«Автоматизация звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях» — индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе школы V вида

Звук С, буква СКонспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе школы V вида. Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях». Данный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР. На занятии проводится закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [С] в словах, словосочетаниях, а также активизация и обогащение словарного запаса на материале лексической темы «Спорт».

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях.

Лексическая тема «Спорт»

Цели:

  1. Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [С] в словах, словосочетаниях.
  2. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
  3. Развитие артикуляционной моторики, моторики пальцев рук, координации.
  4. Активизация и обогащение словарного запаса на материале лексической темы.
  5. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Оборудование:

  • зеркало, мячик, предметные картинки с изображением «Видов спорта», карточки-задания, карточки с заданием по чтению, компьютер.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Настал новый день. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

- Начнём занятие!

2. Актуализация темы занятия.

- Отгадай две загадки.

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
(Спортзал)

Переворачиваю картинку.

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион)

Переворачиваю картинку.

- Что объединяет эти слова? (Объясни значение слов стадион, спортзал)? (Место, где занимаются спортом).

- Как ты понимаешь значение слово спорт? (Спорт — это когда занимаешься физкультурой: катаешься на лыжах, коньках, играешь футбол…).

- Как ты думаешь, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О спорте) Переворачиваю слово спорт.

- Да, мы поговорим о спорте. Точнее — о видах спорта. Переворачиваю картинку.

- Какой первый звук в словах спортзал, стадион? (Звук [С])

- Как ты думаешь, над каким звуком мы будем сегодня работать? [С]. Печатаю на доске.

- Да, мы будем четко произносить его в слогах, словах и словосочетаниях.

- А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Выполнять гимнастику для губ и языка).

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Выполним гимнастику для губ и языка.

4. Характеристика звука.

Гимнастику мы выполнили.

А теперь произнеси правильно звук [С].

Для этого:

  • Губы вытяни в улыбочку.
  • Зубы сближены, но не сомкнуты.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы.
  • Воздушная струя холодная.

- Произнеси звук [С] и следи за правильным произношением.

Произнеси звук [С] кратко: С С С С.

Произнеси звук [С] длительно: ССССССССССС.

5. Характеристика звука.

Работа у доски (по схеме).

- По схеме дай характеристику звуку [С]. (Звук [С]- согласный).

Звук [С]- твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

- Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

- Выбери и прикрепи.

Прикрепляем фишку.

Работаем стоя у доски.

5. Запомни и повтори ряд слогов.

Спорт приносит здоровье и хорошее настроение. Спортом занимаются самые сильные, выносливые. В спорте нужно быть сосредоточенным и внимательным. Посмотрим, а на сколько внимателен ты.

Задание: повтори без ошибок.

  • са-со-су
  • со-су-сы
  • су-сы-са
  • сы-са-со

Задание: потопай ножками, если услышишь в словах звук [С].

  • старт, стадион, кросс, скачки, бокс, судья, спорт, слава
  • коньки, мяч, клюшка, ракетка, шлем.

- Присаживайся за парту.

6. Буква С.

- Какой буквой на письме обозначается звук [С]? (Буквой эс).

Переворачиваю букву.

- На что похожа буква? (полумесяц, скакалка …)

- Смастери (выложи) письменную большую букву эС из ниточки. Обведи пальцем 3 раза. Синяя ниточка.

7. Работа по карточке.

- А сейчас поработаем письменно. Возьми в руки цвет карандаша, соответствующий нашему звуку [С].

Задание 1: найди и подчеркни только букву эс. Листок с заданием.

- Сколько букв ты подчеркнул? (3)

  • баскетбол теннис гимнастика.

- Какие слова здесь спрятались. Прочитай их.

- Что объединяет эти слова. (Это виды спорта).

- Назови по картинке вид спорта? Картинки.

- Что ты можешь сказать:

  • О баскетболе … (Командная игра, где нужно забросить мяч в кольцо соперника).
  • А о гимнастике? (Это упражнения на снарядах) (Брусья …).
  • О теннисе? (Спортивная игра с мячом).

Задание 2: В этих словах определи место звука [С].

- В слове баскетбол – звук [С] в середине слова.

- В слове теннис – звук [С] в конце слова.

- В слове гимнастика – звук [С] в середине слова.

- Присаживайся за компьютер.

8. «Игра». Презентация.

А сейчас мы ответим на вопрос: Как называют спортсменов в разных видах спорта?

  • В баскетбол играет кто? баскетболист.
  • В теннис — … теннисист.
  • В хоккей играет — … хоккеист,
  • В футбол — … футболист.

9. Активная пауза. Под музыку.

- Спортсмены всегда должны быть в хорошей физической форме. Они постоянно тренируются и совершенствуют свои навыки. Мы с тобой тоже выполним ряд упражнений.

Музыка + мячи.

- Выходи из-за парты и повторяй движения за мной.

10. Игра: «Посчитай».

- В разных видах спорта принимают участие разное количество спортсменов. Посчитаем наших игроков.

Задание: Посчитай спортсменов.

  • 5 футболистов.
  • 2 фигуриста.
  • 7 хоккеистов.
  • 6 баскетболистов.
  • 1 гимнаст.

11. Дидактическая игра: «Чей предмет?» Наглядность — игра.

- У каждого спортсмена — есть свой предмет (инвентарь), чтобы заниматься спортом. Сыграем в игру, где распределим предмет игрокам.

  • Коньки – фигуристу.
  • Клюшку – хоккеисту.
  • Шайбу — хоккеисту.
  • Мяч – футболисту.
  • Мяч – баскетболисту.
  • Конь (для кого?) – гимнаста.
  • Брусья — для гимнаста.

12. Работа со схемой слова.

Читаю стихотворение:

Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…
(спорт)

- Посмотри внимательно на слово «Спорт».

- Рядом даны две схемы.

- Какая схема подходит к этому слову. Почему?

13. Итог занятия.

- Наше занятие заканчивается. Но я хотела бы спросить, что бы ты при встрече рассказал другу о нашем занятии?

14. Задание на дом.

- Соедини по точкам рисунок и скажи, какой вид спорта у тебя получился.

15. Рефлексия.

- Открой конверт и возьми себе солнышко, которое соответствует твоему настроению.

Брисюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.