В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что изучение и анализ детей с ДЦП представляют особые трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития. При этом я обратила внимание на многообразие речевых нарушений, которые редко встречаются изолированно, чаще отмечается дизартрии с задержкой речевого развития или ОНР.
Тема моего открытого урока «Зимушка-Зима». (Конспект занятия с группой учащихся 1 класса с логопедическим заключением ОНР 3-го уровня). Данный материал способствует совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания, памяти, формированию орфографической зоркости, расширяет словарный запас, развивает мышление. Увлекательные приемы работы с детьми позволяют провести коррекционную работу более успешно.
Цели:
- обогащение словарного запаса;
- развитие ассоциативного мышления;
- практическое употребление предлогов «на», «с», «из»;
- развитие слуховой памяти;
- развитие связной речи, воображения, образного мышления;
- развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.
Оборудование:
- магнитная доска, магниты, вырезанные из бумаги снежинки с загадками, картинки
Ход урока
1. Введение в тему.
Дети заходят в кабинет. На столах у каждого лежит зеркало. Логопед предлагает детям сесть за столы и послушать стихотворение о зиме.
- Мы сегодня будем говорить о зиме и давайте послушаем стихотворение. И сделаем потом самомассаж.
Пришла Зимушка-зима. Много снега намела. (Поглаживающее движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей.)
Все кругом белым-бело. Будет травушке тепло. (Постукивающие движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей).
Вьюга веет над полями. Над горами и лесами. (Зигзагообразные движения. Начало движения от середины лба к верхней части ушей. От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей).
Логопед раздает всем бумажные снежинки.
- Ребята, пока вас не было, прилетела бабушка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а вот снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему? (Они не настоящие). Это не простые снежинки, а волшебные. Посмотрите на них. Это снежинки—загадки.
Логопед подходит к каждому ученику, просит прочитать загадку, если ребенок еще не освоил чтение, то читает сам, а ребенок отгадывает и запоминает правильную отгадку.
- Мост, как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лед)
2. Подбор признаков. Составление предложений с однородными членами.
- Вы догадались, о каком времени года мы будем с вами говорить?
- Какая зимой погода?
- Если зимой много снега, то зима какая?
- Если зимой сильный мороз, то зима какая?
- Если часто метет метель, то зима какая?
Логопед снимает с доски все предметные картинки, кроме той, на которой изображена зима. Рядом с ней прикрепляются две снежинки. Детям предлагается придумать предложения о зиме, включив в каждое из них два слова-признака.
- Послушайте мое предложение: «Наступила студеная, вьюга зима» . Теперь вы придумайте предложения. (Дети выполняют задание).
- Чем покрыта зимой земля? (Снегом)
Логопед заменяет картину «Зима» на картину с изображением снега.
- Как вы думаете, зачем нужен снег зимой? (Снег покрывает землю. Он согревает землю.)
В случае затруднений при подборе слов, учитель-логопед сам дает образцы ответов.
- А теперь придумайте предложения про снег с двумя словами-признаками.
Логопед заменяет картинку «Снег» на картинку с изображением сугробов.
- Выпало много снега, появились сугробы. Какие бывают сугробы?
3. Исключение слова из ряда данных.
Логопед снимает картинку «Лед» с доски и показывает изображение снеговика или игрушечного снеговика.
– К нам в гости пришел снеговик.
Снеговик. Послушайте, ребята, какие слова я придумал про зиму: «Снежная, морозная, холодная, липкая». Все ли слова подходят? (Дети исправляют ошибки).
4. Работа по карточкам.
Упражнение «Раскрась одинаковые снежинки».
Логопед раздает карточки к упражнению и карандаши. Детям предлагается найти и раскрасить одинаковые снежинки голубым карандашом.
5. Физкультминутка.
- Мы скатаем снежный ком. (Дети делают руками полукруг.)
- Мы построим Вьюге дом. (Поднимают руки над головой, соединяют ладони)
6. Пространственное ориентирование.
Логопед прикрепляет к магнитной доске 9 картинок. Расположение картинок:
- верхний ряд – снежинка, снег, снеговик;
- средний ряд – Снегурочка, снежки, снегирь;
- нижний ряд – подснежники, снежный ком, Снежная королева.
Каждая картинка закрывается листом голубой бумаги неправильной формы.
Детей просят закончить игру и подойти к доске. Логопед предлагает каждому ребенку найти нужную льдинку. Например: правую в верхнем ряду, левую в нижнем ряду, правую в среднем ряду и так далее. Дети выполняют задание.
7. Деление слов на слоги.
Логопед раздает каждому ребенку по 5 маленьких «льдинок».
- Положите перед собой столько льдинок, сколько слогов в вашем слове.
8. Задания по карточкам. Упражнение «Погуляли».
Логопед раздает карточки к упражнению, просит рассмотреть первую картинку и сказать, на чем лежит снег. Дети выполняют задание (Отвечают полными распространенными предложениями). Затем детям предлагается рассмотреть вторую картинку и сказать, с чего стряхнули и откуда вытряхнули снег дети после прогулки.
9. Итог занятия.
Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- А что было трудным?
- Вы все сегодня очень старались. Молодцы!
Гильмутдинова Лилия Фаилевна,
учитель-логопед
Казанской коррекционной
школы-интерната №4 VI вида
(для воспитанников с детским
церебральным параличом)