План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ

Звуки Ш-ЩПлан-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ.

Ошибки употребления звуков и букв Ш, Щ являются проявлением двух видов дисграфии: акустической и оптической. Занятию по дифференциации звуков и букв Ш-Щ предшествуют занятия по уточнению произношения звуков Ш, Щ и закреплению графических образов соответствующих букв (по 1-2 занятия на каждый звук-букву). Работа проводится на основе полисенсорного восприятия: дети воспринимают учебный материал не только посредством зрения и слуха, но также с привлечением кожного анализатора и тактильно-вибрационного чувства.

Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

Цель:

  • Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков Ш и Щ в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Различение букв Ш-Щ. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Образовательные задачи:

  • расширить и уточнить лексический запас;
  • закреплять умение составлять словосочетания и предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительную и слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • закрепить умение различать звуки ш-щ и буквы Ш, Щ.

Воспитательные задачи:

  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

  • слоговые таблицы, индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, кассы букв (с красными, синими и зелёными квадратиками), буквы-фигурки, отрезки проволоки, счётные палочки или спички, разноцветные карандаши;
  • таблички со словами «шифровальщики», «спешащий», «шипящий», «дышащая», «шагающая», «шуршащая», «большущий»;
  • раздаточные карточки с текстом «Даша и щенок Шарик».

1. Организационный момент.

- Запомните и повторите слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов? (В этих словах есть звук [Ш]).

- Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук. Ща-ща-ща – в реке поймали леща. (Часто повторяется звук Щ).

- Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [Ш]-[Щ] и буквы Ш, Щ.

2. Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом).

Логопед поясняет, что наблюдаем за «работой» губ, а «работу» языка увидеть не можем, так как зубы стиснуты при произнесении обоих звуков, но можем почувствовать изменение положения языка. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука Ш губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука Щ язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.

Упражнение «Узнайте звук».

Логопед беззвучно произносит звуки Ш, Щ, а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.

3. Сравнительная характеристика звуков Ш и Щ.

Обязательно обращается внимание детей на то, что звук Ш – всегда твёрдый, в схеме всегда обозначаем синим квадратиком; звук Щ – всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие и «протяжные» (произносятся длительно).

4. Сравнение букв Ш и Щ:

а) складывание из спичек;

б) сгибание из проволоки;

в) «написание» в воздухе, друг у друга на спине («Какую букву написали?»);

г) угадывание на ощупь (используются буквы-фигурки).

4. Чтение слоговых таблиц.

Попутно вспоминаем правила: ЧА-ЩА пишем с буквой А; ЧУ-ЩУ пишем с буквой У; ЖИ-ШИ пишем с буквой И. Логопед даёт задания: «Прочитайте слоги с буквой Ш», «Прочитайте слоги с буквой Щ», «Прочитайте слоги парами»:

ША — ЩА АШ — АЩ АША – АША АРЩА — АРША

ШО –ЩО ОШ – ОЩ ОШО – ОЩО АНЩА — АНША

ШУ – ЩУ УШ — УЩ УШУ — УЩУ АЩНА — АШНА

ШЕ – ЩЕ ИШ — ИЩ ЕШЕ — ЕЩЕ

ШЁ (ШО) – ЩЁ ЕШ — ЕЩ ЕШЁ (ЕШО) – ЕЩЁ (слово)

ШИ – ЩИ ИШИ – ИЩИ (слово)

6. Чтение слов.

Логопед поручает детям прочитать слова с буквой Ш, потом – с буквой Щ, затем дети читают слова парами (уточняется значение слов).

ЩАВЕЛЬ – ШАКАЛ

ЩЕГОЛ – ШЕЯ

ПИЩАТЬ – МЕШАТЬ

ТАЩУ – ПИШУ

ПЛАЩ – ШАЛАШ

7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов ШУБА, ЩУКА.

Предварительно уточняется значение слов (шуба – зимняя одежда из меха, щука – хищная рыба), даются картинки. Обращается внимание на разницу в схемах. Дается задание придумать предложения с этими словами.

8. «Сортировка».

На доске (или на наборном полотне) картинки и буквы Ш, Щ. Сначала надо назвать картинки со звуком Ш и разместить их под/вокруг буквы Ш, потом дети называют картинки со звуком Щ и прикрепляют картинки под/вокруг буквы Щ). Картинки: щётка, шапка, щит, щепка, шар, щавель, каша, роща, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, плющ, душ.

9. Физминутка.

Логопед предлагает детям вспомнить движения фонетической ритмики на звуки-буквы Ш и Щ.

Ш – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук совершаем слегка дрожащие движения из стороны в сторону с одновременным небольшим продвижением вверх. Логопед поясняет: «Представьте себе, что мы чистим зеркало газетой. Бумага шуршит: Ш______».

Щ – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук «пишем» элемент буквы Щ – вертикальную линию с петелькой. Логопед: «Представьте себе, что мы клеим обои, разглаживаем «морщинки»: Щ_____».

Проговаривание слогов и коротких слов с сопровождением фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики: ЩА, ША, ОШ, УЩ, ЩИТ, ШУМ.

8. Игровое упражнение «Составь слово».

Первый вариант упражнения. Логопед «пишет» на спине (спина является проекцией листа бумаги) буквы задуманного слова вразброс, а каждый из учащихся угадывает написанную букву и выкладывает на стол букву-фигурку или букву из кассы. Затем из букв дети складывают слово.

Второй вариант упражнения.

Слова: щётка, шарик.

9. «Закончите слово».

К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:

ПИ… (ЩА) РО… (ЩА) ГУ… (ЩА)

КА… (ША) НО… (ША) МА… (ША)

10. «Шифровальщики». Ш – квадрат, Щ – треугольник.

.ёки, .ипы, .етина, ве.и, ме.ок, ово.и, гало.и, кле.и, ло.адь.

11. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?».

Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:

«Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.) Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.) Ткань с переплетением, чтобы кожа «дышала». Ткань какая? (Дышащая). Кукла, которая умеет шагать (ходить). Какая кукла? (Шагающая.). Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.) Самый большой … (плод, дом и т.д.) Какой … ? (Большущий.)

12. Предложения для анализа и записи.

Объясняется значение слов, даются картинки.

У малыша пухлые щёки. Папа принёс мешок овощей. Для ремонта машины нужны клещи. Маша пощупала острые шипы. Миша зашёл в воду по щиколотки.

Подчеркните Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.

13. Вставить пропущенные буквы Ш, Щ.

Прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

Выпишите слова с Ш, Щ.

Даше подарили .енка. Она назвала его .арик. .арик подрос, и Даша стала его учить. Он тащил за Дашей портфель. Щенок мог вытащить из воды палку. Даша прятала школьные вещи, а он их находил. Однажды Даша потеряла кошелёк. .арик нашёл его и притащил Даше.

Ответьте на вопросы.

а) Как Даша назвала щенка?

б) Что умел делать Шарик?

в) Как Шарик помог Даше?

12. Подведение итога занятия, рефлексия.

- Какие звуки и буквы мы учились различать?

- Чем отличается звук Ш от звука Щ? (Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).

- Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).

- Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы, возьмите на память наклейки с картинками на Ш, Щ.

Литература:

  • Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, V и VII видов. Москва, Просвещение, 2010. С. 194-200.
  • Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2005. С. 217-218.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед,
ГБОУ ЦДиК «Участие»,
город Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 3,71 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Один комментарий к материалу: "План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ"

  1. Наталья:

    Отличное коррекционной занятие. Извините за поправку: согласный звук не может быть то мягким , то твердым. Он или мягкий или твердый. Не надо говорить»всегда мягкий, всегда твердый».

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.