Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Комплексы артикуляционной гимнастикиКомплекс артикуляционной гимнастики, указанный в памятках, способствует выработке тонких артикуляционных движений; формированию правильных артикуляционных укладов губ и языка; развитию переключаемости органов артикуляционного аппарата. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Звук “С”

При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика для звука С.

“Улыбка”

  • Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

  • Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

  • Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

  • Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Звук “З”

При произнесении звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика.

“Улыбка”

  • Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

  • Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

  • Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

  • Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”

  • Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, артикуляция в два этапа: передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Улыбка”

  • Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

  • Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

  • Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

  • Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик”

  • Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”

  • Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

Звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “Л”

При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика.

“Окошко”

  • Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

  • Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик”

  • Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Р”

При произнесении звука “Р”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика.

“Окошко”

  • Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”

  • Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок”

  • Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

  • Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”

  • Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик”

  • Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

Жданова Анна Равильевна,
учитель-логопед,
МКОУ «Специальная школа № 30»,
город Новокузнецк

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!» Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»
Логопедические игры своими руками Логопедические игры своими руками
Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки» Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки»
Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.