Логопедическое занятие Синонимы, их использование в речи проводилось в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида г.Владимира. Главный акцент сделан на особенности использования синонимов, на их роль в речи.
Тема: «Синонимы, их использование в речи»
5 класс. Группа из 4 учащихся.
Цель:
- учить использовать синонимы в речи
Задачи:
- уточнять и расширять словарный запас;
- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
- развивать внимание, восприятие, память;
- формировать навыки взаимоконтроля, умения работать в группе;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- компьютеры, листочки с индивидуальными заданиями
Ход занятия
1. Посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Работаем дружно, помогаем друг другу.
2. Закончите предложение:
Все слова языка образуют …
3. Прочитайте:
Думает, рассуждает, мыслит.
- Что это за слова?
- Сегодня на занятии мы поговорим с вами о синонимах
4. Найдите верное высказывание:
- Синонимы – это однокоренные слова.
- Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же.
- Синонимы – это слова противоположные по смыслу.
5. Найдите синонимы:
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взвей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
С. Михалков
6. Игра «Лото».
7. «Третий лишний».
- Огонь, осень, пламя.
- Алфавит, азбука, чистописание.
- Шалун, конница, кавалерист.
- Бросать, кидать, прыгать.
- Печаль, закручиниться, пригорюниться.
8. Какими оттенками смысла различаются данные синонимы:
- Просить – клянчить.
- Сказать – ляпнуть.
- В каких стилях речи они могут быть использованы?
9. Расположите слова по нарастанию признака:
- Возвышенность, гора, холм.
- Ошибка, погрешность, промах.
- Холодный, прохладный, ледяной.
- Большой, колоссальный, огромный.
10. Выберите слова, близкие по смыслу выделенным:
Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).
Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).
11. Составьте словосочетания:
- Коричневый, карий (платье, краска, материя).
- Толстый, полный (женщина, тетрадь, палка, материя).
- Густой, дремучий (лес, напиток, трава, туман).
12. Кто может «лаять, тявкать, скулить, завывать»?
- Пёс.
- Ветер.
13. И.С.Тургенев «Муму».
Узнайте героя по глаголам движения и речи:
- Воскликнула, обратилась, прервала, промолвила, начала подзывать.
- Вывернулась, не давалась, прыгала, увертывалась.
14. Работа с пословицами (работа в группах).
- Переливать из пустого в порожнее.
- Спеши, не спеши, а поторапливайся.
- Приятелей много, а друга нет.
(Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы)
15. «Соберите пословицу».
- Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда)
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)
– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и хлопнуть в ладоши.
Логопед читает пословицы:
- Ученье свет, а неученье – тьма.
- Без друга на сердце вьюга.
- Откладывай безделье, да не откладывай дело.
– Какая из пословиц “лишняя”, то есть не имеет синонимичной?
16. Замените повторяющиеся слова:
- Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.
- В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.
- На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.
- Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
Слова для выбора: животные, звери, ушастики, новоселы, новичок.
17. Текст:
У палатки нас (радостно, весело, оживленно) встречают Ханг и Чанг. И мама. Мама не любит ловить рыбу. А Хангу и Чангу ( не разрешено, запрещено, воспрещается) появляться в том месте, где мы ловим рыбу. Так их ( воспитали, приучили, натаскали, выдрессировали). Когда они были маленькими, с ними (трудно, нельзя, невозможно) было ловить. И на лодке с ними тоже (трудно, нельзя, невозможно) было плавать, потому что они все время (ныряли, падали, прыгали) в воду и (осаждали, брали в осаду) нашу лодку.
Я (представлял, воображал) себя матросом и отражал (атаки, нападения, набеги). А дядя был адмиралом – он командовал. Мы (отталкивали, оттаскивали, отпихивали) Ханга и Чанга от лодки. Ханг и Чанг (гавкали, тявкали, заливались лаем, лаяли) и поднимали вокруг лодки целую бурю.
- Сравним текст с авторским. Что ты заметил? Какие выводы можем сделать?
- Итак, что же такое синонимы?
- Для чего они нам нужны?
18. Рефлексия.
- Сегодня мне понравилось…
- Сегодня я повторил…
- Сегодня я познакомился…
- Для меня было новым…
- Считаю, что…
- Мне было интересно…
Макарова Наталья Васильевна,
учитель-логопед,
ГКСОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида
г. Владимира»