Посещение детского сада один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Понимая значимость этого этапа в жизни ребенка, пропустив эту проблему через себя как мама, я, как педагог, увидела возможные пути преодоления трудностей, возникающих при поступлении в дошкольное учреждение.
Вопрос детской адаптации с позиции воспитателя, психолога и социального педагога достаточно раскрыт. Как может помочь ребенку учитель — логопед в период адаптации? Помимо воспитательно-образовательных задач логопед должен решать свои коррекционные задачи. Можно попытайся уйти от традиционных форм даже в период обследования. В своей работе с малышами я использую метод сказкотерапии. Сказка дает возможность найти общий язык для взрослого и ребенка. Служит посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка помогает мне, как логопеду, выявить особенности лексико-грамматического строя речи.
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Пересказ сказки: Снежный колобок»
Цели:
- Уточнение и обогащение словаря по лексической теме «Дикие животные».
- Развитие навыков диалогической речи.
- Развитие практического усвоения категорий существительных в форме родительного падежа единственного числа.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие интонационной выразительности речи.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие адаптации у детей к детскому саду посредством пересказа сказки «Снежный колобок».
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственного опыта детей.
- Обучение установлению эмоционально-личностного контакта со взрослым и сверстниками.
- Воспитание доброты, отзывчивости по отношению друг к другу.
- Развитие памяти, мышления.
Оборудование:
- оформление группы «Сказочный лес»:три ели, три маленькие елочки, гирлянда из лампочек, 5 сюжетных картинок: «Заяц и снежный колобок», «Волк и снежный колобок», «Медведь и снежный колобок», 2 картинки «Лиса и снежный колобок», корзина с гостинцами для животных:морковка, рыбка, курочка, бочонок с медом. Русский национальный костюм для логопеда.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Колобок».
- Разучивание детьми загадок.
- Беседа по темам: «Дикие животные».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся!
Дети: Здраствуйте!
2. Введение в тему:
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие по сказке, которая называется «Снежный колобок». Будем учиться правильно и красиво говорить. Я предлагаю вам побывать в сказочном лесу. Чтобы в нём очутиться, нужно сказать волшебные слова:
Вокруг себя повернись,
В сказочном лесу окажись!
Вместе с детьми логопед проговаривает волшебные слова, при этом все поворачиваются вокруг себя и оказываются в сказочном лесу.
Логопед: Вот мы и в сказочном лесу.
Логопед: Посмотрите, ребята, в лесу выпал первый снег.
Дыхательная гимнастика «Сдуй Снежинку».
Логопед: Возьмите снежинки в руки. Какие они: тяжёлые или лёгкие?
Дети: Лёгкие.
Логопед: Попробуйте сдуть снежинки с ладошки.
3. Знакомство со «Снежным колобком».
Логопед:
Чок, чок.Чей бочок?
Это красный сундучок,
А на нём висит замок.
Вы замочек отворите,
Что там видите? Скажите…
Дети: Мы видим «Снежного» Колобка.
Логопед выставляет игрушечного «Снежного» Колобка.
Колобок: Добрый день! А вот и я.
Я Снежный Колобок. Привет, друзья.
Да, Колобком зовут меня,
А как ваши имена?
Дидактическая игра «Давай познакомимся!» Дети с логопедом становятся в круг. Логопед держит в руках «снежного» колобка. Ребёнок ловит колобка, называет своё имя и передаёт его следующему участнику игры и т.д.
Логопед: Колобку очень понравилось играть с вами, но ему пора возвращаться в сказку и он зовёт вас с собой. Колобок катится по тропинке в свою сказку.
Дети строятся паровозиком и по музыку едут в «Сказку» (звучит песня « Приходите в гости к нам…»).
Логопед: Мы с вами приехали в сказку. Нам нужно найти «снежного колобка». В какую сказку он попал.
Выставляется 1-я сюжетная картинка «Заяц и колобок» (на которой заяц спрятан за кустом)
Дети садятся на ковёр.
Колобок: Ребята у какого животного такие длинные уши?
Дети: У зайца.
Логопед: Правильно.(открывает зайчика, чтобы его было полностью видно). Давайте покажем, как зайчик ушками шевелит.
Заяц: колобок, колобок, я тебя съем! ( дети помогают проговаривать)
Снежный колобок: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.
Я колобок, колобок
Снежный бок.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
От тебя заяц, подавно убегу.
И покатился колобок дальше.
Выставляется 2-я сюжетная картинка « Волк и колобок»( на которой волк спрятался за ёлкой).
Колобок: ребята, у какого животного такие острые зубы?
Дети: У волка.
Логопед: Покажите, как волк зубами стучит. ( дети показывают руками челюсть волка)
Логопед: Правильно. ( открывает волка, чтобы его было полностью видно)
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем! (изменяется высота голоса)
Колобок: Не ешь меня волк, я тебе песенку спою.
Я колобок, колобок
Снежный бок.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл
И от зайца ушёл,
От тебя волк, подавно убегу.
И покатился колобок дальше.
Выставляется 3-я сюжетная картинка « Медведь и колобок» (на которой медведь спрятался за берлогой)
Колобок: Ребята, у какого животного косолапые лапы?
Дети: У медведя.
Логопед: Покажите, как ходит медведь? ( дети идут переваливаясь с одного бока на другой)
Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем! ( изменяется высота голоса)
Колобок: Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Снежный бок.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя медведь, подавно убегу.
И покатился колобок дальше.
Выставляется 4-я сюжетная картинка «Лиса и Снежный колобок» ( на которой лиса спряталась в нору).
Колобок: Ребята, у какого животного длинный пушистый рыжий хвост?
Дети: У лисы.
Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня лиса, я тебе песенку спою! ( поёт песенку).
Лиса: Колобок, какая у тебя замечательная песенка, сядь ко мне на носик , да пропой еще разок.
Логопед вместе с детьми выполняет зарядку для глаз: кулачок ставят себе на нос и следят глазами за своим кулачком.
Логопед: Чтобы лиса не съела колобка, вспоминайте, кого лиса боится? Дети: Охотника и его собаки.
Логопед: Как лает собака?
Дети: АВ-АВ-АВ.
Логопед: посмотрите, здесь лиса или убежала7? ( дети приставляют ладонь «козырьком» ко лбу и смотрят)
Дети: убежала лиса.
Появляется колобок.
Колобок: Спасибо ребята, за то, что спасли меня от лисы. Больше не буду убегать от бабушки и дедушки.
4. Итог занятия.
Логопед: Понравилась вам сказка?
Дети: понравилась.
Логопед: Какие животные хотели съесть колобка?
Дети: Заяц, волк, медведь, лиса.
Логопед: Где живут эти животные?
Дети: В лесу.
Логопед: Как мы называем животных, которые живут в лесу?
Дети: дикие животные.
Логопед: Молодцы.
Писарева Евгения Валерьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ гимназии №1519,
город Москва