Занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему: «Друзья познаются в беде» (с использованием элементов театрализованной деятельности).
Цель:
- Развитие речи посредством театрализованной деятельности.
Коррекционно-образовательные цели:
- совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи,
- обогащать словарный запас детей;
- учить подбирать прилагательные к существительным,
- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
- упражнять в подборе слов – антонимов;
- добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз
- упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы;
- упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие интонационной выразительности речи.
- развивать слуховое внимание, восприятие,
- развивать мелкую моторику рук.
- Работать над развитием мимических мышц, речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, сочувствия , дружеских взаимоотнощений..
Предварительная работа:
- Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;
- Обогащение словаря словами «ледяная», «лубяная», клочки, закоулочки
Эксперементирование:
- лёд – дерево (таяние – прочность).
- чтение сказки,
- рассматривание иллюстраций к сказке,
Оборудование:
- шапочки зверей: лиса, заяц, петух, медведь, волк, собака, макеты домиков (лубяной и ледяной), музыка, сундучок (заячий и лисий хвостики), карточки с изображений эмоций «грусть», «злость», «радость», удивление.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола. Воспитатель говорит о том, что когда приходят гости, то хорошие хозяева должны придумать что-нибудь интересное, чтобы развлечь их. Предлагает детям разыгрывать сказку. А какую сказку вы будете разыгрывать, узнаете, отгадав загадку:
“Снежный терем у лисицы
Убежал весной водицей,
К зайке попросилась в дом
Да и выгнала потом”.
Ответы детей: — сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка».
2. Пальчиковая гимнастика.
- Давайте, вспомним героев в этой сказке и покажем их пальчиками.
Заяц, лиса собаки, волк, медведь, петух.
- Но прежде чем начать показывать сказку, мы как настоящие артисты должны подготовиться.
3. Артикуляционная гимнастика.
(упражнения на развитие дыхания и мимику)
1. «Зайчик» — (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)
- Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.
2. «Мишка — ревун» — (Мишка ревёт, ребяток зовёт)
- Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.
3. «Лисичка улыбается» — (Лисичка улыбается, ротик открывается)
- Одновременно поднять вверх оба уголка рта.
Длинный, высокий, протяжный звук (И).
4. «Сердитая собака» — (Сердитая собачка сидит на цепи, не лает, не кусает, а только рычит)
- Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий на звуке (В).
5. «Петушок» — (Петя- петушок, сел на шесток, разинул роток: О-О-О-О-…….) Кукарекают на (О).
- Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.
4. Вспомним сказку.
Беседа по содержанию. (дети дают полные, развёрнутые ответы)
- Что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)
- Какая у зайчика в сказке была избушка? (У зайчика была лубяная избушка).
- А что значит лубяная? (деревянная)
- А у лисы какая избушка? (Ледяная)
- Почему у лисы растаяла избушка?
- А какая лиса была в этой сказке? ( Лиса очень хитрая, коварная, злая))
- Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)
- Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)
- Какой был петушок? (смелым, храбрым, уверенным, решительным).
Догадайтесь: в какую сказку мы попали? (“Заюшкина избушка” — русская народная сказка).
- Как бы по-другому вы назвали эту сказку?
(зайкина избушка, зайкин дом, избушка зайчика). Но народ назвал только так – “Заюшкина избушка”.
- Что можно сказать о зайце? Какой он? (добрый, беззащитный, слабый, трусливый, боязливый, нерешительный)
- Как скажем про него теми же словами только ласково? (добренький, слабенький и т.д.)
- А какие слова он говорил? (несу косу на плечах, хочу лису посечи)
- Какими оказались собака, волк, медведь? (трусливыми)
- А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)
- Что победило в сказке – добро или зло?
- Чему учит нас эта сказка?
(Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.)
5. Игра «Скажи наоборот» (закрепление антонимов).
Воспитатель: — Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса … (Смеётся).
- Собака трусливая, а петух …. (Смелый).
- Зимой было холодно, а весной …. (Тепло).
- Зайчик маленький, а медведь … (Большой).
- Весна пришла, а зима… (Ушла).
6. Игровое упражнение на мимику “Покажи настроение”.
Воспитатель:
“Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его попробуй показать,
Его попробуй угадать”.
Воспитатель показывает детям пиктограммы с разными эмоциями.
Дети называют эмоцию и показывают.
- Ребята, скажите какое было настроение у зайчика и лисички, когда они построили себе домики? Покажите радость. (дети изображают радость)
- Какое чувство испытала лиса, когда вдруг ее домик стал таять? (удивление, испуг).
- Каким стало настроение у зайчика, когда лиса его выгнала из домика? (грустное). (У грустного зайчика поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ).
- Какое чувство испытывала лиса, когда гнала зайчика из его домика? (злость). (У лисы сердитая мордочка, нахмуренные брови. Она сердито машет кулаками и топает ногами.)
7. Игровое упражнение “Скажи как…..”
(на интонационную выразительность речи)
Воспитатель. – Дети, давайте, попробуем сказать грустно, как зайчик:
- «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала»;
- Хитро, коварно как лиса: — «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Дети повторяют за воспитателем.)
- Грубо, медленно, как медведь: — «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;
- Смело, громко как петух — «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон».
Дети повторяют за воспитателем.
8. Дидактическая игра «Чьи хвосты?»
Сюрпризный момент: волшебный сундучок.
- Ребята, посмотрите, что же здесь интересное лежит? (хвостики.)
- Чьи они? (это заячий хвостик, лисий хвостик, волчий, медвежий, петушиный)
(Дети проговаривают по очереди, чьи хвосты).
Игровые упражнения на имитацию движений героев сказки.
Воспитатель: я по очереди буду дотрагиваться хвостиком руки ребенка и кого задел хвостик, тот ребенок и превращается в этого сказочного персонажа.
(Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.)
- Молодцы! Все с заданием справились. А теперь давайте с вами поиграем.
9. Физминутка (игра в парах «Заюшкина избушка»).
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
- Ну, молодцы, вот мы и вспомнили эту сказку.
- А теперь хотите её показать нашим гостям?
- Надевайте шапочки персонажей.
Воспитатель надевает платок (сказочница).
10. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Сказочница:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказка в двери к нам стучится
Скажем сказке заходи.
(Выходят лиса и заяц. Под русскую народную песню)..
Сказочница:
У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться-
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной.
Лиса (лиса дразнит зайца):
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя – темная!
Заходит Весна (взрослый) Звучит песня «Веснянка» в исполнении фольклорного ансамбля.
Весна:
Теплыми шагами по земле пройду,
Солнышко лучистое к вам я приведу,
Защебечут птицы, зазвенят ручьи,
Радость и веселье, все для детворы.
Весна снимает снежное покрывало (платки) и снежинки с деревьев, разбрасывает цветы. Танцует с лисой и зайчиком. В это время сказочница раскладывает цветы, траву. Весна уходит и забирает с собой ледяной домик.
Сказочница:
И весною лёд растаял
Ледяной избы не стало.
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на печь проситься.
Лиса:. Пусти меня, заюшка, к себе жить!
Заяц: Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Сказочница: Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет.
Лиса: Зайчик, прости меня я больше не буду дразниться.
Сказочница: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.
Лиса: Уходи прочь, Косой! –(Лиса бросает Зайцу узелок с вещами;)
Сказочница:
Прогнала Лиса Зайца, Сел он на пенёк и заплакал.
Идёт мимо Собака. (музыкальное сопровождение)
Собака: Гав, гав,гав. О чём Заяц плачешь?
Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Собака: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.
Сказочница:
Подошла Собака к избушке и стала гнать Лису.
Собака: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.
Сказочница:
- А Лиса Собаку ничуть не испугалась.
Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница:
- Испугалась Собака и убежала. Идёт мимо Волк. .(музык. сопровождение
Волк: У-у-у. О чём Заяц плачешь?
Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Волк: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.
Сказочница:
- Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису.
Волк: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.
Сказочница:
- А Лиса ничуть не испугалась Волка.
Лиса (в окошке) : Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница:
- Испугался Волк и в лес убежал. Идёт мимо Медведь. (музыкальное сопровождение)
Медведь (участливо): О чём, Заяц, плачешь?
Заяц: Меня Лиса выгнала из собственного дома.
Медведь (важно): Не плачь, Зайчик, я её выгоню.
Сказочница
Подошёл Медведь к избушке и стал гнать Лису.
Медведь (рычит): Р-р-р. Поди, Лиса, вон! Немедленно!
Сказочница:
А Лиса ничуть не испугалась.
Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница:
- Испугался Медведь и в лес убежал.
- Идёт мимо Петух. .(музык. сопровождение)
Петух (гордо, важно) : Ку-ка-ре-ку! О чём Заяц плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Лиса меня из дома выгнала.
Петух: Я её сейчас выгоню.
Сказочница:
- Подошёл Петух к избушке и стал гнать Лису.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон!
Лиса: Шубу надеваю.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса, вон!
Сказочница:
- Лиса испугалась и в лес убежала. И стали Заяц и Петух жить, да поживать в Зайкиной избушке.
Сказочница:
Вот он Петя Петушок, золотой гребешок,
Зайке нашему помог,
От Лисицы уберег!
Он и смелый, и певец,
В общем, Петя молодец!
Будет с зайкой он дружить,
И в домишке дружно жить!
Выходят все звери.
Лиса: Звери вы меня простите! Я больше не буду зайчишку обижать, буду с ними дружить.
(Лиса обнимает зайчишку)
Сказочница: Звери лисичку простили и стали вместе жить и крепко дружить.
Дети:
Всем советуем дружить
Ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете..
Сказочница:
Вот и сказочке конец,
А кто смотрел и слушал – молодец!
Протасова Л.А.,
воспитатель высшей категории
Очень интересное увлекательное занятие . Буду использовать у нас в саду.Спасибо .
Great lesson will be trying this in my kids.
Занятие интересное. Спасибо.