи, фонематическое восприятие и фонематический слух.
В этом учебном году на логопедическом учете у меня стоят 18 детей с ОНР. Из них 15 детей с ОНР 3-го уровня и 3-ое детей – ОНР 2-го уровня. Работа с этими детьми ведется по разным направлениям. Это формирование связной речи, развитие общей и мелкой моторики, а также артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, коррекция звукопроизношения и развитие психических процессов.
Провожу следующие виды занятий:
- Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;
- Занятия по формированию произношения.
Первый вид занятий я провожу подгруппой, занятия по коррекции звукопроизношения – индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Словарный запас обогащаю именами существительными, прилагательными, глаголами, используя различный наглядный, речевой и игровой материал.
Работа по формированию связной речи подразумевает пересказ текстов, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке. Работаю с деформированными текстами. Использую составление рассказа по опорным словам и предложениям, творческий пересказ.
Работу по формированию фонематического слуха и восприятия веду последовательно, поэтапно:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
- Различение слов близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Веду работу по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики. Для развития общей моторики – стихи с движениями. Для мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, шнуровка, использование палочек, застегивание пуговиц, крючков, плетение из полосок цветной бумаги, составление аппликации и т.д.
Коррекция звукопроизношения идет в установленной последовательности.
Кроме работы по развитию всех сторон экспрессивной речи, я применяю различные методики по развитию психических процессов.
Для развития восприятия: классификация геометрических фигур, разрезные картинки, незавершенные, перечеркнутые и наложенные фигуры, цветные матрицы Равенна, сюжетные картинки с заплатками, разноцветные сказки для формирования цветовосприятия и цветоразличения.
Для развития мышления: сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом, нелепицы, методика «4-ый лишний», словесные тесты Амдхауера.
Для развития памяти: заучивание стихотворений, заучивание 10 слов по Лурии, методика Леонтьева. Пиктограммы.
Для развития внимания – корректурные пробы.
На занятиях провожу комплексную работу по коррекции общего недоразвития речи.
Конева Ольга Александровна,
учитель-логопед
МОАУ психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Диалог» г. Шимановска»