Конспект логопедического занятия: «Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях»

Звуки Л-МКонспект логопедического занятия: «Дифференциация л – м в словосочетаниях и предложениях».

Цели занятия:

  • Закрепление правильного вы​ бора букв л, м при написании словосочетаний и предложе​ний.
  • Определение смыслоразличительной роли л, м.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование звукобуквенного анализа слов.
  • Развитие зрительного и слу​хового внимания, мышления.

Оборудование:

  1. Демонстрационные карточ​ки с изображением прописных букв Л, М.
  2. Зрительные символы-опо​ры — изображения Буратино и Мальвины.
  3. Перфокарты для вставки букв.
  4. Карточки для составления словосочетаний.
  5. Дидактический материал, отпечатанный по числу учащихся.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Назовите слова, где встречаются обе буквы л и м. Например, мел.

Ученики выполняют задание.

Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях: «Различай Л — М». (Вывешивает демонстрацион​ные карточки прописных букв на доске.) Давайте повторим способ различения букв. Вы по​мните его? Л — «одинарная» — «раз — и». М — «двойная» — «раз — и —

Основная часть.

Поиск ошибок в предложениях.

Логопед. Какие сказочные герои приходили к нам на про​шлом занятии?

Ученики отвечают.

- А вот какое письмо получила Мальвина от Буратино.

- Дорогая Лальвина! Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!

- Какие буквы перепутал Бурати​но? В каких словах ошибки? Прочитайте письмо без ошибок. Как наши подсказки помогут Буратино различить л и м?

Ученики отвечают на вопросы.

Дидактическая игра «Проложи тропинку».

Логопед. Послушайте пред​ложение. В каждом слове ищи​те буквы л, м к записывайте только их, пользуясь подсказка​ми. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (—), предлоги обозначайте га​лочкой (V). У нас получатся тро​пинки, по которым мы придем в гости к Буратино.

На лесной опушке встретились
V л л

молодые елочки,
мл л

Вечерняя мгла покрыла все поля. — мл л — л

Послышался мелодичный голосок

Лл мл л

иволги, л

На стволах елей выступили капли
V л л л л

смолы, мл

Вставка букв в слова и словосочетания.

Логопед. С чем мы пьем чай? Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения.(Записыва​ет слова на доске.)

,.ед, ..ята, ..и..он, ..о..око. Каждому ученику Буратино приготовил к чаю сюрприз — конфету-перфокарту. Чтобы прочитать словосочетания, на​писанные на ней, нужно вста​вить буквы л или м.

..и..ая ..а..а. Бе..ая ..и..ия.

Под..е..а по.. При..ери..а п..атье.

Весе..ая ..е..одия. ..а..енький ..альчик.

Насто..ьная ..а..па. С..ивочное ..ас..о.

По..и.. к..у..бу. Сварили пе..ь..ени. С..отре.. ..у..ьтфи..ь.. С..ома.. ..инейку.

Составление словосочетаний.

Логопед. За чаем Бурати​но рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые разли​чаются буквами л, м. (Записы​вает на доске.)

Надел Позвал

Л _ — вику М

Сел к Посадил

Л ка— и ну м

Л миску

Напо—нил время

- Запишите словосочетания, заме​няя буквами условные обозна​чения: косая черта (/) обознача​ет букву л, две косые (//) — бук​ву м.

А/ый //ак. //ебе/ьный /ак.

- Изменится ли смысл слова лак, если заменить л на. м?

Включение в предложения слов, различающихся буквами л, м.

Логопед. Буратино так по​нравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.

Чтоб полы покрыть, нам ну​жен…
Чтобы сад украсить, мы по​садим… (лак, мак).

Вот мешок несет…
У него в мешке… (мука, Лука).

Кто бы нам порезал…
Резать лук такая… (мука, лука).

Этот зверь зовется…
… — дочь и … — … (лама, мама).

На ладошке пыли…
Ты его скорее… (смой, слой).

Чтоб чистюлей…
Грязь всю нужно… (смыть, слыть).

- Теперь запишите пословицу, подобрав подходящие слова. Объясните ее смысл.

На языке…, а под языком… (лед, мед).

Дидактическая игра «Пара к паре».

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения на ос​нове установления простых ана​логий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Пишет слова на доске.)

лимон яблоко

кислый круглое, сладкое, зеленое, большое

- Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кис​лый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.

- Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Далее ученики подбирают еще несколько пар слов.

мыло хлеб

мыльница тарелка, мука, хлебница, магазин

хлеб масло

мука мед, масленка*, .блюдце, молоко

Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

В гости к пальчику большому
Ученики сгибают и разгибают большие пальцы.
Приходили прямо к дому
Делают крышу домика из ладо​ней.
Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок
Поочередно соединяют пальцы с большим.
Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья.
Сцепляют пальцы в «замок», вра​щают кистями рук.
Друг без друга им нельзя.

- Теперь угадайте, название како​го пальчика зашифровано на доске. (Записывает шифр.)

М1 (мизинец), Л8 (указательный), ЛЗ (большой), М5 (безымянный).

Вставка слов в предложения.

Логопед. Буратино на​учился различать буквы л, м и даже составил предложения. (Записывает на доске.) Какие слова пропустил Буратино? За​пишите любое предложение по выбору, добавьте нужные слова.

…всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила… В руках у дворника была… Из молока получают… и…

Поиск смысловых ошибок в предложениях.

Логопед. Прочитайте пред​ложения, которые составил Буратино. Найдите его ошибки. Чтобы их исправить, нужно за​менить подчеркнутые слова. (Раздает ученикам дидакти​ческий материал.) Запишите одно из получившихся предло​жений по выбору.

Стол и тумбочка — это посуда. Хлеб хранят в хлебнице, а масло в сахарнице. Мила в семье старшая, а Лиля маленькая

Итог занятия.

Логопед. Какие буквы мы сегодня учились различать? Ка​кие подсказки и как нам помо​гали? Какие задания были са​мыми интересными?

Ученики отвечают на вопросы.

Мурзагалиева Эльмира Абдрахмановна,
учитель логопед
МБОУ «Володарская СОШ № 1″,
Астраханская область

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.