Подгрупповое тематическое занятие по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме «Весенняя одежда». Конспект содержит подробное изложение хода занятия. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.
Тема: «Весенняя одежда»
Задачи:
Образовательные:
- расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит;
- закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда;
- развитие умения описывать одежду по схеме.
Развивающие:
- развитие диалогической речи;
- развитие речевого слуха, зрительного восприятия цвета, слухового внимания, памяти;
- развитие грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; употребление существительных в родительном падеже единственного числа);
- развитие тонкой и общей моторики.
Коррекционные:
- развитие артикуляционной и тонкой моторики (локомоторных навыков).
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, инициативности и самостоятельности.
Предварительная работа:
- беседы о сезонных изменениях;
- наблюдения за людьми (в чем одеты) на улице;
- обучение правильному называнию предметов весенней одежды, их назначение;
- сравнение одежды по сезонам, выявление сходства и различия сравниваемой одежды;
- разучивание пальчиковой, артикуляционной гимнастики.
Оборудование:
- кукла Настя, чемодан, манекен, швейная машинка.
Демонстрационный материал:
- поэтапная схема рассказа-описания;
- контурное наложение 4 предметов одежды на листе формата А 2;
- заготовка плаща с деталями одежды;
- цветные нитки;
- кукольная летняя одежда;
- иллюстрации из серии “Одежда” (3 иллюстрации).
Раздаточный материал:
- бумажная заготовка весенней одежды;
- пуговицы;
- цветные нитки.
Словарная работа:
- одежда, весенняя, демисезонная, воротник, рукава, карманы, пуговицы, капюшон;
- нет рукава, нет пуговиц, нет воротника, нет кармана;
- ателье, манекен, иголка, нитки, швейная машинка, швея.
Структура занятия |
Содержание структурных частей занятия |
Предполагаемые ответы детей |
Оргмомент.Сюрпризный момент.Игровое упражнение.
«Перепуталась одежда». Создание проблемной ситуации. Мотивация. Целеполагание. Физминутка. Игровая ситуация «Ателье». Совместная деятельность детей с педагогом. Самостоятельная деятельность детей. Игровое упражнение «Соедини детали одежды». Игровое упражнение «Подбери нитки». Артикуляционные упражнения. Упражнение-описание по схеме. Игровое упражнение «Шьет машинка». Итоговые вопросы. |
Звонок. Появление куклы Насти с чемоданом.- Здравствуйте, ребята!- Ребята, кукла Настя приехала к нам с юга. Говорит, что очень замерзла у нас на улице. У нас, Настенька, сейчас весна и мы одеваемся тепло в весеннюю одежду. Правда ребята?
- А какую одежду привезла ты? Давай посмотрим. Открывается чемодан. - Ой, Настенька, у тебя вся одежда перепуталась. Ребята, помогите, пожалуйста. Вывешивается контурное наложение 4 предметов летней одежды. - Что из одежды вы увидели? После узнавания детьми, каждый обводит пальчиком контур. Обобщение: Выставляются отдельные контурные рисунки названной одежды. - Итак, у Насти в чемодане перепутались юбка, платье, сарафан, футболка. - Как назвать это всё одним словом? - Ребята, Настя сможет в этой одежде пойти с нами на прогулку? - Почему? - А для какого времени года нам нужна одежда? - Какую одежду мы носили зимой? Обобщение: - Итак, одежда может быть летняя, зимняя, а еще осенняя, весенняя или демисезонная. - Настенька, ты замерзнешь с нами на прогулке. - Настя расстроилась и спрашивает, что же ей теперь делать? - Мы тебе, Настенька, поможем одеться правильно в весеннюю одежду. Поможем, ребята? - Как мы можем ей помочь? - Я предлагаю с куклой Настей отправиться в ателье. - Что такое ателье? Дети встали возле стульчиков. Выполнение соответствующих движений согласно тексту: А сейчас мы в ателье собираемся, По погоде одеваемся. Нужно подтянуть колготки и надеть носки, наденем на головушку, чтобы не замерзла. Сели Обращается внимание на швейную машинку. - Что это? - Для чего она нужна? - Кто шьет одежду? Обращается внимание на манекен. - Ребята, на манекене швея оставила недошитый плащ. - Чего в нем нет (не хватает)? Ребёнок называет и прикрепляет недостающие детали одежды на манекене. - У каждого из вас на столе тоже недошитая весенняя одежда. Вам необходимо соединить детали одежды. Дети выполняют задание. Вместе с куклой проверяется правильность выполнения. Обобщение: - Итак, у плаща не было рукава, воротника, кармана, пуговиц. - Для того чтобы пришить детали одежды, что нам понадобятся? У каждого из вас на столе 4 цвета ниток. Вспоминаются и называются цвета ниток. - Сейчас, пожалуйста, подберите нужный цвет ниток к вашей недошитой одежде. Выполняют задание. Вопросы на причинно-следственные связи: - Ребята, почему нитки для шитья одежды бывают разных цветов? А сейчас приготовьте, пожалуйста, язычки. Это будут наши иголочки. Нам необходимо пришить воротник и карманы. Упражнения для языка Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»). - А сейчас пришьем большие и маленькие пуговицы. Упражнения для губ Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка). - Молодцы! Входит швея, садится за швейную машинку. - Посмотрите, ребята, кто пришел? - Это швея Людмила Николаевна. - Сейчас мы попробуем сделать заказ на пошив весенней одежды для куклы Насти. В этом нам поможет знакомая схема. Открывается символическая схема для составления описания на доске. - Для того, чтобы швея правильно поняла какую весеннюю одежду мы хотим для нашей Насти, мы должны правильно её описать. Дается образец последовательного описания, обращая внимание детей на схему. Например: Я хочу сшить пальто красного цвета, весеннее. У пальто есть рукава, воротник, карманы, пуговицы. Предлагается детям посмотреть каталог с демисезонной одеждой и каждому выбрать понравившуюся картинку. - Жора и Кирилл сделают заказ на пошив пальто, Анита и Егор на пошив куртки. Никита и Лиза на пошив шапки. Описали. - Мы с вами заказ сделали. Теперь швея приступила к работе. Сначала она шьет тихо… Упражнения на силу голоса Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба (тихо-громко-тихо) - Вот и готова весенняя одежда. Сшитую одежду принимается от швеи и отдается кукле. - Настенька очень вам благодарна. Теперь она не замерзнет в весеннюю погоду. - Ребята, кто к нам сегодня приходил на занятие? - Она приехала к нам с юга. - Какую одежду Настя привезла с собой? - Она замерзла бы в летней одежде на улице весной? - Как мы ей помогли? Что мы сделали для того, чтобы Насте с нами было тепло на прогулке? - Вам тяжело было описывать демисезонную одежду? - Было трудно, но вы все справились с заданиями. Молодцы! Раздается гостинец от Насти.
|
- Здравствуйте!- Да!- Юбка, платье, сарафан, футболка.
- Одежда. - Нет. - Потому что это одежда для лета. Это летняя одежда. - Для весны, весенняя одежда. - Зимой мы носили зимнюю одежду. - Да, поможем. Мы можем купить весеннюю одежду, подарить, сшить. - Это там, где шьют одежду. - Это швейная машинка. Она нужна, чтобы шить одежду. - Одежду шьет швея. - У плаща нет рукава, нет воротника, нет кармана, нет пуговиц. - Иголка и нитка. - Потому что одежда разного цвета. - Это швея. 1)Я хочу сшить пальто желтого цвета, весеннее. У пальто есть рукава, воротник, карманы, пуговицы. 2)Я хочу сшить куртку синего цвета, весеннюю. У куртки есть капюшон, карманы, рукава, пуговицы (молния). 3)Я хочу сшить шапку, зелёного цвета, весеннюю. У шапки есть помпон. - Кукла Настя. - Она привезла летнюю одежду. - Да - Мы сшили Насте весеннюю одежду. - Мы заказали ей в Ателье весеннюю одежду. - Да. |
Старостина Людмила Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек»,
г.Инта Республика Коми