Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3» в слогах, в словах и предложениях

Дифференциация звуков С-ЗКонспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе по теме:

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3»
в слогах, в словах и предложениях.
(конспект урока)

Технологии:

  • Информационно-коммуникативная.
  • Игровая.
  • Здоровье сберегающая технология.

Цель:

  • Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» — «3» в слогах, в словах и предложениях.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить чёткую дифференциацию фонем [С] — [З] по глухости — звонкости в слогах, словах и предложениях;
  • Устранить на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв «С» — «З»;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
  • Обогащение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание и память;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;

Коррекциооно-воспитательные:

  • развивать навыки взаимодействия;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к
  • окружающей среде;
  • воспитывать желание помочь другому.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом возрастной нормы;
  • соблюдать правильную осанку ребенка;
  • следить за правильным освещением рабочего места;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • предметные картинки,
  • индивидуальные зеркала,
  • сигнальные карточки,
  • поезд, три вагона (на плакате),
  • флажки,
  • профили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие, на котором мы встретимся со звонкими и глухими согласными звуками и буквами и отправимся в путешествие на поезде.

1. Что такое буква?

- Букву мы видим и пишем.

- Что такое звук?

- Звук мы произносим и слышим.

- С какими двумя звуками и буквами мы будем знакомиться и учиться различать их, вы сейчас узнаете.

Пальчиковая гимнастика с использованием компьютера.

2. — Послушайте загадки.

По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

- Какой первый звук в отгадке?

Звук [3].

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «3»)

- Покажите эту букву.

- Послушайте вторую загадку

Кто пасет овен и коз
Там, где луг травой зарос?
(Пастух)

- Какой 3-й звук в отгадке?

Звук [С].

- Какой буквой обозначается этот звук?

Буквой ― «С». Покажите эту букву. Добиваюсь ответов детей.

- Дайте характеристику звука [С].

II. Основная часть.

II. Постановка цели занятия.

1. Сегодня на занятии будем учиться правильно произносить звук [С] и звук и различать их в слогах, словах, предложениях (различение букв «С» и «3» на письме).

Повторение артикуляции звуков.

2. Давайте повторим артикуляцию этих звуков.

- Как расположены губы, зубы и язык при произношении этих звуков?

(Губы в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка упирается в нижние резцы)

- Как работают голосовые связки при произношении звука [3] и [С]?

(При произношении звука [3] ― голосовые связки вибрируют. Значит звук [3] звонкий звук. При произношении звука [С] ― голосовые связки остаются в покое). Звук [С] ― глухой.

Артикуляционная гимнастика (использовать индивидуальные зеркала).

Мимическая гимнастика.

Дети выполняют мимическую гимнастику.

Повторение ранее изученного.

3.​ Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах. (Дифференциация букв «С» и «3» в слогах).

- Образуйте слоги. Прочитайте их.

- Прочитать слоги хором. Какой слог ударный?

за — са — за аз — ас — аз
са — за — са оз — ос — оз
зо — со — зо уз — ус — уз

4. — Сейчас поиграем в игру.

На доске изображение поезда (на плакате).

Этот поезд пойдет и не сделает аварию, если вы правильно услышите в словах звуки [С], [3] и поднимете сигнальную карточку (определить место звука [С] и [3] в словах).

- Послушайте слова: фазан, зонт, зайка, цапля, слон, солнце, салют, грибы, ваза, изба, пастух, язык, поляна, утка, совы, гнездо, лента, самолет, звезды.

«Веселая гимнастика для глаз»

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

5. — Хлопни в ладоши, если услышите звук [С] в словах: сорока, бандура, ведро, комар, соль, яйцо, сабля, рис, колос, щука, бусы, карась.

Поднимите флажок, если услышите звук [3] в словах: звезды, соль, зверята, задача, маяк, зайка, караван, календарь, гвозди, зубы, суп.

Работа в тетрадях.

- Слова со звуком З написать в один столбик, слова со звуком С написать в другой столбик.

6. На столе находятся предметные картинки.

- Разложите их так, чтобы вверху были расположены картинки в которых есть звук [3]. (красочные картинки со звуком [3]). Назовите картинки (заяц, коза, фазан, узор, газон, зубы, розы, ваза, замок, завод, арбузы).

- А внизу расположите картинки в которых есть звук [С], (красочные картинки со звуком [С]). Назовите картинки словами (сова, ослик, фасоль, оса, сад, коса, лиса, гусак, сынок, бусы).

Предлагаю детям назвать картинки словами.

Запись слов в тетрадях выборочно.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

7. Физминутка.

Зарядка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей)

Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (4 раза),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

8. Игра «Доскажи словечко, которое начинается со звука [С]».

Хором:

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это?
(Слон)

Верещунья, белобока,
И зовут её …
(Сорока)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

- А сейчас доскажите словечко, которое начинается со звука [3].

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …
(Зарядку)

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс …
(Звонок)

Я сижу едва не плача,
Очень трудная …
(Задача)

Дети повторяют хором и индивидуально.

Упражнения в употреблении слов в измененной форме.

сова-совы
заноза-
змея-
соска-

(Работа в тетрадях). Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

9. Игра «Ответь одним словом».

Кто сидит на скворечнике? (Скворец)
Кто выращивает цветы? (Садовник)
Что делает девочка? (Зарядку)

(Использую красочные картинки)

Мимическая гимнастика. Улыбнутся как: кот на солнышке, само солнышко и т.д.

10. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы

…асов
…астава
…аросли
за….той
за….ада (Релаксация с использованием магнитофона (музыка).)

Работа в тетрадях, списать слова вставляя пропущенные буквы.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3».

Проверяем задание.

Дифференциация звуков [С) и [3] в предложениях.

1. Прочитать и списать предложения, вставляя пропущенные слова.

На столе стояла … с розами. (ваза)
У подъезда … такси. (стоит)

Проверяем задание.

2. Дополните предложение по картинке. (На доске плакат)

Захар купил красивый… (самокат)
(Ласточка) … летит в гнездо
(Самолет) … взял курс на север.

Прочитать и списать предложения. (Работа в тетрадях)

III. Итог занятия.

- Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

Задание на дом: Упражнение. Выучить стихотворение.

Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой;
А под ёлкой грузди
Замостили мостик…
До свидания, ёлка,
Приезжай к нам в гости!
(Е. Трутнева.)

Упражнение. Выучить пословицу.

Не стыдно не знать
Стыдно не учиться.

Литература:

  1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: АРКТИ, 2003.
  3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
  4. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2009.
  5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  6. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь! — СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.

Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.