Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

ОНРВ статье рассказывается о комплексном подходе в коррекции общего недоразвития речи. Рассматривается вопрос диагностики, работы над фонематическим восприятием, моторикой, связной речью, грамматическим строем речи, а также развитие психических процессов.

Я работаю по теме «Коррекция общего недоразвития речи». В этом учебном году я применила новую методику обследования речи. Это комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф.Г.Даскаловой, эта диагностика включает 12 тестов:

  1. Свободные словесные ассоциации по определенному слову;
  2. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных;
  3. Подбор и активное употребление глаголов;
  4. Подбор и активное дополнение прилагательных;
  5. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов;
  6. Составление предложения по одному определенному слову;
  7. Составление предложения по трем определенным словам;
  8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления;
  9. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности;
  10. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности;
  11. Практическое осознание основных языковых элементов;
  12. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Коэффициент речевого развития определяется по формуле, где учитывается количество правильных ответов-тестов и календарный возраст ребенка.

Коэффициент речевого развития показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

По этой диагностике легко определить есть ли у ребенка общее недоразвитие речи. Если по коэффициенту определяется низкое речевое развитие, то можно говорить об общем недоразвитии речи.

Преимущество этой методики в том, что во время обследования все внимание уделяешь ребенку. В речевой карте можно ставить «+» или «-», в зависимости от того ответил ли ребенок или нет, не надо по ходу обследования делать записи, что приводит к переключению внимания ребенка на игрушки и пр. Разнообразные тесты, от которых ребенок не устает.

Недостаток диагностики в том, что не учитывается звуковая сторона речи, фонематическое восприятие и фонематический слух.

В этом учебном году на логопедическом учете у меня стоят 18 детей с ОНР. Из них 15 детей с ОНР 3-го уровня и 3-ое детей – ОНР 2-го уровня. Работа с этими детьми ведется по разным направлениям. Это формирование связной речи, развитие общей и мелкой моторики, а также артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, коррекция звукопроизношения и развитие психических процессов.

Провожу следующие виды занятий:

  • Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;
  • Занятия по формированию произношения.

Первый вид занятий я провожу подгруппой, занятия по коррекции звукопроизношения – индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Словарный запас обогащаю именами существительными, прилагательными, глаголами, используя различный наглядный, речевой и игровой материал.

Работа по формированию связной речи подразумевает пересказ текстов, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке. Работаю с деформированными текстами. Использую составление рассказа по опорным словам и предложениям, творческий пересказ.

Работу по формированию фонематического слуха и восприятия веду последовательно, поэтапно:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Веду работу по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики. Для развития общей моторики – стихи с движениями. Для мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, шнуровка, использование палочек, застегивание пуговиц, крючков, плетение из полосок цветной бумаги, составление аппликации и т.д.

Коррекция звукопроизношения идет в установленной последовательности.

Кроме работы по развитию всех сторон экспрессивной речи, я применяю различные методики по развитию психических процессов.

Для развития восприятия: классификация геометрических фигур, разрезные картинки, незавершенные, перечеркнутые и наложенные фигуры, цветные матрицы Равенна, сюжетные картинки с заплатками, разноцветные сказки для формирования цветовосприятия и цветоразличения.

Для развития мышления: сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом, нелепицы, методика «4-ый лишний», словесные тесты Амдхауера.

Для развития памяти: заучивание стихотворений, заучивание 10 слов по Лурии, методика Леонтьева. Пиктограммы.

Для развития внимания – корректурные пробы.

На занятиях провожу комплексную работу по коррекции общего недоразвития речи.

Конева Ольга Александровна,
учитель-логопед
МОАУ психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.