Тема: «Овощи, фрукты»
Занятие проводится с подгруппой детей.
Цель:
Коррекционно-развивающая:
- Учить вслушиваться в речь логопеда, наблюдать изменения в природе, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных, правильно показывать и называть овощи и фрукты, ориентироваться в их цвете, форме, величине, составлять описание овощей, подбирать признаки к существительным, образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных, множественное число имен существительных в родительном падеже, согласовывать существительные с количественными числительными «один-одна».
- Развивать связную речь, внимание и восприятие, мелкую и общую моторику, тактильное восприятие, познавательную деятельность.
Воспитательная:
- Воспитывать грамматически правильную речь.
- Расширять активный и пассивный словарь по теме «Овощи, фрукты».
Оборудование:
- муляжи овощей, фруктов; предметные картинки по теме; корзинка.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
а) Игра-пантомима «Толстячки — худышки» (дети изображают овощи и фрукты)
б) «Ворчливый горох».
- Ох, ох, ох! – разворчался горох
Ох, и трудно жить в стручке,
Если дверца на крючке.
в) Логопед: Покажите, как убирают разные овощи.
(логопед называет овощ, дети имитируют уборку разных овощей)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Дети, нас ждет интересное путешествие. Посмотрите в окно. (подходят к окну)
- Какая сегодня погода? Почему люди одеты в плащи, куртки? А как сказать о маленьком плаще? (плащик), куртке (курточка), зонт (зонтик). Какое небо? Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед: Правильно, осень. Назовите признаки осени.
- Ребята, поедем с вами на электричке? (объяснить значение слова «электричка»)
Давайте превратимся в паровозик и вагончики. Садитесь в вагончики, и поедем на дачу.
- Какого цвета твой вагончик? (Красный, желтый, зеленый, желтый.) Наш поезд веселый и разноцветный.
3. Логоритмическое упражнение.
(дети имитируют «езду», идут дробным шагом и произносят текст с движениями)
Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро к даче мы подъедем,
Там и сможем отдохнуть.
Логопед: Вот мы и приехали. Посмотрите, люди собирают урожай: фрукты и овощи. Сейчас проверю, знаете ли вы, где растут фрукты и овощи.
4. Игра «Чудесная корзинка» (рассказы — описания)
Логопед: Что это? (Яблоко)
- Какое оно на ощупь? (Твердое, гладкое, круглое, большое)
- Яблоко растет на дереве – это фрукт.
(Далее составляем описание моркови)
- Что это? ( Морковь)
- Какая она? (твердая, длинная, оранжевая, и т.д.)
- Подвесим ее на дерево?
Нет, она растет на грядке в огороде — это овощ.
(Подобным образом обыгрываются помидор, лук, огурец, лимон, слива, апельсин.)
5. Игра « Большой — маленький».
(Логопед говорит про большие овощи — фрукты, дети – про маленькие)
Помидор-помидорчик, яблоко-яблочко, огурец-огурчик и т.д.)
6. Игра «Наведи порядок».
Логопед: Ребята, в этой корзине смешались овощи и фрукты. Помогите, пожалуйста, разобраться, где здесь овощи, а где фрукты? Сложите овощи в блюдо, а фрукты в вазу. (Дети выполняют задание)
7. Логоритмическое упражнение.
- А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте и повторяйте за мной:
Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, кудрявая моя,
Как мне, капустке, не виться,
Белым кочаном не становиться?
(Движения сопровождаются речью, значение незнакомых слов объясняется.)
8. Игра « Собираем овощи в корзинку».
Логопед: Соберите с каждой грядки по одному овощу: « Сначала один огурец, потом одну репу, потом одну морковь, один помидор…» (дети выполняют и проговаривают словосочетание со словами «один — одна»)
9. Игра «Один — много».
Логопед: «Все принесли по одному огурцу, на столе стало много огурцов» и т.п.
(дети помогают образовывать названия овощей во множественном числе существительных родительного падежа)
10. Игра «Подбери овощи по цвету, форме».
(дети выполняют и объясняют задание)
11. Обобщение пройденного.
Логопед: Все-то у вас, ребята, получается хорошо. Фрукты и овощи вы знаете. Пора нам домой возвращаться. Садитесь в поезд. Повторяем цвет каждого вагончика.
(Дети поют песенку):
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят -
- Чу-чу-чу.
12. Итог занятия.
- Ребята, в какие игры мы сегодня играли? Какие задания выполняли?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Когда вы вернетесь в группу, то вместе с воспитателем нарисуйте фрукт или овощ из «чудесной корзинки» и свой вагончик.
Оценка деятельности детей.
Аннаева Мунира Мунировна,
учитель–логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск