Занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему: «Друзья познаются в беде»

Заяц и лисаЗанятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему: «Друзья познаются в беде» (с использованием элементов театрализованной деятельности).

Цель:

  • Развитие речи посредством театрализованной деятельности.

Коррекционно-образовательные цели:

  • совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи,
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить подбирать прилагательные к существительным,
  • упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
  • упражнять в подборе слов – антонимов;
  • добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз
  • упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы;
  • упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие интонационной выразительности речи.
  • развивать слуховое внимание, восприятие,
  • развивать мелкую моторику рук.
  • Работать над развитием мимических мышц, речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия , дружеских взаимоотнощений..

Предварительная работа:

  • Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;
  • Обогащение словаря словами «ледяная», «лубяная», клочки, закоулочки

Эксперементирование:

  • лёд – дерево (таяние – прочность).
  • чтение сказки,
  • рассматривание иллюстраций к сказке,

Оборудование:

  • шапочки зверей: лиса, заяц, петух, медведь, волк, собака, макеты домиков (лубяной и ледяной), музыка, сундучок (заячий и лисий хвостики), карточки с изображений эмоций «грусть», «злость», «радость», удивление.

Ход занятия

1.​ Орг. момент.

Дети приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола. Воспитатель говорит о том, что когда приходят гости, то хорошие хозяева должны придумать что-нибудь интересное, чтобы развлечь их. Предлагает детям разыгрывать сказку. А какую сказку вы будете разыгрывать, узнаете, отгадав загадку:

“Снежный терем у лисицы
Убежал весной водицей,
К зайке попросилась в дом
Да и выгнала потом”.

Ответы детей: — сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка».

2. Пальчиковая гимнастика.

- Давайте, вспомним героев в этой сказке и покажем их пальчиками.

Заяц, лиса собаки, волк, медведь, петух.

- Но прежде чем начать показывать сказку, мы как настоящие артисты должны подготовиться.

3. Артикуляционная гимнастика.

(упражнения на развитие дыхания и мимику)

1. «Зайчик» — (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)

- Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.

2. «Мишка — ревун» — (Мишка ревёт, ребяток зовёт)

- Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.

3. «Лисичка улыбается» — (Лисичка улыбается, ротик открывается)

- Одновременно поднять вверх оба уголка рта.

Длинный, высокий, протяжный звук (И).

4. «Сердитая собака» — (Сердитая собачка сидит на цепи, не лает, не кусает, а только рычит)

- Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий на звуке (В).

5. «Петушок» — (Петя- петушок, сел на шесток, разинул роток: О-О-О-О-…….) Кукарекают на (О).

- Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.

4. Вспомним сказку.

Беседа по содержанию. (дети дают полные, развёрнутые ответы)

- Что случилось с зайчиком в этой сказке?

(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)

- Какая у зайчика в сказке была избушка? (У зайчика была лубяная избушка).

- А что значит лубяная? (деревянная)

- А у лисы какая избушка? (Ледяная)

- Почему у лисы растаяла избушка?

- А какая лиса была в этой сказке? ( Лиса очень хитрая, коварная, злая))

- Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)

- Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)

- Какой был петушок? (смелым, храбрым, уверенным, решительным).

Догадайтесь: в какую сказку мы попали? (“Заюшкина избушка” — русская народная сказка).

- Как бы по-другому вы назвали эту сказку?

(зайкина избушка, зайкин дом, избушка зайчика). Но народ назвал только так – “Заюшкина избушка”.

- Что можно сказать о зайце? Какой он? (добрый, беззащитный, слабый, трусливый, боязливый, нерешительный)

- Как скажем про него теми же словами только ласково? (добренький, слабенький и т.д.)

- А какие слова он говорил? (несу косу на плечах, хочу лису посечи)

- Какими оказались собака, волк, медведь? (трусливыми)

- А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)

- Что победило в сказке – добро или зло?

- Чему учит нас эта сказка?

(Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.)

5. Игра «Скажи наоборот» (закрепление антонимов).

Воспитатель: — Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса … (Смеётся).

- Собака трусливая, а петух …. (Смелый).

- Зимой было холодно, а весной …. (Тепло).

- Зайчик маленький, а медведь … (Большой).

- Весна пришла, а зима… (Ушла).

6. Игровое упражнение на мимику “Покажи настроение”.

Воспитатель:

“Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его попробуй показать,
Его попробуй угадать”.

Воспитатель показывает детям пиктограммы с разными эмоциями.

Дети называют эмоцию и показывают.

- Ребята, скажите какое было настроение у зайчика и лисички, когда они построили себе домики? Покажите радость. (дети изображают радость)

- Какое чувство испытала лиса, когда вдруг ее домик стал таять? (удивление, испуг).

- Каким стало настроение у зайчика, когда лиса его выгнала из домика? (грустное). (У грустного зайчика поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ).

- Какое чувство испытывала лиса, когда гнала зайчика из его домика? (злость). (У лисы сердитая мордочка, нахмуренные брови. Она сердито машет кулаками и топает ногами.)

7. Игровое упражнение “Скажи как…..”

(на интонационную выразительность речи)

Воспитатель. – Дети, давайте, попробуем сказать грустно, как зайчик:

- «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала»;

- Хитро, коварно как лиса: — «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Дети повторяют за воспитателем.)

- Грубо, медленно, как медведь: — «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;

- Смело, громко как петух — «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон».

Дети повторяют за воспитателем.

8. Дидактическая игра «Чьи хвосты?»

Сюрпризный момент: волшебный сундучок.

- Ребята, посмотрите, что же здесь интересное лежит? (хвостики.)

- Чьи они? (это заячий хвостик, лисий хвостик, волчий, медвежий, петушиный)

(Дети проговаривают по очереди, чьи хвосты).

Игровые упражнения на имитацию движений героев сказки.

Воспитатель: я по очереди буду дотрагиваться хвостиком руки ребенка и кого задел хвостик, тот ребенок и превращается в этого сказочного персонажа.

(Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.)

- Молодцы! Все с заданием справились. А теперь давайте с вами поиграем.

9. Физминутка (игра в парах «Заюшкина избушка»).

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

- Ну, молодцы, вот мы и вспомнили эту сказку.

- А теперь хотите её показать нашим гостям?

- Надевайте шапочки персонажей.

Воспитатель надевает платок (сказочница).

10. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Сказочница:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказка в двери к нам стучится
Скажем сказке заходи.

(Выходят лиса и заяц. Под русскую народную песню)..

Сказочница:

У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться-
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной.

Лиса (лиса дразнит зайца):

- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя – темная!

Заходит Весна (взрослый) Звучит песня «Веснянка» в исполнении фольклорного ансамбля.

Весна:

Теплыми шагами по земле пройду,
Солнышко лучистое к вам я приведу,
Защебечут птицы, зазвенят ручьи,
Радость и веселье, все для детворы.

Весна снимает снежное покрывало (платки) и снежинки с деревьев, разбрасывает цветы. Танцует с лисой и зайчиком. В это время сказочница раскладывает цветы, траву. Весна уходит и забирает с собой ледяной домик.

Сказочница:

И весною лёд растаял
Ледяной избы не стало.
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на печь проситься.

Лиса:. Пусти меня, заюшка, к себе жить!

Заяц: Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Сказочница: Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет.

Лиса: Зайчик, прости меня я больше не буду дразниться.

Сказочница: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

Лиса: Уходи прочь, Косой! –(Лиса бросает Зайцу узелок с вещами;)

Сказочница:

Прогнала Лиса Зайца, Сел он на пенёк и заплакал.

Идёт мимо Собака. (музыкальное сопровождение)

Собака: Гав, гав,гав. О чём Заяц плачешь?

Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Собака: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.

Сказочница:

Подошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

Собака: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.

Сказочница:

- А Лиса Собаку ничуть не испугалась.

Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница:

- Испугалась Собака и убежала. Идёт мимо Волк. .(музык. сопровождение

Волк: У-у-у. О чём Заяц плачешь?

Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Волк: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.

Сказочница:

- Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису.

Волк: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.

Сказочница:

- А Лиса ничуть не испугалась Волка.

Лиса (в окошке) : Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница:

- Испугался Волк и в лес убежал. Идёт мимо Медведь. (музыкальное сопровождение)

Медведь (участливо): О чём, Заяц, плачешь?

Заяц: Меня Лиса выгнала из собственного дома.

Медведь (важно): Не плачь, Зайчик, я её выгоню.

Сказочница

Подошёл Медведь к избушке и стал гнать Лису.

Медведь (рычит): Р-р-р. Поди, Лиса, вон! Немедленно!

Сказочница:

А Лиса ничуть не испугалась.

Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница:

- Испугался Медведь и в лес убежал.

- Идёт мимо Петух. .(музык. сопровождение)

Петух (гордо, важно) : Ку-ка-ре-ку! О чём Заяц плачешь?

Заяц: Как мне не плакать? Лиса меня из дома выгнала.

Петух: Я её сейчас выгоню.

Сказочница:

- Подошёл Петух к избушке и стал гнать Лису.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон!

Лиса: Шубу надеваю.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса, вон!

Сказочница:

- Лиса испугалась и в лес убежала. И стали Заяц и Петух жить, да поживать в Зайкиной избушке.

Сказочница:

Вот он Петя Петушок, золотой гребешок,
Зайке нашему помог,
От Лисицы уберег!
Он и смелый, и певец,
В общем, Петя молодец!
Будет с зайкой он дружить,
И в домишке дружно жить!

Выходят все звери.

Лиса: Звери вы меня простите! Я больше не буду зайчишку обижать, буду с ними дружить.

(Лиса обнимает зайчишку)

Сказочница: Звери лисичку простили и стали вместе жить и крепко дружить.

Дети:

Всем советуем дружить
Ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете..

Сказочница:

Вот и сказочке конец,
А кто смотрел и слушал – молодец!

Протасова Л.А.,
воспитатель высшей категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,89 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Отзывы к материалу: "Занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему: «Друзья познаются в беде»"

  1. Дарья:

    Очень интересное увлекательное занятие . Буду использовать у нас в саду.Спасибо .

  2. Irina:

    Great lesson will be trying this in my kids.

  3. Светлана:

    Занятие интересное. Спасибо.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.