План-конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме «Дифференциация п-т».
Тема занятия: Дифференциация согласных п-т.
Цели:
- Закрепить у учащихся умение различать согласные п-т в устной и письменной речи.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать зрительную память, мышление, внимание, слухомоторные координации.
1. Мобилизирующий этап.
Задача: эмоциональный настрой.
Даются указания.
- Ребята, пожелайте другу успехов на занятии ( игра-пожелание «Удачи тебе!»)
Учащиеся поочредно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- и удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышка-Топтыжка.
а) Сложите буквы из элементов (разрезная азбука). Какие буквы у вас получились?
- Сегодня на занятии мы продолжаем учиться различать согласные п, т.
Характеристика звуков (звуковая опора т- зубы, п- губы)
Буквы (зрительная опора — п — две ножки 2 пара, т — три ножки 3 три)
б) найдите буквы п,т в рисунках и обведите по контуру букву п — зелёной пастой, т — синей .
в) работа с наждачной азбукой, определить буквы на ощупь.
3. Развитие слухоморных координаций.
- Когда я постучу 2 раза, вы произнесёте слог «пу» 1 раз, а когда я постучу 3 раза — скажите слог «ти» 3 раза.
- А теперь наоборот. Я буду говорить, а вы стучать.
4. Дифференциация в слогах.
а) работа по слоговой таблице.
// а ы/// //а///
/// о ю// ///о//
//о а// //о///
//а е/// ///а//
- чтение шёпотом
- чтение цепочкой
- выборочное чтение: 1 строчка, 2строчка
б) Игра «шифровка» (карточки «шифровки»)
Запиши слоги разными пастами: с буквой п — зелёной пастой, с буквой т — синей.
2а, 3о, 2о, 3а, 2у, 2ы, 3ы ,2е, 3е
5. Дифференциация в словах.
а) прочитайте слова справа налево, заменяя цифры буквами ( 2-п, 3-т)
оле3, ак2ел, накара3, акйе2ок, ленме3о2, лива3со2, йын3амо3, а3енал2, 3амо3ва
- Запишите слова правильно в тетрадь. Буквы подчеркните разными цветами.
Проверка.
Вывод.
б) Работа со словами-паронимами
- тара — пара
- торт — порт
- тень — пень
- стал — спал
- почка — точка
- толк — полк
Вставить подходящие по смыслу слова.
- Мало (толка, полка) от лентяев.
- Над столом висит (полка, толка).
- Теплоход приходит в (порт, торт).
- Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).
- Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей.
- Старенький дедушка (спал, стал) на полатях.
- Словарная работа «полати».
Итог.
6. Физпауза. «Сова», «Слон».
в) «Перепутаница».
сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп
7. Дифференциация в словосочетаниях.
Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы п, т.
- _ё_лый _латок
- _ала_ка _уристов
- _лохой _оступок
- жи_ели ланеты
- _ачка ва_ы
- _равый бо_инок
- у_иная охо_а
Проверка.
8. Игра «Фотоглаз».
«Лишнее слово»
9. Работа с деформированным текстом.
П…енец вс…орхнул и спря…ался за кус…ик. Над полями с…елился гус…ой …уман. Тёмная …уча …овисла над …олем. В …арке расту… с…арые то…ля.
а) чтение текста
б) вставить буквы п,т.
Итог занятия.
Климова Марина Валерьевна,
учитель-логопед
МБОУ г. Иркутска СОШ №67