Методическая разработка логопедического занятия в первом классе. Тема: «Дифференциация звуков [б – п]»

Дифференциация звуков [б-п]Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • различение звуков [б – п] в произношении, в слогах, словах и предложениях;
  • уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
  • закрепление навыков звукового анализа;
  • профилактика буквенных замен;
  • развитие лексического словаря.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие координации речи с движением;
  • развитие внимания, памяти и мышления;
  • развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание эстетики речи.

Задача:

  • дифференциация звуков [б - п] в произношении, в слогах, словах и предложениях.

Оборудование:

  • предметные картинки (Незнайка, Цветик, изображение палки и балки под крышей дома, картинки – печенье, пирог, булочка, пряник, пирожки, баранки, плетенка, бутерброд, хлеб), книга «Незнайка и его друзья», аудиозапись сказки, карточки с буквами Б и П, тетради с словами и стихотворными строчками, картинки-символы (Вопрос, вывод, колокольчик, наушники, синий и зеленый квадраты), ручки, карандаши.

Ход занятия.

I.
- Доброе утро! Настал новый день. А чем сегодняшний день отличается от предыдущего? (день недели другой, число, погода)
Давайте запишем число и месяц в тетрадь.

(фигурки Незнайки и Цветика)

- Посмотрите, чьи это портреты? Вы узнали их? (Незнайка и его друг Цветик.)

- Цветик — поэт, он сочиняет стихи. И Незнайка решил стать поэтом. (вкл. Отрывок аудиозаписи или логопед озвучивает монолог)

Н: Слушай, Цветик. Я тоже решил сочинять стихи.

Ц: А ты умеешь?

Н: Конечно умею.

Ц: Ну придумай рифму на слово ПАЛКА.

Н: Селедка.

Ц: Какая же это рифма. Рифма — это слова очень похожи друг на друга. Слова ПАЛКА-СЕЛЕДКА совсем не похожи. Вот например: ПАЛКА-БАЛКА.

Н: Вот здорово! ПАЛКА-БАЛКА — очень похоже. ИЛИ чуть-чуть не похоже?

- Ребята, поможем Незнайке различить эти слова.(!) (дети рассказывают, чем отличаются слова)

- Звуки в начале слова действительно разные, хотя и похожи друг на друга. Они даже называются парными согласными. Давайте сравним эти два звука.

2. Первый звук в слове ПАЛКА? (П) Какой буквой запишем этот звук? (таблица с П)

(дети в тетрадях на новой строчке с левой стороны записывают букву)

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проговаривание с обозначение символами в тетради и на доске -

С., рисунок-наушники, син. квадр., зел. квадр.)

3.- Первый звук в слове БАЛКА ? (Б)

Какой буквой запишем этот звук? (таблица с Б)

(дети в тетрадях на новой строчке с правой стороны записывают букву)

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (проговаривание с обозначение символами в тетради и на доске в столбик С., рисунок-колокольчик, син. квадр., зел. квадр.)

- Так в чем различия Б и П? (один глухой, другой звонкий)

II.

1. — А зачем нужно уметь различать эти звуки?

- Кто догадался, что будем делать на занятии, чему учиться?

- Какую тему занятия я должна записать? (запись темы на доске)

2. — А когда произносим звуки П и Б есть разница в артикуляции? (наблюдение за артикуляцией)

Артикуляционные упр. «Забор», «Воротца», «Птенчик», «Непослушный язычок».

3. — Как вы думаете, вы уже можете на слух определить когда я произношу Б, а когда П? Давайте попробуем. Если слышите звук П- ладошками ворота делаем. Если Б- ладошками букву Б показывайте, если любой другой звук – ничего не показываем.
(П- к-Б-П-м-Б-П….)

4. Молодцы. А теперь попробуйте не ошибиться в слоговых цепочках.

Па-па-па
Ба-ба-ба
Па-ба-па
Ба-па-ба
Па-па-ба

(Если дети стойко ошибаются, то)

- Сложно повторять без ошибки? А если бы вы видели слоги, было бы легче? (Читаем слоги)

5.- Какие еще слоги можно составить с буквой б? (Работа с кассой букв)

6. Очень хорошо, нам пригодятся эти слоги. А что с ними можно сделать? (Составить слово)

Запись 4 слов в тетрадь, подчеркивая п одной чертой, б – двумя.

IV. Цветик попросил Незнайку придумать рифму к другим словам.
- А что такое рифма, напомните мне. (Таблица с объяснением значения слова.)

- Помогите, пожалуйста Незнайке, запишите слово-рифму напротив каждого слова.

ПОЧКА-
Бабочка-
ПОКА-
БОЙ-
БАШНЯ-

- А теперь с ними можно настоящее стихотворение сочинить. Незнайка уже попробовал. Посмотрите в тетради.

Крышу подпирает БАЛКА (картинку)
На дороге лежит …
(помогите, допишите слово.)

На полях чернеет пашня (картинку)
В замке есть большая…

В воздухе летает пыль,
Это сказка, а не…

- Допишите нужные слова. Подчеркните все буквы Б и П в этих стихотворных строчках.

- Замечательные стихи получились, я думаю, Цветику понравятся они.

V. Рефлексия.

- Мы можем сделать вывод, для чего нужно уметь различать звук Б от П? (Чтобы не ошибаться, не путать слова)

- Кто из вас умеет различать эти звуки? А как ты их различаешь?

- У Незнайки еще очень много друзей — Доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Пончик. Про них и их приключения вы можете прочитать в книжке «Приключения Незнайки». А вот Пончик приготовил много угощения для друзей. Возьмите картинку в названии которой есть звук П. Приклейте в тетрадь или возьмите себе на память.

(Логопед отслеживает путем наблюдения сформированность навыка дифференцировать звуки.)

Трофимова Алла Владимировна,
учитель-логопед,
МАОУ СОШ №67 города Томска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.