Я работаю с детьми с ДЦП, у них наблюдаются огромные трудности при усвоении программы, так как у таких детей, в основном диагностируется дизартрия, то есть органы артикуляции недостаточно сформированы. Подготовка к каждому занятию требует индивидуального подхода. В своем конспекте я постаралась учесть все сложности усвоения материала, и сделать его наиболее упрощенным для восприятия его детьми с ограниченными возможностями.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация Ц-С. Транспорт». 1 класс.
Цели:
- Обучать дифференциации звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
- Развивать навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Транспорт», развитие мелкой и общей моторики, внимания.
- Воспитывать формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Оборудование:
- презентация по теме, картинки транспорта, красные, синие и зеленые кружки, конверты с картинками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, вы все знаете свои имена. Скажите по очереди свое имя громко или тихо. (отвечают и по очереди садятся)
- Ребята, сегодня мы с вами поедем в путешествие в гости к «Ученому» гному. Наш путь будет проходить по разным станциям. В конце нашего пути мы должны попасть на станцию «Буква» где нас будет ждать наш гном. А кто мне перечислит, на чем путешествуют люди? Как назвать одним словом? (транспорт).
2. Основная часть.
- Ребята, а давайте с играем в игру. Попробуйте сами отгадать вид транспорта, на котором мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Пока название нашего транспорта заблокировано, чтобы его разблокировать, вам нужно отгадать загадки.
1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную…(ракету)
2. Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь. (самолёт)
3. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю…
Отправляюсь я в полет,
Кто же это? (вертолёт)
4. Хоть у этой черепашки
Вместо ног одни кругляшки
И три центнера брони,
А попробуй — догони! (Легковой автомобиль)
5. Вот машина так машина -
Не дымит, не пьет бензина.
На виду у нас у всех
Приподнимет руки вверх
И поедет, но всегда
Лишь держась за провода. (Троллейбус)
6. Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
- Ребята, а поезд какой это вид транспорта? (железнодорожный) Как вы думаете, почему его называют железнодорожным? А кто знает еще какие какие виды транспорта существуют? Почему он так называется? (дети отвечают) Итак, мы сегодня с вами поедем в наше сказочное путешествие на поезде.
3. Артикуляционная гимнастика.
1. Сказка «У дедушки с бабушкой»
2. Работа над дыханием. Игра «Листопад».
4. Продолжение темы.
- Ребята, ну во мы и приближаемся к станции № 1 «Станция Звуковичков». На этой станции живут друзья-помощники нашего гнома? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц. Ребята, давайте узнаем как эти звуки по разному произносятся: Профили и зеркала.
При звуке С — кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная. (согласный, глухой, может быть мягким или твердым)
При звуке Ц — язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)
- Ребята, давайте охарактеризуем звуки С и Ц. С — (согласный, глухой, может быть мягким или твердым) Ц — (согласный, глухой, всегда твердый).
- А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем .
5. Физкультминутка.
«Слоники».
6. Игра «Самый внимательный».
Задание: Ребята, я назову цепочку слогов. Один из вас должен повторить, а другие сказать, правильно он повторил или нет. Все, кто ошибаются, получают штрафную фишку.
Пример: ша-са са-ша-са са-ша-ша-са ца-са ца–са–ца цу-су-ца–цу са-ца ша–са-ца сы–со–сэ
Игра «Повторюши».
1. Мы продолжаем наш путь. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши». Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:
са-ца-са
Си-си-си – воду ситом не носи!
са-ца-са-ца
Ось–ось ось – на сене сидит пёс.
су-цу-су и т.д.
Усь–усь–усь на лугу гуляет гусь.
Ац–ац–ац – не пойман заяц.
Ец-ец–ец – молодец боец.
- Молодцы, ребята!
2. Ну вот мы с вами приближаемся к станции «Следопыты». На этой станции нам оставили задание, определить место звука в слове. Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.
Игра «1-10»
Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, цепь.
Игру «Слово перепутались». (карточки детям)
ЫОС-(ОСА), (СЛОН) – НОЛС (УЛИЦА) – ЦАЛИУ АСИЛ -(ЛИСА), (КОЛЕСО) – ОСЕЛОК (МОСТ) — СТОМ ИСТАК- (ТАКСИ), (ЛИЦО) – ЦОИЛ (ОСА) – ЫОС (ЛИСА) — САИЛ (АИСТ) – СТИА СУМКА – (АКМУС) (САМОЛЁТ) – ЁТЛОМАС (СНЕГ) — ГЕНС (САНИ) — ИНАС (САША) — АШАС
- А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Топотушки». Руки в сторону, если услышите звук С (картинки) Топните, если услышите звук Ц (картинки) Молодцы. Итак, продолжаем наше путешествие и сыграем в следующую игру.
3. Игра«Звук потерялся».
Задание: Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук. Необходимо вставить С или Ц: Зая_ (заяц), _снки, (санки), так_и (такси), коле_о (колесо), ули_а (улица), мо_т ( мост), _апля (цапля), ли_о (лицо), _ирк (цирк), о_ы (осы), _епь (цепь).
7. Пальчиковая гимнастика со стопорами.
Игра «Коготки».
Точит кошка коготки, (пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки)
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки.
Ах, какие у нее (поглаживают ладони друг о друга)
Маленькие лапки.
В этих лапках до поры (сжимают пальцы в кулачки)
Дремлют цап-царапки. (поворачивают кулачки вправо-влево).
- Молодцы! (Ученики садятся за парты).
8. Станция «Буковка».
- Ребята, а мы приблежаемся к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц. Назовите мне эти буквы! (эс и цэ) Чем отличается звук от буквы? Ребята, вам надо прописать в тетрадях эти буквы.
9. Итог занятия.
- Ну вот, ребята, сегодняшнее наше с вами путешествие подошло к концу. Мы прибыли на конечную станцию. Что нового вы узнали? С какими буквами познакомились? Бывает ли звук Ц мягким?
Презентация «Дифференциация Ц-С»
Валиуллина Юлия Ильдаровна,
учитель-логопед,
специальная школа №4 VI вида,
г. Казань