Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- различение звуков [б – п] в произношении, в слогах, словах и предложениях;
- уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
- закрепление навыков звукового анализа;
- профилактика буквенных замен;
- развитие лексического словаря.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие координации речи с движением;
- развитие внимания, памяти и мышления;
- развитие фонематического восприятия.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание эстетики речи.
Задача:
- дифференциация звуков [б - п] в произношении, в слогах, словах и предложениях.
Оборудование:
- предметные картинки (Незнайка, Цветик, изображение палки и балки под крышей дома, картинки – печенье, пирог, булочка, пряник, пирожки, баранки, плетенка, бутерброд, хлеб), книга «Незнайка и его друзья», аудиозапись сказки, карточки с буквами Б и П, тетради с словами и стихотворными строчками, картинки-символы (Вопрос, вывод, колокольчик, наушники, синий и зеленый квадраты), ручки, карандаши.
Ход занятия.
I.
- Доброе утро! Настал новый день. А чем сегодняшний день отличается от предыдущего? (день недели другой, число, погода)
Давайте запишем число и месяц в тетрадь.
(фигурки Незнайки и Цветика)
- Посмотрите, чьи это портреты? Вы узнали их? (Незнайка и его друг Цветик.)
- Цветик — поэт, он сочиняет стихи. И Незнайка решил стать поэтом. (вкл. Отрывок аудиозаписи или логопед озвучивает монолог)
Н: Слушай, Цветик. Я тоже решил сочинять стихи.
Ц: А ты умеешь?
Н: Конечно умею.
Ц: Ну придумай рифму на слово ПАЛКА.
Н: Селедка.
Ц: Какая же это рифма. Рифма — это слова очень похожи друг на друга. Слова ПАЛКА-СЕЛЕДКА совсем не похожи. Вот например: ПАЛКА-БАЛКА.
Н: Вот здорово! ПАЛКА-БАЛКА — очень похоже. ИЛИ чуть-чуть не похоже?
- Ребята, поможем Незнайке различить эти слова.(!) (дети рассказывают, чем отличаются слова)
- Звуки в начале слова действительно разные, хотя и похожи друг на друга. Они даже называются парными согласными. Давайте сравним эти два звука.
2. Первый звук в слове ПАЛКА? (П) Какой буквой запишем этот звук? (таблица с П)
(дети в тетрадях на новой строчке с левой стороны записывают букву)
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проговаривание с обозначение символами в тетради и на доске -
С., рисунок-наушники, син. квадр., зел. квадр.)
3.- Первый звук в слове БАЛКА ? (Б)
Какой буквой запишем этот звук? (таблица с Б)
(дети в тетрадях на новой строчке с правой стороны записывают букву)
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проговаривание с обозначение символами в тетради и на доске в столбик С., рисунок-колокольчик, син. квадр., зел. квадр.)
- Так в чем различия Б и П? (один глухой, другой звонкий)
II.
1. — А зачем нужно уметь различать эти звуки?
- Кто догадался, что будем делать на занятии, чему учиться?
- Какую тему занятия я должна записать? (запись темы на доске)
2. — А когда произносим звуки П и Б есть разница в артикуляции? (наблюдение за артикуляцией)
Артикуляционные упр. «Забор», «Воротца», «Птенчик», «Непослушный язычок».
3. — Как вы думаете, вы уже можете на слух определить когда я произношу Б, а когда П? Давайте попробуем. Если слышите звук П- ладошками ворота делаем. Если Б- ладошками букву Б показывайте, если любой другой звук – ничего не показываем.
(П- к-Б-П-м-Б-П….)
4. Молодцы. А теперь попробуйте не ошибиться в слоговых цепочках.
Па-па-па
Ба-ба-ба
Па-ба-па
Ба-па-ба
Па-па-ба
(Если дети стойко ошибаются, то)
- Сложно повторять без ошибки? А если бы вы видели слоги, было бы легче? (Читаем слоги)
5.- Какие еще слоги можно составить с буквой б? (Работа с кассой букв)
6. Очень хорошо, нам пригодятся эти слоги. А что с ними можно сделать? (Составить слово)
Запись 4 слов в тетрадь, подчеркивая п одной чертой, б – двумя.
IV. Цветик попросил Незнайку придумать рифму к другим словам.
- А что такое рифма, напомните мне. (Таблица с объяснением значения слова.)
- Помогите, пожалуйста Незнайке, запишите слово-рифму напротив каждого слова.
ПОЧКА-
Бабочка-
ПОКА-
БОЙ-
БАШНЯ-
- А теперь с ними можно настоящее стихотворение сочинить. Незнайка уже попробовал. Посмотрите в тетради.
Крышу подпирает БАЛКА (картинку)
На дороге лежит …
(помогите, допишите слово.)
На полях чернеет пашня (картинку)
В замке есть большая…
В воздухе летает пыль,
Это сказка, а не…
- Допишите нужные слова. Подчеркните все буквы Б и П в этих стихотворных строчках.
- Замечательные стихи получились, я думаю, Цветику понравятся они.
V. Рефлексия.
- Мы можем сделать вывод, для чего нужно уметь различать звук Б от П? (Чтобы не ошибаться, не путать слова)
- Кто из вас умеет различать эти звуки? А как ты их различаешь?
- У Незнайки еще очень много друзей — Доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Пончик. Про них и их приключения вы можете прочитать в книжке «Приключения Незнайки». А вот Пончик приготовил много угощения для друзей. Возьмите картинку в названии которой есть звук П. Приклейте в тетрадь или возьмите себе на память.
(Логопед отслеживает путем наблюдения сформированность навыка дифференцировать звуки.)
Трофимова Алла Владимировна,
учитель-логопед,
МАОУ СОШ №67 города Томска