Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте

Организованная учебная деятельностьОрганизованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (для детей с ОНР 3 и 4 уровней). Задания для детей по развитию фонематического слуха, пополнению активного словарного запаса, формирование навыков звукового анализа и синтеза, и подготовка к обучению грамоте.

Тема: «Ждет нас школьная страна».

Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое, зрительное восприятие и память,
  • формировать навык звукового анализа и синтеза,
  • формировать интонационную выразительность речи,
  • пополнение словарного запаса детей.

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать навык послогового чтения,
  • формировать практическое умение и навыки пользования исправной (фонетически чистой, лексически развитой), грамматически правильной речью.

Коррекционно-воспитательные:

  • уметь взаимосвязано работать друг с другом детей и с коллективом в целом,
  • формировать самостоятельность в выполнении заданий,
  • умение вслушиваться в обращенную речь.

Оборудование:

  • наборное полотно с буквами, фишки трех цветов (синего, зеленого и красного) для звукового анализа, «волшебный сундучок» (зеркало, колокольчик, красная дорожка, синий кубик, зеленая губка), букварь, портфель, пенал, ручка; портфель, манная крупа, фасоль, геометрические фигуры, цветные скрепки, камешки, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:- 1,2,3,4,5-становитесь в круг играть!

(Дети встают в круг, звучит музыка)

Л: — Настал новый день, я улыбнусь вам. А вы улыбнитесь мне. Я вам хочу пожелать доброго утра. Давайте пожелаем доброе утро и нашим гостям.

(Дети улыбаются и здороваются с гостями)

Л:  Посмотрите, что у меня в руках?

Д:- Мячик

Л:- Какого цвета мячик?

Д:-Голубой

Л:- Вот пусть сегодня наше настроение будет таким же светлым, как цвет этого мячика, похожего на голубое безоблачное небо. Ребята, пожелаем нашим гостям хорошего настроения и удачного дня и передадим наш мячик гостям.

(Дети передают мячик гостям и садятся на стульчики).

Л:- А куда же это мы попали, друзья?

(На полу «полянка» с цветами, а на лепестках буквы).

Л:- Я знаю, что вы собираетесь в школу, но прежде чем нам попасть туда, я предлагаю сегодня отправиться в Школьную страну, вы согласны?

Д:- Да.

2. Основная часть.

Физминутка.

В Школьную страну чтоб попасть,
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть ,
(Дети проходят за парты)
Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра!».

Л:- Послушайте, что я сейчас произнесу: М,О,А,Д,К,Н.

Д:- Это звуки.

Л:- А звуки мы соединяем и что получаем?

Д:- Слова.

Л:- А чем мы на письме обозначаем звуки?

Д:- Буквами.

Л:- Что такое звуки, а что такое буквы?

(Дети проговаривают правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, видим и читаем).

Л: А какие бывают звуки?

Д:- Звуки бывают гласные и согласные.

Л:- А как мы произносим гласные звуки?

Д:- Мы их тянем и поем.

Л:- А как мы произносим согласные звуки?

Д:- При произнесении согласных в ротике преграда.

Л:- А что может быть преградой?

Д:- Язычок, зубки и губки.

Л:- Ребята, посмотрите, что это у меня?

Д:- Это «волшебный сундучок».

Л: — Давайте посмотрим, что у нас лежит в волшебном сундучке?

(Дети достают из сундучка- зеркало, звоночек, брусок, дорожку красного цвета, губку зеленого цвета, синий кубик).

Л: Для чего нам нужны все эти предметы?

Д:- Чтобы знать все о звуках, зеркало, чтобы знать, как произносится тот или иной звук,артикуляцию звука; красная дорожка — это гласные звуки, дорожка — потому что они тянутся и поются; брусок — это преграда, согласный звук, синий кубик-это твердые звуки, зеленая губка — это мягкие звуки, колокольчик — это звонкие звуки).

Л:- А чем мы обозначаем звуки на письме?

Д:- Буквами.

Л:- У меня есть буквы разного цвета, они пошалили и перемешались в цвете, нужно найти гласные буквы и обвести их красным цветом, а согласные обведем синим цветом.

(На альбомных листах хаотично нарисованы буквы разного цвета и разного размера. Дети выполняют задание под музыку).

Л: — А без чего мы не сможем пойти в школу?

Д: — Что бы пойти в школу нам нужен портфель.

Л:- А какой 1 звук в слове портфель?

Д: Первый звук в слове портфель П.

Л:- А кто хочет нам рассказать про этот звук?

Д: (Надевает шарфик( в наличии 3 шарфика из атласа- красный, синий, зеленый); на звук и отвечает: звук П-согласный, твердый, глухой и губной).

Л:- А последний звук в слове Портфель какой?

Д:- Звук Ль.

Л:- Расскажите про этот звук.

Д:- Звук Ль- согласный, мягкий, звонкий.

Л:- Молодец! Ребята,а с помощью чего мы учим буквы? Что еще нам понадобится в школе?

Д:- Букварь.

Л:- У меня есть букварь, но посмотрите, что это в букваре?

Д: Это письмо.

Л: Давайте посмотрим, что это в нем?

(Достают конверт, а там письмо от старухи Шапокляк. В нем сказано, что она хочет помешать нашим детям пойти в школу. Ведь она сама не знает букв и не умеет читать, и хочет чтобы и вы, ребята не пошли в 1 класс. А еще здесь загадки ребята, и Шапокляк хочет чтоб мы их отгадали, если мы их отгадаем, то, возможно она не будет препятствовать нам пойти в школу. Нам наверное нужно их отгадать.

Загадки о ручке и книге загадывает 1 ребенок:

Я могу любое слово на бумаге написать,
Помогу тебе задачки очень трудные решать,
Не забудь, меня, мой друг,без меня ты-как без рук!
Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

Д:- Дети отгадывают загадки (ручка и книга).

Л:- И картинки здесь с изображением ручки и книги. А они нам тоже нужны в школе. Мы с вами докажем Шапокляк, что мы уже не малыши, и умеем выкладывать слова и читать, и умеем делать звуко- буквенный анализ слов.

(Дети выполняют анализ и синтез этих слов самостоятельно в индивидуальных «кармашках», и 1 ребенок у доски большими фишками выкладывает звуко- буквенный анализ).

Л: — А в слове книга какой 1 звук?

Д:- Звук К.

Л:- В слове ручка какой 1 звук и первая буква?

Д:- Звук Р и буква Р.

(Дети выкладывают из фасоли, счетных палочек, желудей, цветных скрепок букву К, и манной крупой пальчиком пишут букву Р).

Л: Мы с вами учились красиво произносить все звуки, и учили буквы.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

(Звучит песня из м/ф «Крокодил Гена», и входит Шапокляк).

Ш: Ах, как много здесь народа! Что за праздник тут у вас?

Л:- Уважаемая Шапокляк, здравствуй, дети в школу собираются и мы путешествуем по Школьной стране.

Ш:- Подумаешь, в собиру школяетесь.

Л:- Что, что?

Ш:- Я говорю-в собиру школяетесь. Это у меня заплетык языкается, а теперь вот чеса заголовалась…

Л:- Ребята, вы что нибудь поняли? Шапокляк все перепутала. Что она хотела сказать?

Д:- Она хотела сказать, что язык заплетается, и голова зачесалась.

Ш:- Ой, а вы сами то не путаете звуки и слова? И вообще вы получили мое письмо? Ой, я так не люблю детей, которые умненькие, которые в школу хотят. Вы выполнили мое задание?

Л:- Да, Шапокляк, мы получили твоё письмо, и справились с заданием. И наши дети умеют правильно и красиво произносить все звуки речи, давайте ребята, докажем это.

Дети рассказывают чистоговорки:

  • Ворона проворонила вороненка.
  • Иру мучила жара. Она сок пила.
  • Любят лето зайки, белки и ежи. Еще больше его любят малыши.
  • От ветерка, едва дрожа, поют листки у камыша.
  • Соня спит, она устала, но давно уж солнце встало,
  • Соня, Сонечка, проснись, солнцу, Соня, улыбнись.
  • До чего красив наш Пашка- на нем новая рубашка.
  • Собирался он на бал, да нечаянно проспал.
  • Братцу Мишеньке сестра свои игрушки отдала.
  • Знает Миша, что сестра в 1 класс вчера пошла.
  • Ей теперь не до игры, хоть игрушки так милы.
  • Ручеек спешит, бежит, травка на ветру шуршит.

Ш:- Подумаешь, да я специально поддалась, чтобы вы не заплакали, вы же малыши еще! А я то думала, что вы еще совсем маленькие, а вы вон с каким заданием справились.Вы наверное очень умные, все учитесь, учитесь, а отдыхать не умеете что ли? Я уже совсем устала пока к вам дошла.

Л: Вот видишь, Шапокляк, наши дети умеют читать, делают звуковой анализ слов и собираются в 1 класс. А еще умеют они и отдыхать, с нами отдохнешь, Шапокляк?

Физминутка.

Ручки растираем, и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху-вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
(дети имитируют движения)

Ш:- Ой, устала я от вас.
Ну конечно, поздравляю вас,
И подарочки дарю.
Для хороших этих деток
Мне не жалко ничего.
Вот рогатка, вам ребятки,
Чтобы в птичек пострелять,
Вот вам шумный пистолетик,
Чтоб друг друга попугать.
Эту кнопку предлагаю
Ей на стульчик подложить,
Этим камнем драгоценным
Нужно окна выбивать.
Этой палкой выручалкой
Во все стороны махать.

Л: Ой,ой, ребята, вам нужны такие подарки?

Д:- Нет!

Ш:- Ну и оставайтесь со своим умом, собирайтесь в школу, а мне это ни к чему. Умненькие, благоразумненькие. Некогда мне с вами тут, дела у меня.

(Уходит под песню и оставляет большой конверт с заданием).

Л:- Ребята, вот это да! Шапокляк не хочет учиться и не знает буквы, но мы же собираемся в 1 класс, и хотим многое знать. А что это она оставила, забыла что ли?

(В конверте предложение «Ждет нас школьная страна»).

Л:- Ребята, здесь слова перепутались, может мы попробуем из этих слов выложить предложение и прочитаем его?

Д:- Да, мы сможем это сделать!

(Дети составляют предложение, и читают: «Ждет нас школьная страна»).

Л:- Мне кажется, ребята, что Шапокляк действительно нам поверила, и мы показали, что многое умеем, и она не будет противиться и мешать нам к поступлению в 1 класс, и поэтому она подарила нам эти замечательные слова.А еще у меня есть для вас, ребята, сюрприз, мы хотим отправить наших голубей в путь, но буквы все перемешались и решили подшутить над нами, давайте, ребята из букв попробуем составить слово.

(Дети составляют слово школа на голубях- буквы разного цвета, на обратной стороне букв скоч, дети «приклеивают» буквы к голубям).

Л:-Сегодня мы побывали в Школьной стране , и узнали много нового.Я предлагаю вам загадать желание, и отправить голубей в путь, какое вы загадаете желание?

(Дети говорят о желаниях).

Л:- Мы подуем на наших голубей и подарим их нашим гостям, и попросим гостей, чтобы они передали этих голубей нашим будущим учителям, и сказали, как сильно мы хотим пойти в 1 класс, учителя обрадуются и обязательно пригласят нас в школу.

Формирование дыхания.

(Дети дуют на голубей, отправляют их в полет по небу и дарят гостям).

3. Итог занятия.

Л:- А мы ребята должны с вами пойти играть и заниматься дальше, для того, чтобы очень многое знать, попрощаемся с нашими гостями.

Зенченко Евгения Григорьевна,
учитель-логопед 1 категории,
КГП на ПХВ «Городская поликлиника №3»,
г. Петропавловск, Казахстан

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.