Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Путешествие со звуками [Т], [Ть]»
Цель:
- Познакомить детей со звуками [Т], [Ть].
Задачи:
Коррекционные:
- Формировать у детей умение различать мягкое и твердое звучание звука.
- Закреплять умение определять последовательность звуков в слове.
- Проводить полный звуковой анализ слов.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, ассоциативные представления.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Содействовать налаживанию диалогического общения в совместных играх, желанию помочь другим.
Оборудование:
- кружочки трех цветов, карточки с заданиями, мяч, книги, игрушки, сундучок, картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед обращает внимание детей на волшебный клубочек, который находится в книге «Белоснежка и семь гномов».
Дети берут книгу и находят в ней письмо. В нём написано, что в своем сказочном домике гномы жили очень дружно, но Волшебник позавидовал их дружбе и разбросал гномов по всему свету. Они снова могут собраться вместе, если дети помогут им решить трудные задания, которые оставил им Волшебник.
2. Основной этап.
Педагог спрашивает, какие герои жили в этой книге? (ответы детей).
- Как вы думаете, что случилось? Надо обязательно помочь гномам. Отправимся за клубочком?
Дети с логопедом отправляются за клубочком и встречают гнома Соню.
Возле гнома конверт с первым заданием:
- Отгадайте, в каком из слов на конце мягкий звук [Ть], а в каком твердый звук [Т]?
(В конверте карточки с предметами «самолет – цифра 5», производится анализ мягкого и твердого звучания Т в словах)
Логопед предлагает детям произнести слово «САМОЛЕТ». Какой звук последний? Он твердый или мягкий? Т-Т-Т. (Твердо).
Затем предлагает посмотреть на картинку, и произнести слово «пять». Какой звук последний? [Ть] Как он звучит? (мягко). Разбираются слова ЗОНТ, ДЕВЯТЬ, БРАСЛЕТ, САМОКАТ.
Дети отправляются дальше и встречают гнома Весельчака, около него стоит сундучок.
Педагог от имени гнома дает следующее задание:
Из сундучка вам Весельчак
Кружочки достает.
И хитро улыбаясь, задания дает:
- Кружок ты синий подними,
Когда услышишь ТА, ТО, ТЫ.
Кружок зеленый ты поднимешь,
Когда [Ть] мягкий ты услышишь.
(Взрослый говорит, выделяя голосом звук: Т-Т-рактор, телефон, тетрадь, труба…)
Предлагает продолжать поиски гномов. Встречают нерешительного гнома, который дает следующее задание.
- Разложите картинки на три группы: слова, начинающиеся с [Т], [Ть], и слова оканчивающие на звуки [Т], [Ть], слова, где звук в середине.
Показываются карточки к игре «Выбери».
Клубок приводит к гному Играйке.
Игровое упражнение с мячом в круге, в положении стоя.
Логопед бросает мяч и предлагает детям назвать слова со звуком [Т] –мальчикам, со звуком [Ть]- девочкам. И сообщает детям, что они помогли уже четырем гномам, но поиски гномов нужно продолжить.
Потом они встречают гнома Толстячка, который случайно съел звук [Т] и [Ть] из слов. Детям предлагается вставить пропущенный звук.
Игра «Вставь пропущенный звук».
Взрослый пропускает звук [Т] в начале слова: ( ..опор, …ыква, …ополь, …аблетка, …арелка, …анец, …апочки, …аракан.)
Продолжают путь. Дети встречают гнома Часовщика.
Проводится физкультминутка:
Тик – так, тик – так
Все часы идут вот так:
Тик – так, тик – так
Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик – так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
3. Этап закрепления.
Логопед обращает внимание детей на часы из бумаги. Предлагает сделать штриховку.
Встреча с гномом Умницей. У него в конверте задание:
- Проведите звуковой анализ слова.
Педагог задает вопросы: Кто нарисован на картине? (кот). Сколько звуков в слове КОТ (три). Как мы обозначаем звуки?
(Двое детей произносят слово с интонационным выделение звука Т. Называют последовательность звуков в слове, обозначая соответствующими кружочками. Одновременно с ними дети за столами производят анализ на местах).
Логопед предлагает детям выполнить задания:
- Определить в слове КОТ звук, который можно потянуть, громко крикнуть, при произнесении которого во рту ничего не мешает. (О)
- Приглашает ребенка к доске и предлагает поставить кружочки под диктовку слово КОТ.
- Напечатать это слово на доске.
- Самостоятельно проанализировать слово КИТ.
- Чем отличаются эти два слова?
Гном благодарит детей.
4. Заключительный этап.
Все гномы и Белоснежка собраны вместе. Педагог отмечает, что дети выполнили все задания Волшебника и помогли гномам собраться вместе. Логопед интересуется: какое задание для детей было самым интересным, самым трудным, самым веселым.
Дети благодарят клубочек за интересное путешествие.
Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБОУ детский сад №1 села Русский Камешкир