Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3» в слогах, в словах и предложениях

Дифференциация звуков С-ЗКонспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе по теме:

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3»
в слогах, в словах и предложениях.
(конспект урока)

Технологии:

  • Информационно-коммуникативная.
  • Игровая.
  • Здоровье сберегающая технология.

Цель:

  • Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3» в слогах, в словах и предложениях.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить чёткую дифференциацию фонем [С] — [З] по глухости — звонкости в слогах, словах и предложениях;
  • Устранить на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв «С» — «З»;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
  • Обогащение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание и память;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;

Коррекциооно-воспитательные:

  • развивать навыки взаимодействия;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к
  • окружающей среде;
  • воспитывать желание помочь другому.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом возрастной нормы;
  • соблюдать правильную осанку ребенка;
  • следить за правильным освещением рабочего места;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • предметные картинки,
  • индивидуальные зеркала,
  • сигнальные карточки,
  • поезд, три вагона (на плакате),
  • флажки,
  • профили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие, на котором мы встретимся со звонкими и глухими согласными звуками и буквами и отправимся в путешествие на поезде.

1. Что такое буква?

- Букву мы видим и пишем.

- Что такое звук?

- Звук мы произносим и слышим.

- С какими двумя звуками и буквами мы будем знакомиться и учиться различать их, вы сейчас узнаете.

Пальчиковая гимнастика с использованием компьютера.

2. — Послушайте загадки.

По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

- Какой первый звук в отгадке?

Звук [3].

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «3»)

- Покажите эту букву.

- Послушайте вторую загадку

Кто пасет овен и коз
Там, где луг травой зарос?
(Пастух)

- Какой 3-й звук в отгадке?

Звук [С].

- Какой буквой обозначается этот звук?

Буквой ― «С». Покажите эту букву. Добиваюсь ответов детей.

- Дайте характеристику звука [С].

II. Основная часть.

II. Постановка цели занятия.

1. Сегодня на занятии будем учиться правильно произносить звук [С] и звук и различать их в слогах, словах, предложениях (различение букв «С» и «3» на письме).

Повторение артикуляции звуков.

2. Давайте повторим артикуляцию этих звуков.

- Как расположены губы, зубы и язык при произношении этих звуков?

(Губы в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка упирается в нижние резцы)

- Как работают голосовые связки при произношении звука [3] и [С]?

(При произношении звука [3] ― голосовые связки вибрируют. Значит звук [3] звонкий звук. При произношении звука [С] ― голосовые связки остаются в покое). Звук [С] ― глухой.

Артикуляционная гимнастика (использовать индивидуальные зеркала).

Мимическая гимнастика.

Дети выполняют мимическую гимнастику.

Повторение ранее изученного.

3.​ Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах. (Дифференциация букв «С» и «3» в слогах).

- Образуйте слоги. Прочитайте их.

- Прочитать слоги хором. Какой слог ударный?

за — са — за аз — ас — аз
са — за — са оз — ос — оз
зо — со — зо уз — ус — уз

4. — Сейчас поиграем в игру.

На доске изображение поезда (на плакате).

Этот поезд пойдет и не сделает аварию, если вы правильно услышите в словах звуки [С], [3] и поднимете сигнальную карточку (определить место звука [С] и [3] в словах).

- Послушайте слова: фазан, зонт, зайка, цапля, слон, солнце, салют, грибы, ваза, изба, пастух, язык, поляна, утка, совы, гнездо, лента, самолет, звезды.

«Веселая гимнастика для глаз»

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

5. — Хлопни в ладоши, если услышите звук [С] в словах: сорока, бандура, ведро, комар, соль, яйцо, сабля, рис, колос, щука, бусы, карась.

Поднимите флажок, если услышите звук [3] в словах: звезды, соль, зверята, задача, маяк, зайка, караван, календарь, гвозди, зубы, суп.

Работа в тетрадях.

- Слова со звуком З написать в один столбик, слова со звуком С написать в другой столбик.

6. На столе находятся предметные картинки.

- Разложите их так, чтобы вверху были расположены картинки в которых есть звук [3]. (красочные картинки со звуком [3]). Назовите картинки (заяц, коза, фазан, узор, газон, зубы, розы, ваза, замок, завод, арбузы).

- А внизу расположите картинки в которых есть звук [С], (красочные картинки со звуком [С]). Назовите картинки словами (сова, ослик, фасоль, оса, сад, коса, лиса, гусак, сынок, бусы).

Предлагаю детям назвать картинки словами.

Запись слов в тетрадях выборочно.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

7. Физминутка.

Зарядка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей)

Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (4 раза),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

8. Игра «Доскажи словечко, которое начинается со звука [С]».

Хором:

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это?
(Слон)

Верещунья, белобока,
И зовут её …
(Сорока)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

- А сейчас доскажите словечко, которое начинается со звука [3].

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …
(Зарядку)

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс …
(Звонок)

Я сижу едва не плача,
Очень трудная …
(Задача)

Дети повторяют хором и индивидуально.

Упражнения в употреблении слов в измененной форме.

сова-совы
заноза-
змея-
соска-

(Работа в тетрадях). Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

9. Игра «Ответь одним словом».

Кто сидит на скворечнике? (Скворец)
Кто выращивает цветы? (Садовник)
Что делает девочка? (Зарядку)

(Использую красочные картинки)

Мимическая гимнастика. Улыбнутся как: кот на солнышке, само солнышко и т.д.

10. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы

…асов
…астава
…аросли
за….той
за….ада (Релаксация с использованием магнитофона (музыка).)

Работа в тетрадях, списать слова вставляя пропущенные буквы.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

Проверяем задание.

Дифференциация звуков [С) и [3] в предложениях.

1. Прочитать и списать предложения, вставляя пропущенные слова.

На столе стояла … с розами. (ваза)
У подъезда … такси. (стоит)

Проверяем задание.

2. Дополните предложение по картинке. (На доске плакат)

Захар купил красивый… (самокат)
(Ласточка) … летит в гнездо
(Самолет) … взял курс на север.

Прочитать и списать предложения. (Работа в тетрадях)

III. Итог занятия.

- Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

Задание на дом: Упражнение. Выучить стихотворение.

Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой;
А под ёлкой грузди
Замостили мостик…
До свидания, ёлка,
Приезжай к нам в гости!
(Е. Трутнева.)

Упражнение. Выучить пословицу.

Не стыдно не знать
Стыдно не учиться.

Литература:

  1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: АРКТИ, 2003.
  3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
  4. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2009.
  5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  6. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь! — СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.

Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л» Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.