Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте

Организованная учебная деятельностьОрганизованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (для детей с ОНР 3 и 4 уровней). Задания для детей по развитию фонематического слуха, пополнению активного словарного запаса, формирование навыков звукового анализа и синтеза, и подготовка к обучению грамоте.

Тема: «Ждет нас школьная страна».

Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое, зрительное восприятие и память,
  • формировать навык звукового анализа и синтеза,
  • формировать интонационную выразительность речи,
  • пополнение словарного запаса детей.

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать навык послогового чтения,
  • формировать практическое умение и навыки пользования исправной (фонетически чистой, лексически развитой), грамматически правильной речью.

Коррекционно-воспитательные:

  • уметь взаимосвязано работать друг с другом детей и с коллективом в целом,
  • формировать самостоятельность в выполнении заданий,
  • умение вслушиваться в обращенную речь.

Оборудование:

  • наборное полотно с буквами, фишки трех цветов (синего, зеленого и красного) для звукового анализа, «волшебный сундучок» (зеркало, колокольчик, красная дорожка, синий кубик, зеленая губка), букварь, портфель, пенал, ручка; портфель, манная крупа, фасоль, геометрические фигуры, цветные скрепки, камешки, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:- 1,2,3,4,5-становитесь в круг играть!

(Дети встают в круг, звучит музыка)

Л: — Настал новый день, я улыбнусь вам. А вы улыбнитесь мне. Я вам хочу пожелать доброго утра. Давайте пожелаем доброе утро и нашим гостям.

(Дети улыбаются и здороваются с гостями)

Л:  Посмотрите, что у меня в руках?

Д:- Мячик

Л:- Какого цвета мячик?

Д:-Голубой

Л:- Вот пусть сегодня наше настроение будет таким же светлым, как цвет этого мячика, похожего на голубое безоблачное небо. Ребята, пожелаем нашим гостям хорошего настроения и удачного дня и передадим наш мячик гостям.

(Дети передают мячик гостям и садятся на стульчики).

Л:- А куда же это мы попали, друзья?

(На полу «полянка» с цветами, а на лепестках буквы).

Л:- Я знаю, что вы собираетесь в школу, но прежде чем нам попасть туда, я предлагаю сегодня отправиться в Школьную страну, вы согласны?

Д:- Да.

2. Основная часть.

Физминутка.

В Школьную страну чтоб попасть,
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть ,
(Дети проходят за парты)
Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра!».

Л:- Послушайте, что я сейчас произнесу: М,О,А,Д,К,Н.

Д:- Это звуки.

Л:- А звуки мы соединяем и что получаем?

Д:- Слова.

Л:- А чем мы на письме обозначаем звуки?

Д:- Буквами.

Л:- Что такое звуки, а что такое буквы?

(Дети проговаривают правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, видим и читаем).

Л: А какие бывают звуки?

Д:- Звуки бывают гласные и согласные.

Л:- А как мы произносим гласные звуки?

Д:- Мы их тянем и поем.

Л:- А как мы произносим согласные звуки?

Д:- При произнесении согласных в ротике преграда.

Л:- А что может быть преградой?

Д:- Язычок, зубки и губки.

Л:- Ребята, посмотрите, что это у меня?

Д:- Это «волшебный сундучок».

Л: — Давайте посмотрим, что у нас лежит в волшебном сундучке?

(Дети достают из сундучка- зеркало, звоночек, брусок, дорожку красного цвета, губку зеленого цвета, синий кубик).

Л: Для чего нам нужны все эти предметы?

Д:- Чтобы знать все о звуках, зеркало, чтобы знать, как произносится тот или иной звук,артикуляцию звука; красная дорожка — это гласные звуки, дорожка — потому что они тянутся и поются; брусок — это преграда, согласный звук, синий кубик-это твердые звуки, зеленая губка — это мягкие звуки, колокольчик — это звонкие звуки).

Л:- А чем мы обозначаем звуки на письме?

Д:- Буквами.

Л:- У меня есть буквы разного цвета, они пошалили и перемешались в цвете, нужно найти гласные буквы и обвести их красным цветом, а согласные обведем синим цветом.

(На альбомных листах хаотично нарисованы буквы разного цвета и разного размера. Дети выполняют задание под музыку).

Л: — А без чего мы не сможем пойти в школу?

Д: — Что бы пойти в школу нам нужен портфель.

Л:- А какой 1 звук в слове портфель?

Д: Первый звук в слове портфель П.

Л:- А кто хочет нам рассказать про этот звук?

Д: (Надевает шарфик( в наличии 3 шарфика из атласа- красный, синий, зеленый); на звук и отвечает: звук П-согласный, твердый, глухой и губной).

Л:- А последний звук в слове Портфель какой?

Д:- Звук Ль.

Л:- Расскажите про этот звук.

Д:- Звук Ль- согласный, мягкий, звонкий.

Л:- Молодец! Ребята,а с помощью чего мы учим буквы? Что еще нам понадобится в школе?

Д:- Букварь.

Л:- У меня есть букварь, но посмотрите, что это в букваре?

Д: Это письмо.

Л: Давайте посмотрим, что это в нем?

(Достают конверт, а там письмо от старухи Шапокляк. В нем сказано, что она хочет помешать нашим детям пойти в школу. Ведь она сама не знает букв и не умеет читать, и хочет чтобы и вы, ребята не пошли в 1 класс. А еще здесь загадки ребята, и Шапокляк хочет чтоб мы их отгадали, если мы их отгадаем, то, возможно она не будет препятствовать нам пойти в школу. Нам наверное нужно их отгадать.

Загадки о ручке и книге загадывает 1 ребенок:

Я могу любое слово на бумаге написать,
Помогу тебе задачки очень трудные решать,
Не забудь, меня, мой друг,без меня ты-как без рук!
Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

Д:- Дети отгадывают загадки (ручка и книга).

Л:- И картинки здесь с изображением ручки и книги. А они нам тоже нужны в школе. Мы с вами докажем Шапокляк, что мы уже не малыши, и умеем выкладывать слова и читать, и умеем делать звуко- буквенный анализ слов.

(Дети выполняют анализ и синтез этих слов самостоятельно в индивидуальных «кармашках», и 1 ребенок у доски большими фишками выкладывает звуко- буквенный анализ).

Л: — А в слове книга какой 1 звук?

Д:- Звук К.

Л:- В слове ручка какой 1 звук и первая буква?

Д:- Звук Р и буква Р.

(Дети выкладывают из фасоли, счетных палочек, желудей, цветных скрепок букву К, и манной крупой пальчиком пишут букву Р).

Л: Мы с вами учились красиво произносить все звуки, и учили буквы.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

(Звучит песня из м/ф «Крокодил Гена», и входит Шапокляк).

Ш: Ах, как много здесь народа! Что за праздник тут у вас?

Л:- Уважаемая Шапокляк, здравствуй, дети в школу собираются и мы путешествуем по Школьной стране.

Ш:- Подумаешь, в собиру школяетесь.

Л:- Что, что?

Ш:- Я говорю-в собиру школяетесь. Это у меня заплетык языкается, а теперь вот чеса заголовалась…

Л:- Ребята, вы что нибудь поняли? Шапокляк все перепутала. Что она хотела сказать?

Д:- Она хотела сказать, что язык заплетается, и голова зачесалась.

Ш:- Ой, а вы сами то не путаете звуки и слова? И вообще вы получили мое письмо? Ой, я так не люблю детей, которые умненькие, которые в школу хотят. Вы выполнили мое задание?

Л:- Да, Шапокляк, мы получили твоё письмо, и справились с заданием. И наши дети умеют правильно и красиво произносить все звуки речи, давайте ребята, докажем это.

Дети рассказывают чистоговорки:

  • Ворона проворонила вороненка.
  • Иру мучила жара. Она сок пила.
  • Любят лето зайки, белки и ежи. Еще больше его любят малыши.
  • От ветерка, едва дрожа, поют листки у камыша.
  • Соня спит, она устала, но давно уж солнце встало,
  • Соня, Сонечка, проснись, солнцу, Соня, улыбнись.
  • До чего красив наш Пашка- на нем новая рубашка.
  • Собирался он на бал, да нечаянно проспал.
  • Братцу Мишеньке сестра свои игрушки отдала.
  • Знает Миша, что сестра в 1 класс вчера пошла.
  • Ей теперь не до игры, хоть игрушки так милы.
  • Ручеек спешит, бежит, травка на ветру шуршит.

Ш:- Подумаешь, да я специально поддалась, чтобы вы не заплакали, вы же малыши еще! А я то думала, что вы еще совсем маленькие, а вы вон с каким заданием справились.Вы наверное очень умные, все учитесь, учитесь, а отдыхать не умеете что ли? Я уже совсем устала пока к вам дошла.

Л: Вот видишь, Шапокляк, наши дети умеют читать, делают звуковой анализ слов и собираются в 1 класс. А еще умеют они и отдыхать, с нами отдохнешь, Шапокляк?

Физминутка.

Ручки растираем, и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху-вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
(дети имитируют движения)

Ш:- Ой, устала я от вас.
Ну конечно, поздравляю вас,
И подарочки дарю.
Для хороших этих деток
Мне не жалко ничего.
Вот рогатка, вам ребятки,
Чтобы в птичек пострелять,
Вот вам шумный пистолетик,
Чтоб друг друга попугать.
Эту кнопку предлагаю
Ей на стульчик подложить,
Этим камнем драгоценным
Нужно окна выбивать.
Этой палкой выручалкой
Во все стороны махать.

Л: Ой,ой, ребята, вам нужны такие подарки?

Д:- Нет!

Ш:- Ну и оставайтесь со своим умом, собирайтесь в школу, а мне это ни к чему. Умненькие, благоразумненькие. Некогда мне с вами тут, дела у меня.

(Уходит под песню и оставляет большой конверт с заданием).

Л:- Ребята, вот это да! Шапокляк не хочет учиться и не знает буквы, но мы же собираемся в 1 класс, и хотим многое знать. А что это она оставила, забыла что ли?

(В конверте предложение «Ждет нас школьная страна»).

Л:- Ребята, здесь слова перепутались, может мы попробуем из этих слов выложить предложение и прочитаем его?

Д:- Да, мы сможем это сделать!

(Дети составляют предложение, и читают: «Ждет нас школьная страна»).

Л:- Мне кажется, ребята, что Шапокляк действительно нам поверила, и мы показали, что многое умеем, и она не будет противиться и мешать нам к поступлению в 1 класс, и поэтому она подарила нам эти замечательные слова.А еще у меня есть для вас, ребята, сюрприз, мы хотим отправить наших голубей в путь, но буквы все перемешались и решили подшутить над нами, давайте, ребята из букв попробуем составить слово.

(Дети составляют слово школа на голубях- буквы разного цвета, на обратной стороне букв скоч, дети «приклеивают» буквы к голубям).

Л:-Сегодня мы побывали в Школьной стране , и узнали много нового.Я предлагаю вам загадать желание, и отправить голубей в путь, какое вы загадаете желание?

(Дети говорят о желаниях).

Л:- Мы подуем на наших голубей и подарим их нашим гостям, и попросим гостей, чтобы они передали этих голубей нашим будущим учителям, и сказали, как сильно мы хотим пойти в 1 класс, учителя обрадуются и обязательно пригласят нас в школу.

Формирование дыхания.

(Дети дуют на голубей, отправляют их в полет по небу и дарят гостям).

3. Итог занятия.

Л:- А мы ребята должны с вами пойти играть и заниматься дальше, для того, чтобы очень многое знать, попрощаемся с нашими гостями.

Зенченко Евгения Григорьевна,
учитель-логопед 1 категории,
КГП на ПХВ «Городская поликлиника №3»,
г. Петропавловск, Казахстан

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.