Занятие приурочено ко Дню космонавтики. Поможет логопеду объединить лексическую тему и фонетическое занятие максимально гармонично. Охватывает большое количество логопедических задач. Надеюсь вашим воспитанникам понравится так же, как и моим!
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических представлений для детей старшей группы с ОНР 3 ур/ФФНР к лексической теме «Космос».
Лексическая тема «Космос»
Цель:
- Дифференциация звуков «с-з», «сь-зь»
Обще-развивающие задачи:
- Закрепление представлений по теме «Космос»
- Закрепление навыков обратного счета.
Коррекционные задачи:
- Обучение звуковому анализу и синтезу
- Развитие общей, мелкой и речевой моторики.
- Расширение словарного запаса по теме «Космос
- Развитие памяти, внимания, логического мышления.
- Обучение умению делить слова на слоги.
- Обучение определению позиции звука в слове.
Оборудование:
- аудиозаписи космической музыки, демонстрационный материал по теме «Космос»: планеты, космические корабли, спутник, скафандр, звезды; разноцветные камешки; раздаточный материал, в виде картинок на с-з, сь-зь. индивидуальные зеркала, символы звуков с-з, сь-зь.
Столы расставить в форме звездолета или ракеты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и видят столы ,расставленные в форме ракеты, иллюстрации по теме «Космос». Логопед предлагает детям определить самостоятельно тематику занятия, далее объявляет тему занятия : «Сегодня. Мы совершим полет в космос и научимся различать звуки «с-з» и «сь и зь».
2. Психогимнастика, релаксация, артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям изобразить, как они наденут скафандры и сесть на свои места в космической ракете, взять зеркала. Включается космическая музыка.
Логопед: Космонавты перед полетом всегда делают гимнастику! Они будут долго находиться в космосе и им предстоит выполнить много заданий! Возьмите космические зеркала и потренируйте свой язычок перед полетом!
Выполняется комплекс для свистящих звуков: «улыбочка», «окошко», «кошка сердится», «почистим зубки», «насос» и пр.
Логопед: «А теперь давайте дадим сигнал ,что мы готовы к взлету!! Отправьте «солнечных зайчиков» в центр управления полетами! Мы готовы! Ответ получен! Мы взлетаем! Идет обратный отсчет!»(Дети считают 10. 9. 8….. Пуск!)
Логопед: «Мы покидаем пределы атмосферы!!!! Начались перегрузки! (дети изображают состояние в условиях перегрузки у космонавтов) А теперь мы вышли в открытый космос и погрузились в состояние невесомости!» (дети изображают состояние невесомости) «Теперь мы можем пристегнуться и принять правильные позы для работы на нашем корабле!!» (Дети садятся ровно).
3. Выделение звуков с-з, сь-зь. Характеристика звуков.
Подбор картинок на заданные звуки. Активизация словарного запаса по теме «космос».
Логопед предлагает детям вспомнить характеристику звуков с-сь. з-зь. Вывешивает символы звуков и раздает «звуковички».
Проводится отбор картинок на заданные звуки.
Логопед: «Посмотрите на доску. Назовите все, что вы видите. В названиях каких космических тел и объектов есть звуки С? З? Сь? Зь?
4. Определение позиции звука в слове.
Логопед « Нами получено первое задание с Земли! Перед вами на столах картинки с изображениями звезды, скафандра, звездолета, Земли. Сатурна, Марса и т.д. вам необходимо определить какой именно звук находится в названии вашей картинки С, Сь, З или Зь, найти «звуковичок», обозначающий этот звук и определить место звука в слове! (задание у каждого ребенка индивидуальное, используется «веселый паровозик» для определения позиции звука. Логопед контролирует работу детей.
5. Физкультминутка. Определение твердости-мягкости звука. Деление слов на слоги.
Логопед: «Нам необходимо размяться. Мы слишком долго летим. Отстегните ваши ремни и ,преодолевая состояние невесомости попробуем выйти с вами в открытый космос! (дети изображая состояние невесомости выходят в центр группы, где логопед предлагает им камешки зеленого и синего цвета) Посмотрите какие красивые метеориты! Синие — обозначают твердые звуки З-С, зеленые — мягкие Зь-Сь! Давайте поиграем? Когда я назову слово с твердым звуком с или з-вы поднимите синий метеорит, если сь-зь –зеленый! (проводится игра)
Логопед : «А теперь нам нужно определить количество слогов в слове и пропрыгать их!»
Марс! (дети подпрыгивают один раз), Земля (два раза) и т.д.
6. Звуковой анализ и синтез слов.
Логопед: «Нами получено последнее задание с Земли! Необходимо составить схему слова «Марс» ! Пристегнитесь, сядьте ровно и приступайте! Используйте «звуковички»!
Дети выкладывают схему слова.
Далее логопед проводит анализ совместно со всеми.
- Сколько звуков в слове?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Сколько глухих согласных?
- Сколько звонких согласных?
7. Анализ занятия.
Логопед:
- Вам понравилось наше занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какую тему мы повторяли?
- Что мы учились делать?
- Что показалось вам сложным?
8. Итог занятия.
Логопед: Нам пора возвращаться на Землю! Приготовьтесь к снижению! Мы приземляемся! Отстегните ремни . В память о нашем полете, центр Управления наградил вас памятными значками!!!(детям раздаются наклейки «звездочки»).
Маммеева Светлана Павловна,
учитель-логопед ГБОУ Школа №1973,
г. Москва