Конспект непосредственно-образовательной деятельности по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Овощи, фруктыТема: «Овощи, фрукты»

Занятие проводится с подгруппой детей.

Цель:

Коррекционно-развивающая:

  • Учить вслушиваться в речь логопеда, наблюдать изменения в природе, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных, правильно показывать и называть овощи и фрукты, ориентироваться в их цвете, форме, величине, составлять описание овощей, подбирать признаки к существительным, образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, множественное число имен существительных в родительном падеже, согласовывать существительные с количественными числительными «один-одна».
  • Развивать связную речь, внимание и восприятие, мелкую и общую моторику, тактильное восприятие, познавательную деятельность.

Воспитательная:

  • Воспитывать грамматически правильную речь.
  • Расширять активный и пассивный словарь по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование:

  • муляжи овощей, фруктов; предметные картинки по теме; корзинка.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

а) Игра-пантомима «Толстячки — худышки» (дети изображают овощи и фрукты)

б) «Ворчливый горох».

- Ох, ох, ох! – разворчался горох
Ох, и трудно жить в стручке,
Если дверца на крючке.

в) Логопед: Покажите, как убирают разные овощи.

(логопед называет овощ, дети имитируют уборку разных овощей)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, нас ждет интересное путешествие. Посмотрите в окно. (подходят к окну)

- Какая сегодня погода? Почему люди одеты в плащи, куртки? А как сказать о маленьком плаще? (плащик), куртке (курточка), зонт (зонтик). Какое небо? Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: Правильно, осень. Назовите признаки осени.

- Ребята, поедем с вами на электричке? (объяснить значение слова «электричка»)

Давайте превратимся в паровозик и вагончики. Садитесь в вагончики, и поедем на дачу.

- Какого цвета твой вагончик? (Красный, желтый, зеленый, желтый.) Наш поезд веселый и разноцветный.

3. Логоритмическое упражнение.

(дети имитируют «езду», идут дробным шагом и произносят текст с движениями)

Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро к даче мы подъедем,
Там и сможем отдохнуть.

Логопед: Вот мы и приехали. Посмотрите, люди собирают урожай: фрукты и овощи. Сейчас проверю, знаете ли вы, где растут фрукты и овощи.

4. Игра «Чудесная корзинка» (рассказы — описания)

Логопед: Что это? (Яблоко)

- Какое оно на ощупь? (Твердое, гладкое, круглое, большое)

- Яблоко растет на дереве – это фрукт.

(Далее составляем описание моркови)

- Что это? ( Морковь)

- Какая она? (твердая, длинная, оранжевая, и т.д.)

- Подвесим ее на дерево?

Нет, она растет на грядке в огороде — это овощ.

(Подобным образом обыгрываются помидор, лук, огурец, лимон, слива, апельсин.)

5. Игра « Большой — маленький».

(Логопед говорит про большие овощи — фрукты, дети – про маленькие)

Помидор-помидорчик, яблоко-яблочко, огурец-огурчик и т.д.)

6. Игра «Наведи порядок».

Логопед: Ребята, в этой корзине смешались овощи и фрукты. Помогите, пожалуйста, разобраться, где здесь овощи, а где фрукты? Сложите овощи в блюдо, а фрукты в вазу. (Дети выполняют задание)

7. Логоритмическое упражнение.

- А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте и повторяйте за мной:

Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, кудрявая моя,
Как мне, капустке, не виться,
Белым кочаном не становиться?

(Движения сопровождаются речью, значение незнакомых слов объясняется.)

8. Игра « Собираем овощи в корзинку».

Логопед: Соберите с каждой грядки по одному овощу: « Сначала один огурец, потом одну репу, потом одну морковь, один помидор…» (дети выполняют и проговаривают словосочетание со словами «один — одна»)

9. Игра «Один — много».

Логопед: «Все принесли по одному огурцу, на столе стало много огурцов» и т.п.

(дети помогают образовывать названия овощей во множественном числе существительных родительного падежа)

10. Игра «Подбери овощи по цвету, форме».

(дети выполняют и объясняют задание)

11. Обобщение пройденного.

Логопед: Все-то у вас, ребята, получается хорошо. Фрукты и овощи вы знаете. Пора нам домой возвращаться. Садитесь в поезд. Повторяем цвет каждого вагончика.

(Дети поют песенку):

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят -
- Чу-чу-чу.

12. Итог занятия.

- Ребята, в какие игры мы сегодня играли? Какие задания выполняли?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Когда вы вернетесь в группу, то вместе с воспитателем нарисуйте фрукт или овощ из «чудесной корзинки» и свой вагончик.

Оценка деятельности детей.

Аннаева Мунира Мунировна,
учитель–логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.