Методическая разработка логопедического занятия в первом классе. Тема: «Дифференциация звуков [б – п]»

Дифференциация звуков [б-п]Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • различение звуков [б – п] в произношении, в слогах, словах и предложениях;
  • уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
  • закрепление навыков звукового анализа;
  • профилактика буквенных замен;
  • развитие лексического словаря.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие координации речи с движением;
  • развитие внимания, памяти и мышления;
  • развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание эстетики речи.

Задача:

  • дифференциация звуков [б - п] в произношении, в слогах, словах и предложениях.

Оборудование:

  • предметные картинки (Незнайка, Цветик, изображение палки и балки под крышей дома, картинки – печенье, пирог, булочка, пряник, пирожки, баранки, плетенка, бутерброд, хлеб), книга «Незнайка и его друзья», аудиозапись сказки, карточки с буквами Б и П, тетради с словами и стихотворными строчками, картинки-символы (Вопрос, вывод, колокольчик, наушники, синий и зеленый квадраты), ручки, карандаши.

Ход занятия.

I.
- Доброе утро! Настал новый день. А чем сегодняшний день отличается от предыдущего? (день недели другой, число, погода)
Давайте запишем число и месяц в тетрадь.

(фигурки Незнайки и Цветика)

- Посмотрите, чьи это портреты? Вы узнали их? (Незнайка и его друг Цветик.)

- Цветик — поэт, он сочиняет стихи. И Незнайка решил стать поэтом. (вкл. Отрывок аудиозаписи или логопед озвучивает монолог)

Н: Слушай, Цветик. Я тоже решил сочинять стихи.

Ц: А ты умеешь?

Н: Конечно умею.

Ц: Ну придумай рифму на слово ПАЛКА.

Н: Селедка.

Ц: Какая же это рифма. Рифма — это слова очень похожи друг на друга. Слова ПАЛКА-СЕЛЕДКА совсем не похожи. Вот например: ПАЛКА-БАЛКА.

Н: Вот здорово! ПАЛКА-БАЛКА — очень похоже. ИЛИ чуть-чуть не похоже?

- Ребята, поможем Незнайке различить эти слова.(!) (дети рассказывают, чем отличаются слова)

- Звуки в начале слова действительно разные, хотя и похожи друг на друга. Они даже называются парными согласными. Давайте сравним эти два звука.

2. Первый звук в слове ПАЛКА? (П) Какой буквой запишем этот звук? (таблица с П)

(дети в тетрадях на новой строчке с левой стороны записывают букву)

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проговаривание с обозначение символами в тетради и на доске -

С., рисунок-наушники, син. квадр., зел. квадр.)

3.- Первый звук в слове БАЛКА ? (Б)

Какой буквой запишем этот звук? (таблица с Б)

(дети в тетрадях на новой строчке с правой стороны записывают букву)

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проговаривание с обозначение символами в тетради и на доске в столбик С., рисунок-колокольчик, син. квадр., зел. квадр.)

- Так в чем различия Б и П? (один глухой, другой звонкий)

II.

1. — А зачем нужно уметь различать эти звуки?

- Кто догадался, что будем делать на занятии, чему учиться?

- Какую тему занятия я должна записать? (запись темы на доске)

2. — А когда произносим звуки П и Б есть разница в артикуляции? (наблюдение за артикуляцией)

Артикуляционные упр. «Забор», «Воротца», «Птенчик», «Непослушный язычок».

3. — Как вы думаете, вы уже можете на слух определить когда я произношу Б, а когда П? Давайте попробуем. Если слышите звук П- ладошками ворота делаем. Если Б- ладошками букву Б показывайте, если любой другой звук – ничего не показываем.
(П- к-Б-П-м-Б-П….)

4. Молодцы. А теперь попробуйте не ошибиться в слоговых цепочках.

Па-па-па
Ба-ба-ба
Па-ба-па
Ба-па-ба
Па-па-ба

(Если дети стойко ошибаются, то)

- Сложно повторять без ошибки? А если бы вы видели слоги, было бы легче? (Читаем слоги)

5.- Какие еще слоги можно составить с буквой б? (Работа с кассой букв)

6. Очень хорошо, нам пригодятся эти слоги. А что с ними можно сделать? (Составить слово)

Запись 4 слов в тетрадь, подчеркивая п одной чертой, б – двумя.

IV. Цветик попросил Незнайку придумать рифму к другим словам.
- А что такое рифма, напомните мне. (Таблица с объяснением значения слова.)

- Помогите, пожалуйста Незнайке, запишите слово-рифму напротив каждого слова.

ПОЧКА-
Бабочка-
ПОКА-
БОЙ-
БАШНЯ-

- А теперь с ними можно настоящее стихотворение сочинить. Незнайка уже попробовал. Посмотрите в тетради.

Крышу подпирает БАЛКА (картинку)
На дороге лежит …
(помогите, допишите слово.)

На полях чернеет пашня (картинку)
В замке есть большая…

В воздухе летает пыль,
Это сказка, а не…

- Допишите нужные слова. Подчеркните все буквы Б и П в этих стихотворных строчках.

- Замечательные стихи получились, я думаю, Цветику понравятся они.

V. Рефлексия.

- Мы можем сделать вывод, для чего нужно уметь различать звук Б от П? (Чтобы не ошибаться, не путать слова)

- Кто из вас умеет различать эти звуки? А как ты их различаешь?

- У Незнайки еще очень много друзей — Доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Пончик. Про них и их приключения вы можете прочитать в книжке «Приключения Незнайки». А вот Пончик приготовил много угощения для друзей. Возьмите картинку в названии которой есть звук П. Приклейте в тетрадь или возьмите себе на память.

(Логопед отслеживает путем наблюдения сформированность навыка дифференцировать звуки.)

Трофимова Алла Владимировна,
учитель-логопед,
МАОУ СОШ №67 города Томска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.