Конспект логопедического занятия на тему «Синонимы, их использование в речи»

СинонимыЛогопедическое занятие Синонимы, их использование в речи проводилось в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида г.Владимира. Главный акцент сделан на особенности использования синонимов, на их роль в речи.

Тема: «Синонимы, их использование в речи»

5 класс. Группа из 4 учащихся.

Цель:

  • учить использовать синонимы в речи

Задачи:

  • уточнять и расширять словарный запас;
  • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
  • развивать внимание, восприятие, память;
  • формировать навыки взаимоконтроля, умения работать в группе;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

  • компьютеры, листочки с индивидуальными заданиями

Ход занятия

1. Посмотрели друг на друга, улыбнулись.

Работаем дружно, помогаем друг другу.

2. Закончите предложение:

Все слова языка образуют …

3. Прочитайте:

Думает, рассуждает, мыслит.

- Что это за слова?

- Сегодня на занятии мы поговорим с вами о синонимах

4. Найдите верное высказывание:

  • Синонимы – это однокоренные слова.
  • Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же.
  • Синонимы – это слова противоположные по смыслу.

5. Найдите синонимы:

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взвей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
С. Михалков

6. Игра «Лото».

7. «Третий лишний».

  • Огонь, осень, пламя.
  • Алфавит, азбука, чистописание.
  • Шалун, конница, кавалерист.
  • Бросать, кидать, прыгать.
  • Печаль, закручиниться, пригорюниться.

8. Какими оттенками смысла различаются данные синонимы:

  • Просить – клянчить.
  • Сказать – ляпнуть.

- В каких стилях речи они могут быть использованы?

9. Расположите слова по нарастанию признака:

  • Возвышенность, гора, холм.
  • Ошибка, погрешность, промах.
  • Холодный, прохладный, ледяной.
  • Большой, колоссальный, огромный.

10. Выберите слова, близкие по смыслу выделенным:

Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).

Из лесной чащи выбрался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

11. Составьте словосочетания:

  • Коричневый, карий (платье, краска, материя).
  • Толстый, полный (женщина, тетрадь, палка, материя).
  • Густой, дремучий (лес, напиток, трава, туман).

12. Кто может «лаять, тявкать, скулить, завывать»?

  • Пёс.
  • Ветер.

13. И.С.Тургенев «Муму».

Узнайте героя по глаголам движения и речи:

  • Воскликнула, обратилась, прервала, промолвила, начала подзывать.
  • Вывернулась, не давалась, прыгала, увертывалась.

14. Работа с пословицами (работа в группах).

  1. Переливать из пустого в порожнее.
  2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
  3. Приятелей много, а друга нет.

(Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы)

15. «Соберите пословицу».

  1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда)
  2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)

– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и хлопнуть в ладоши.

Логопед читает пословицы:

  1. Ученье свет, а неученье – тьма.
  2. Без друга на сердце вьюга.
  3. Откладывай безделье, да не откладывай дело.

– Какая из пословиц “лишняя”, то есть не имеет синонимичной?

16. Замените повторяющиеся слова:

  • Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.
  • В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.
  • На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.
  • Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

Слова для выбора: животные, звери, ушастики, новоселы, новичок.

17. Текст:

У палатки нас (радостно, весело, оживленно) встречают Ханг и Чанг. И мама. Мама не любит ловить рыбу. А Хангу и Чангу ( не разрешено, запрещено, воспрещается) появляться в том месте, где мы ловим рыбу. Так их ( воспитали, приучили, натаскали, выдрессировали). Когда они были маленькими, с ними (трудно, нельзя, невозможно) было ловить. И на лодке с ними тоже (трудно, нельзя, невозможно) было плавать, потому что они все время (ныряли, падали, прыгали) в воду и (осаждали, брали в осаду) нашу лодку.

Я (представлял, воображал) себя матросом и отражал (атаки, нападения, набеги). А дядя был адмиралом – он командовал. Мы (отталкивали, оттаскивали, отпихивали) Ханга и Чанга от лодки. Ханг и Чанг (гавкали, тявкали, заливались лаем, лаяли) и поднимали вокруг лодки целую бурю.

- Сравним текст с авторским. Что ты заметил? Какие выводы можем сделать?

- Итак, что же такое синонимы?

- Для чего они нам нужны?

18. Рефлексия.

- Сегодня мне понравилось…

- Сегодня я повторил…

- Сегодня я познакомился…

- Для меня было новым…

- Считаю, что…

- Мне было интересно…

Макарова Наталья Васильевна,
учитель-логопед,
ГКСОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида
г. Владимира»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.