Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.

АнтонимыКонспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.

Цель данного урока — в игровой форме познакомить первоклассников со словами с противоположенным значением разных частей речи. На занятии использовались здоровье сберегающие технологии и работа с компьютером.

Тема: «Точность речи. Антонимы»

Цели:

  • уточнить и расширить словарный запас со словами-антонимами и закрепить их употребление в речи;
  • развивать: фонематический слух, артикуляционную моторику; силу и направленность воздушной струи; силу и высоту голоса; зрительную и речеслуховую память; мелкую моторику; внимание; контроль за собственной речью.

Ресурсы:

  • картинки для занятия; мягкие игрушки: котенок и лев;
  • массажный логопедический мячик;
  • счетные палочки;
  • слова- антонимы, использование ИКТ;
  • релаксилующая музыка: «Звуки весны»; портреты: Э.Успенского , Ф.И. Тютчева.

Лексическая работа:

  • подбор слов противоположенных по значению (антонимов).

Методические приёмы:

  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • произнесение различных языковых единиц, образование грамматических категорий;
  • заучивание чистоговорки;
  • составление загадки.

Речевой материал:

  • слоги; скороговорка; текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Личностные УУД)

Логопед:

- Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать кружок?
Всё в порядке на столе ?
Есть порядок в голове?

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите, пожалуйста, мимикой лица.

II. Артикуляционная гимнастика.

(Регулятивные, личностные, коммуникативные,УУД)

- Недавно у вас были каникулы. Многие отдыхали у бабушки с дедушкой. Давайте вспомним как это было, выполним с вами артикуляционную гимнастику. (Логопед говорит а дети показывают).

- Толстые внуки приехали в гости, («Толстячки»)
- С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)
- Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)
- Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)
- Утром проснулись – в улыбочку губы, — («Улыбочка»)
- Чистим мы свои верхние зубы. («Чистим зубы снаружи»)
- Влево и вправо, внутри и снаружи –
- С нижними зубками тоже мы дружим.
- Губки сожмём мы и рот прополощем,
- И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовары»)
- Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)
- Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
- Блинчик жуём. Завернём и надкусим ( «Покусаем язычок»)
- Следующий блинчик – с варением вкусным («Вкусное варение»)
- Чашки поставим, чтоб чаю налили.(«Чашечка»)
- На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
- Чаю попили – никто не обижен. («Не разбей чашечку»)
- Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы с наружи по кругу»)
- Вот как вкусно кормили в гостях но каникулы закончились , а мы продолжаем наше занятие.

III. Речевая гимнастика.

(Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД)

Логопед: – На доске у меня слоги, прочитайте их: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ

а) в средней тональности,
б) повышая голос,
в) понижая голос,
г) громким шепотом.

- Ребята, у меня рассыпалась скороговорка, помогите её собрать.

Шесть мышат в шалашах шуршат.

- Прочитайте:

а) про себя,
б) вслух громко, прохлопывая ритм,
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 4-е, 5-е слово,
г) постепенно увеличивая темп,
д) мальчики,
е) девочки,
ё)все вместе.

- Кто шуршит в шалаше? (Пальчиковая гимнастика) Покажите мышку.

- Как шуршит мышка? (Дыхательная гимнастика: — Ш –Ш-Ш-Ш)

IV. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.

(Коммуникативные, регулятивные, познавательные, общеучебные УУД)

Логопед: – Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными словами, узнаем о них много нового. Отправимся в путешествие на поезде в страну Лексика, в город где живут Антонимы, будем останавливаться на разных станциях в этом городе.

- Итак, путешествие началось. Прочитайте как называется наша станция? «Попутчики». Кто такие попутчики? Узнаёте их? Какие это животные: домашние или дикие? (Картинки с изображением домашних животных)

- Трудно путешествовать одним, они нам в этом помогут. У нас оказался один интересный попутчик, кто это? Из какого это он произведения? ( Э. Успенский «Чубурашка и крокодил Гена»»)

- Ребята, скажите, а чего не хватает в нашем поезде? Без чего мы не сможем отправиться в путешествие? (Паровоза). Правильно, вот я вам предлагаю быть сейчас конструкторами и сконструировать свой паровоз из счётных палочек. (Дети выкладывают на парте паровоз)

- Молодцы! У меня получился вот такой паровоз, ну что прикрепим его к нашим вагонам и в путь. А машинистами будете вы. Поехали. (Имитация движения паровоза)

- Прибыли мы с вами на вторую станцию. «Противоположные слова», где нас встречают котёнок и лев. Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру.

Котенок, Лев

  • маленький большой
  • молодой старый
  • пушистый гладкий
  • ласковый грозный

- Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные)

V. Физминутка.

(Развитие мелкой моторики).

Физминутка для глаз.

(Личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед: – Ребята котёнок очень любит играть логопедическим мячом. Он и вас научит. Вставайте в круг. Я называю слово и бросаю вам логопедический мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете противоположенное слово:

  • толстый – тонкий
  • далеко – близко
  • высокий – низкий
  • большой – маленький
  • узкий – широкий
  • да — нет
  • день – ночь
  • добро — зло
  • друг — враг
  • жара — холод
  • ложиться – вставать
  • новый- старый
  • больной – здоровый
  • одеваться – раздеваться
  • правда – ложь
  • война – мир
  • смеяться – плакать.

- Садитесь на места. Сделаем гимнастику для глаз. Следите за мячом только глазами.

- Молодцы! Мы покидаем одну станцию и отправляемся на следующую. (Имитация движения паровоза).

Презентация антонимы.

Логопед: — Итак мы с вами узнали, что антонимы могут быть слова: называющие предметы, признаки, действия. А понравилось вам отгадывать загадки? Отправляемся на следующую станцию «Задка». (Имитация движения паровоза).

- Давайте сами сочиним загадку. Помогут нам в этом- антонимы с помощью которых мы опишем предмет, назовём его признаки, по которым вы узнаете о ком идёт речь. Вот посмотрите, кто это? Из какого произведения?

- Сочиним загадку про него. Загадка -_маленркая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, лап, ушей, хвоста. Сам какой? Маленький. А лапы какие? Большие. Уши какие? Длинные. А хвост какой? Короткий. Вот и получилась загадка. Назовите противоположные слова?

VI. Релаксация.

(Регулятивные, познавательные УУД)

- Настало время нам передохнуть. Какое время года по календарю? А за окном? Наши попутчики заспорили. Вот Ф.И.Тютчев так писал в своем стихотворении «Зима недаром злится»… , а вы сейчас прослушаете мелодию и скажите, что услышите? Какие звуки весны услышали?

- Передохнули, а впереди нас ждет еще станция «Секрет». Поехали. (Имитация движения паровоза) Ребята на партах у вас напечатан текст. Прочитайте про себя спор животных о зиме.

- Зима бывает голодная – сказал…

- Уж очень длинная зима,- промурлыкал…

- Зима холодная и морозная,- заявила хитрая…

- А… подумал и сказал: « Да что вы»? Зима теплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь!

- Дополните текст. Теперь читайте его выразительно, найдите противоположные признаки зимы и подчеркните эти слова. Прочитайте их. А теперь найдите в тексте слова обозначающие процесс говорения. ( Сказал, промурлыкал, заявила) Назовите эти слова? Эти слова ребята называются — синонимы, с ними мы познакомимся на следующем занятии.

VII. Рефлексия занятия.

(Регулятивные, личностные УУД)

Логопед:- Наше путешествие подошло к концу. И вы все потрудились – прочитайте отлично. Вспомним, что сегодня нового, интересного вы узнали о словах? Для чего , нужны слова – антонимы? Ребята, а вы знаете, есть специальные книги- словари. Вот я принесла вам их показать. Они есть и у нас в библиотеке. Вы можете ими пользоваться. Это:

  • М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов». Издательство «Дидакт.» Москва 2009 год.
  • Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка А-Я». Издательство «Просвещение». Москва 1999 год.

- С каким настроением вы уходите с нашего занятия? Посмотрите на мои смайлики и мимикой лица покажите. За работу на занятии вы все получите приз – закладку. До свидания, до новых встреч.

Белозерова Ирина Николаевна,
учитель-логопед 1-й категории,
МБОУ «СОШ с УИОП №52» г. Курска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации
Конспект подгруппового занятия «Предлоги» Конспект подгруппового занятия «Предлоги»
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.