Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука. Тема: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»

Звук [Р]Аннотация:

Конспект занятия предлагается логопедом, работающим в поликлиниках, лого пунктах ДОУ. На занятии проводится автоматизация звука «Р» в словах и предложениях у детей с ФФНР, ФНР, НВОНР, дизартрией.

Цель:

  • Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
  • Обогащение словарного запаса, воображения, логического мышления.
  • Развитие навыков словарного анализа.
  • Развитие грамматического строя речи, навыков словоизменения.
  • Предупреждение дисграфии, навыков анализа предложений.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие фонематического слуха.

Организационный момент.

Логопед произносит скороговорки:

Усядемся на пригорке,
Да расскажем скороговорки.

Тары-бары, растабары
У Варвары куры стары.

- Угадай, какой звук чаще всех слышится в этих скороговорках?

- «р».

- Правильно, сегодня мы будем закреплять звук «р» в словах и предложениях.

- Вспомни, где находится язык при произношении «р»?

- Наверху

- В форме чего язык?

- В форме чашечки.

- Раздается рокот, рычание, т.к. работает кончик языка. Рот слегка приоткрыт, губы в улыбке.

I. Развитие навыков словарного анализа.

- А теперь поиграем в игру. Называется она: «Волшебный поезд». Тебе надо узнать, сколько в названии животных слогов. Вот поезд, в нем вагоны. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем — три слога. Помоги себе хлопками поделить слово на слоги. Помни правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Предлагаются фигурки коровы, дракона, рака, пантеры, тигра, жирафа, червяка.

  • ко-ро-ва (3 слога) => в третий вагон,
  • дра-кон (2 слога) => во второй вагон,
  • рак (1 слог) => в первый вагон,
  • пан-те-ра (3 слога) => в третий вагон,
  • тигр (1 слог) => в первый вагон,
  • жир-раф (2 слога) =>во второй вагон,
  • чер-вяк(2 слога)=> во второй вагон,

- Угадал, молодец!

II. Развитие лексики и логического мышления.

- А теперь к тебе пришли куклы. На их лицах разные эмоции, как у людей. Давай поиграем в игру «Говори на оборот» Я буду называть черты характера или внешности человека, а ты будешь называть его противоположность.

  • злой => добрый
  • трусливый => храбрый
  • лживый => правдивый
  • веселый => грустный
  • ленивый => трудолюбивый
  • простодушный => хитрый
  • талантливый => бездарный

- Молодец, куклы довольны. Ты хорошо проговаривал звук «р».

III. Развитие фонематического слуха, слухового внимания, воображения, навыков звукового анализа.

- Давай представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом, в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовывать детали- части дома, в названиях которых должный быть звуки (р, р’). Произноси слова так, что бы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, то ты берешь фишку красного цвета, если придумаю я, то беру фишку синего цвета. Так мы сможем в конце игры определить победителя, подсчитав количество фишек у каждого игрока.

Итак, начинаем!

- Какие части дома имеют в своем названии звуки (р,р’)?

По очереди называем:

- крыша, труба, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.

Логопед подрисовывает названные части дома на доске.

- А из какого материала будет построен домик?

По очереди называем:

- из дерева, из кирпича, из черепицы.

- А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим?

По очереди называем:

- в серый, в красный, в розовый, в оранжевый, в бордовый.

- А если деревянный, то в какой цвет покрасим?

По очереди называем:

- в коричневый, в бурый, в черный.

- Какакя мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находится внутри дома, в комнатах?

По очереди: кровать, сервант, телевизор, радиоприемник, музыкальный центр, караоке-проигрыватель, картина, торшер.

- Что нарисуем около дома?

По очереди называем:

- деревья, кустарники: рябину, смородину, грушу, крыжовник, виноград.

- А какие посадим цветы?

– ромашки, разы, георгины.

IV. Автоматизация звука «р» в предложениях.

Развитие навыков анализа предложений. Вычленение предлогов как отдельных маленьких слов. Предупреждение дисграфии.

А теперь будем придумывать предложения по картинкам и составлять схемы этих предложений.

Помни!: предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Длинные полоски — обычные слова, короткие полоски — слова — помощники.

Первое предложение придумывает сам логопед и выкладывает схему предложения (для примера):

Корова выходит из коровника.

В этом предложении 4 слова (перечисление). Слово-помощник ИЗ.

- А теперь твоя очередь:

Ребенок придумывает 3 предложения с разными предлогами (но, под, в)

Вопросы к ребенку:

- Сколько слов в предложении?

- Какие слова – помощники встретились в этом предложении?

- С какой буквы начинается предложение?

- Как пишутся слова в предложении, слитно или отдельно?

- Что становится в конце предложения?

- Хорошо!

V. Развитие грамматического строя речи, навыков словоизменения.

- А теперь расскажи Петрушке, как изменить слова , так чтобы получилось предложение. Игра называется «Путаница». Старайся хорошо говорить «р» в предложениях.

- Слушай внимательно!

(Логопед называет слова, а ребенок строит из этих слов предложение)

- Ира, играть => — Ира играет.

- Ворона, каркать, забор, на => — Ворона каркает на заборе.

- Юра, барабанить, громко => — Юра громко барабанит.

- Вера, играть, Рома, с => — Вера играет с Ромой.

- Молодец!

Теперь Петрушка знает, как из данных слов строить предложения.

Вывод (Заключительная часть):

- Мы закрепляли звук «р», учились правильно говорить «р» в словах и предложениях. Мы научились угадывать количество слогов в слове, строить предложения из данных взрослых слов, придумывать противоположные по смыслу слова, учились придумывать слова на заданный звук «р» , и строить схемы предложений.

Оборудование:

Фигурки животных, поезд с вагончиками (модель из картона), куклы (с различными гримасами), схемы предложений (полоски из картона), картинки, фишки 2-х цветов, доска, мелок.

Занятие провела:
Ромашина Наталия Викторовна,
Логопед ГБУЗ МО «Подольская городская
детская поликлиника №2
город Подольск Московской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
Конспект НОД в средней группе для детей с ТНР. Тема: Предлог НА Конспект НОД в средней группе для детей с ТНР. Тема: Предлог НА

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.