План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ

Звуки Ш-ЩПлан-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ.

Ошибки употребления звуков и букв Ш, Щ являются проявлением двух видов дисграфии: акустической и оптической. Занятию по дифференциации звуков и букв Ш-Щ предшествуют занятия по уточнению произношения звуков Ш, Щ и закреплению графических образов соответствующих букв (по 1-2 занятия на каждый звук-букву). Работа проводится на основе полисенсорного восприятия: дети воспринимают учебный материал не только посредством зрения и слуха, но также с привлечением кожного анализатора и тактильно-вибрационного чувства.

Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

Цель:

  • Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков Ш и Щ в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
  • Различение букв Ш-Щ. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Образовательные задачи:

  • расширить и уточнить лексический запас;
  • закреплять умение составлять словосочетания и предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительную и слуховую память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • закрепить умение различать звуки ш-щ и буквы Ш, Щ.

Воспитательные задачи:

  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

  • слоговые таблицы, индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, кассы букв (с красными, синими и зелёными квадратиками), буквы-фигурки, отрезки проволоки, счётные палочки или спички, разноцветные карандаши;
  • таблички со словами «шифровальщики», «спешащий», «шипящий», «дышащая», «шагающая», «шуршащая», «большущий»;
  • раздаточные карточки с текстом «Даша и щенок Шарик».

1. Организационный момент.

- Запомните и повторите слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов? (В этих словах есть звук [Ш]).

- Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук. Ща-ща-ща – в реке поймали леща. (Часто повторяется звук Щ).

- Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [Ш]-[Щ] и буквы Ш, Щ.

2. Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом).

Логопед поясняет, что наблюдаем за «работой» губ, а «работу» языка увидеть не можем, так как зубы стиснуты при произнесении обоих звуков, но можем почувствовать изменение положения языка. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука Ш губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука Щ язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.

Упражнение «Узнайте звук».

Логопед беззвучно произносит звуки Ш, Щ, а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.

3. Сравнительная характеристика звуков Ш и Щ.

Обязательно обращается внимание детей на то, что звук Ш – всегда твёрдый, в схеме всегда обозначаем синим квадратиком; звук Щ – всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие и «протяжные» (произносятся длительно).

4. Сравнение букв Ш и Щ:

а) складывание из спичек;

б) сгибание из проволоки;

в) «написание» в воздухе, друг у друга на спине («Какую букву написали?»);

г) угадывание на ощупь (используются буквы-фигурки).

4. Чтение слоговых таблиц.

Попутно вспоминаем правила: ЧА-ЩА пишем с буквой А; ЧУ-ЩУ пишем с буквой У; ЖИ-ШИ пишем с буквой И. Логопед даёт задания: «Прочитайте слоги с буквой Ш», «Прочитайте слоги с буквой Щ», «Прочитайте слоги парами»:

ША — ЩА АШ — АЩ АША – АША АРЩА — АРША

ШО –ЩО ОШ – ОЩ ОШО – ОЩО АНЩА — АНША

ШУ – ЩУ УШ — УЩ УШУ — УЩУ АЩНА — АШНА

ШЕ – ЩЕ ИШ — ИЩ ЕШЕ — ЕЩЕ

ШЁ (ШО) – ЩЁ ЕШ — ЕЩ ЕШЁ (ЕШО) – ЕЩЁ (слово)

ШИ – ЩИ ИШИ – ИЩИ (слово)

6. Чтение слов.

Логопед поручает детям прочитать слова с буквой Ш, потом – с буквой Щ, затем дети читают слова парами (уточняется значение слов).

ЩАВЕЛЬ – ШАКАЛ

ЩЕГОЛ – ШЕЯ

ПИЩАТЬ – МЕШАТЬ

ТАЩУ – ПИШУ

ПЛАЩ – ШАЛАШ

7. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов ШУБА, ЩУКА.

Предварительно уточняется значение слов (шуба – зимняя одежда из меха, щука – хищная рыба), даются картинки. Обращается внимание на разницу в схемах. Дается задание придумать предложения с этими словами.

8. «Сортировка».

На доске (или на наборном полотне) картинки и буквы Ш, Щ. Сначала надо назвать картинки со звуком Ш и разместить их под/вокруг буквы Ш, потом дети называют картинки со звуком Щ и прикрепляют картинки под/вокруг буквы Щ). Картинки: щётка, шапка, щит, щепка, шар, щавель, каша, роща, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, плющ, душ.

9. Физминутка.

Логопед предлагает детям вспомнить движения фонетической ритмики на звуки-буквы Ш и Щ.

Ш – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук совершаем слегка дрожащие движения из стороны в сторону с одновременным небольшим продвижением вверх. Логопед поясняет: «Представьте себе, что мы чистим зеркало газетой. Бумага шуршит: Ш______».

Щ – руки согнуты в локтях и направлены вперёд. Поднятыми вверх кистями рук «пишем» элемент буквы Щ – вертикальную линию с петелькой. Логопед: «Представьте себе, что мы клеим обои, разглаживаем «морщинки»: Щ_____».

Проговаривание слогов и коротких слов с сопровождением фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики: ЩА, ША, ОШ, УЩ, ЩИТ, ШУМ.

8. Игровое упражнение «Составь слово».

Первый вариант упражнения. Логопед «пишет» на спине (спина является проекцией листа бумаги) буквы задуманного слова вразброс, а каждый из учащихся угадывает написанную букву и выкладывает на стол букву-фигурку или букву из кассы. Затем из букв дети складывают слово.

Второй вариант упражнения.

Слова: щётка, шарик.

9. «Закончите слово».

К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:

ПИ… (ЩА) РО… (ЩА) ГУ… (ЩА)

КА… (ША) НО… (ША) МА… (ША)

10. «Шифровальщики». Ш – квадрат, Щ – треугольник.

.ёки, .ипы, .етина, ве.и, ме.ок, ово.и, гало.и, кле.и, ло.адь.

11. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какие?».

Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:

«Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.) Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.) Ткань с переплетением, чтобы кожа «дышала». Ткань какая? (Дышащая). Кукла, которая умеет шагать (ходить). Какая кукла? (Шагающая.). Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.) Самый большой … (плод, дом и т.д.) Какой … ? (Большущий.)

12. Предложения для анализа и записи.

Объясняется значение слов, даются картинки.

У малыша пухлые щёки. Папа принёс мешок овощей. Для ремонта машины нужны клещи. Маша пощупала острые шипы. Миша зашёл в воду по щиколотки.

Подчеркните Ш – синим карандашом, а Щ – зелёным карандашом.

13. Вставить пропущенные буквы Ш, Щ.

Прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.

Выпишите слова с Ш, Щ.

Даше подарили .енка. Она назвала его .арик. .арик подрос, и Даша стала его учить. Он тащил за Дашей портфель. Щенок мог вытащить из воды палку. Даша прятала школьные вещи, а он их находил. Однажды Даша потеряла кошелёк. .арик нашёл его и притащил Даше.

Ответьте на вопросы.

а) Как Даша назвала щенка?

б) Что умел делать Шарик?

в) Как Шарик помог Даше?

12. Подведение итога занятия, рефлексия.

- Какие звуки и буквы мы учились различать?

- Чем отличается звук Ш от звука Щ? (Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).

- Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).

- Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы, возьмите на память наклейки с картинками на Ш, Щ.

Литература:

  • Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, V и VII видов. Москва, Просвещение, 2010. С. 194-200.
  • Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2005. С. 217-218.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед,
ГБОУ ЦДиК «Участие»,
город Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 3,88 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Один комментарий к материалу: "План-конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по дифференциации звуков [Ш]-[Щ] и букв Ш-Щ"

  1. Наталья:

    Отличное коррекционной занятие. Извините за поправку: согласный звук не может быть то мягким , то твердым. Он или мягкий или твердый. Не надо говорить»всегда мягкий, всегда твердый».

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.