Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

ОНРВ статье рассказывается о комплексном подходе в коррекции общего недоразвития речи. Рассматривается вопрос диагностики, работы над фонематическим восприятием, моторикой, связной речью, грамматическим строем речи, а также развитие психических процессов.

Я работаю по теме «Коррекция общего недоразвития речи». В этом учебном году я применила новую методику обследования речи. Это комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф.Г.Даскаловой, эта диагностика включает 12 тестов:

  1. Свободные словесные ассоциации по определенному слову;
  2. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных;
  3. Подбор и активное употребление глаголов;
  4. Подбор и активное дополнение прилагательных;
  5. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов;
  6. Составление предложения по одному определенному слову;
  7. Составление предложения по трем определенным словам;
  8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления;
  9. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности;
  10. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности;
  11. Практическое осознание основных языковых элементов;
  12. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

Коэффициент речевого развития определяется по формуле, где учитывается количество правильных ответов-тестов и календарный возраст ребенка.

Коэффициент речевого развития показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

По этой диагностике легко определить есть ли у ребенка общее недоразвитие речи. Если по коэффициенту определяется низкое речевое развитие, то можно говорить об общем недоразвитии речи.

Преимущество этой методики в том, что во время обследования все внимание уделяешь ребенку. В речевой карте можно ставить «+» или «-», в зависимости от того ответил ли ребенок или нет, не надо по ходу обследования делать записи, что приводит к переключению внимания ребенка на игрушки и пр. Разнообразные тесты, от которых ребенок не устает.

Недостаток диагностики в том, что не учитывается звуковая сторона речи, фонематическое восприятие и фонематический слух.

В этом учебном году на логопедическом учете у меня стоят 18 детей с ОНР. Из них 15 детей с ОНР 3-го уровня и 3-ое детей – ОНР 2-го уровня. Работа с этими детьми ведется по разным направлениям. Это формирование связной речи, развитие общей и мелкой моторики, а также артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и восприятия, коррекция звукопроизношения и развитие психических процессов.

Провожу следующие виды занятий:

  • Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;
  • Занятия по формированию произношения.

Первый вид занятий я провожу подгруппой, занятия по коррекции звукопроизношения – индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Словарный запас обогащаю именами существительными, прилагательными, глаголами, используя различный наглядный, речевой и игровой материал.

Работа по формированию связной речи подразумевает пересказ текстов, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке. Работаю с деформированными текстами. Использую составление рассказа по опорным словам и предложениям, творческий пересказ.

Работу по формированию фонематического слуха и восприятия веду последовательно, поэтапно:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Веду работу по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики. Для развития общей моторики – стихи с движениями. Для мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, шнуровка, использование палочек, застегивание пуговиц, крючков, плетение из полосок цветной бумаги, составление аппликации и т.д.

Коррекция звукопроизношения идет в установленной последовательности.

Кроме работы по развитию всех сторон экспрессивной речи, я применяю различные методики по развитию психических процессов.

Для развития восприятия: классификация геометрических фигур, разрезные картинки, незавершенные, перечеркнутые и наложенные фигуры, цветные матрицы Равенна, сюжетные картинки с заплатками, разноцветные сказки для формирования цветовосприятия и цветоразличения.

Для развития мышления: сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом, нелепицы, методика «4-ый лишний», словесные тесты Амдхауера.

Для развития памяти: заучивание стихотворений, заучивание 10 слов по Лурии, методика Леонтьева. Пиктограммы.

Для развития внимания – корректурные пробы.

На занятиях провожу комплексную работу по коррекции общего недоразвития речи.

Конева Ольга Александровна,
учитель-логопед
МОАУ психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Диалог» г. Шимановска»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.