Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.

АнтонимыКонспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.

Цель данного урока — в игровой форме познакомить первоклассников со словами с противоположенным значением разных частей речи. На занятии использовались здоровье сберегающие технологии и работа с компьютером.

Тема: «Точность речи. Антонимы»

Цели:

  • уточнить и расширить словарный запас со словами-антонимами и закрепить их употребление в речи;
  • развивать: фонематический слух, артикуляционную моторику; силу и направленность воздушной струи; силу и высоту голоса; зрительную и речеслуховую память; мелкую моторику; внимание; контроль за собственной речью.

Ресурсы:

  • картинки для занятия; мягкие игрушки: котенок и лев;
  • массажный логопедический мячик;
  • счетные палочки;
  • слова- антонимы, использование ИКТ;
  • релаксилующая музыка: «Звуки весны»; портреты: Э.Успенского , Ф.И. Тютчева.

Лексическая работа:

  • подбор слов противоположенных по значению (антонимов).

Методические приёмы:

  • артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • произнесение различных языковых единиц, образование грамматических категорий;
  • заучивание чистоговорки;
  • составление загадки.

Речевой материал:

  • слоги; скороговорка; текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Личностные УУД)

Логопед:

- Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать кружок?
Всё в порядке на столе ?
Есть порядок в голове?

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите, пожалуйста, мимикой лица.

II. Артикуляционная гимнастика.

(Регулятивные, личностные, коммуникативные,УУД)

- Недавно у вас были каникулы. Многие отдыхали у бабушки с дедушкой. Давайте вспомним как это было, выполним с вами артикуляционную гимнастику. (Логопед говорит а дети показывают).

- Толстые внуки приехали в гости, («Толстячки»)
- С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)
- Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)
- Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)
- Утром проснулись – в улыбочку губы, — («Улыбочка»)
- Чистим мы свои верхние зубы. («Чистим зубы снаружи»)
- Влево и вправо, внутри и снаружи –
- С нижними зубками тоже мы дружим.
- Губки сожмём мы и рот прополощем,
- И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовары»)
- Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)
- Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
- Блинчик жуём. Завернём и надкусим ( «Покусаем язычок»)
- Следующий блинчик – с варением вкусным («Вкусное варение»)
- Чашки поставим, чтоб чаю налили.(«Чашечка»)
- На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
- Чаю попили – никто не обижен. («Не разбей чашечку»)
- Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы с наружи по кругу»)
- Вот как вкусно кормили в гостях но каникулы закончились , а мы продолжаем наше занятие.

III. Речевая гимнастика.

(Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД)

Логопед: – На доске у меня слоги, прочитайте их: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ

а) в средней тональности,
б) повышая голос,
в) понижая голос,
г) громким шепотом.

- Ребята, у меня рассыпалась скороговорка, помогите её собрать.

Шесть мышат в шалашах шуршат.

- Прочитайте:

а) про себя,
б) вслух громко, прохлопывая ритм,
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 4-е, 5-е слово,
г) постепенно увеличивая темп,
д) мальчики,
е) девочки,
ё)все вместе.

- Кто шуршит в шалаше? (Пальчиковая гимнастика) Покажите мышку.

- Как шуршит мышка? (Дыхательная гимнастика: — Ш –Ш-Ш-Ш)

IV. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.

(Коммуникативные, регулятивные, познавательные, общеучебные УУД)

Логопед: – Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными словами, узнаем о них много нового. Отправимся в путешествие на поезде в страну Лексика, в город где живут Антонимы, будем останавливаться на разных станциях в этом городе.

- Итак, путешествие началось. Прочитайте как называется наша станция? «Попутчики». Кто такие попутчики? Узнаёте их? Какие это животные: домашние или дикие? (Картинки с изображением домашних животных)

- Трудно путешествовать одним, они нам в этом помогут. У нас оказался один интересный попутчик, кто это? Из какого это он произведения? ( Э. Успенский «Чубурашка и крокодил Гена»»)

- Ребята, скажите, а чего не хватает в нашем поезде? Без чего мы не сможем отправиться в путешествие? (Паровоза). Правильно, вот я вам предлагаю быть сейчас конструкторами и сконструировать свой паровоз из счётных палочек. (Дети выкладывают на парте паровоз)

- Молодцы! У меня получился вот такой паровоз, ну что прикрепим его к нашим вагонам и в путь. А машинистами будете вы. Поехали. (Имитация движения паровоза)

- Прибыли мы с вами на вторую станцию. «Противоположные слова», где нас встречают котёнок и лев. Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру.

Котенок, Лев

  • маленький большой
  • молодой старый
  • пушистый гладкий
  • ласковый грозный

- Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные)

V. Физминутка.

(Развитие мелкой моторики).

Физминутка для глаз.

(Личностные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед: – Ребята котёнок очень любит играть логопедическим мячом. Он и вас научит. Вставайте в круг. Я называю слово и бросаю вам логопедический мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете противоположенное слово:

  • толстый – тонкий
  • далеко – близко
  • высокий – низкий
  • большой – маленький
  • узкий – широкий
  • да — нет
  • день – ночь
  • добро — зло
  • друг — враг
  • жара — холод
  • ложиться – вставать
  • новый- старый
  • больной – здоровый
  • одеваться – раздеваться
  • правда – ложь
  • война – мир
  • смеяться – плакать.

- Садитесь на места. Сделаем гимнастику для глаз. Следите за мячом только глазами.

- Молодцы! Мы покидаем одну станцию и отправляемся на следующую. (Имитация движения паровоза).

Презентация антонимы.

Логопед: — Итак мы с вами узнали, что антонимы могут быть слова: называющие предметы, признаки, действия. А понравилось вам отгадывать загадки? Отправляемся на следующую станцию «Задка». (Имитация движения паровоза).

- Давайте сами сочиним загадку. Помогут нам в этом- антонимы с помощью которых мы опишем предмет, назовём его признаки, по которым вы узнаете о ком идёт речь. Вот посмотрите, кто это? Из какого произведения?

- Сочиним загадку про него. Загадка -_маленркая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, лап, ушей, хвоста. Сам какой? Маленький. А лапы какие? Большие. Уши какие? Длинные. А хвост какой? Короткий. Вот и получилась загадка. Назовите противоположные слова?

VI. Релаксация.

(Регулятивные, познавательные УУД)

- Настало время нам передохнуть. Какое время года по календарю? А за окном? Наши попутчики заспорили. Вот Ф.И.Тютчев так писал в своем стихотворении «Зима недаром злится»… , а вы сейчас прослушаете мелодию и скажите, что услышите? Какие звуки весны услышали?

- Передохнули, а впереди нас ждет еще станция «Секрет». Поехали. (Имитация движения паровоза) Ребята на партах у вас напечатан текст. Прочитайте про себя спор животных о зиме.

- Зима бывает голодная – сказал…

- Уж очень длинная зима,- промурлыкал…

- Зима холодная и морозная,- заявила хитрая…

- А… подумал и сказал: « Да что вы»? Зима теплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь!

- Дополните текст. Теперь читайте его выразительно, найдите противоположные признаки зимы и подчеркните эти слова. Прочитайте их. А теперь найдите в тексте слова обозначающие процесс говорения. ( Сказал, промурлыкал, заявила) Назовите эти слова? Эти слова ребята называются — синонимы, с ними мы познакомимся на следующем занятии.

VII. Рефлексия занятия.

(Регулятивные, личностные УУД)

Логопед:- Наше путешествие подошло к концу. И вы все потрудились – прочитайте отлично. Вспомним, что сегодня нового, интересного вы узнали о словах? Для чего , нужны слова – антонимы? Ребята, а вы знаете, есть специальные книги- словари. Вот я принесла вам их показать. Они есть и у нас в библиотеке. Вы можете ими пользоваться. Это:

  • М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов». Издательство «Дидакт.» Москва 2009 год.
  • Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка А-Я». Издательство «Просвещение». Москва 1999 год.

- С каким настроением вы уходите с нашего занятия? Посмотрите на мои смайлики и мимикой лица покажите. За работу на занятии вы все получите приз – закладку. До свидания, до новых встреч.

Белозерова Ирина Николаевна,
учитель-логопед 1-й категории,
МБОУ «СОШ с УИОП №52» г. Курска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.