Коррекционное-развивающее занятие для детей 10-12 лет «Что за чудо этот чай!»

СамоварКоррекционное-развивающее занятие для детей 10-12 лет.

Тема: «Что за чудо этот чай!»

Задачи:

  • знакомить детей с историей появления на Руси чая;
  • прививать привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;
  • формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
  • способствовать развитию интонационной выразительности речи.

Оборудование:

  • столы в классе расставлены полукругом, в центре — стол, на котором: самовар, чашки, пиалы, разные сорта чая; стены украшены плакатами с пословицами и высказываниями о чае — «Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки» (Ф.Гладков); «Чай пить — приятно жить»; «Чай есть растение и излечивается совершенно» (из древней китайской рукописи чрезвычайно полезное, он лечит все недуги, прогоняет сонливость, головная боль от чая уменьшается).

Ход праздника

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни «Куманёчек, побывай у меня».

Ведущий.

Дорогие гости!
Как говорится –
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады

Ученик 1.

Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.

Ученик 2.

От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем.
Вы своим приходом радость Принесли в наш светлый дом.

Ученик 3.

Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.

Ученик 4.

Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.

Ученик 5.

И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.

Ученик 6.

В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!

Дети садятся за столы рядом со своими родителями. Исполняется песня «Приходите, гости» (можно на мотив «Жили у бабуси»). Дети поют запев, а родители отвечают. (Слова для родителей заранее написаны на листах.)

Дети.

Приходите, гости, Приходите все к нам.
Вам дадим похлебки, Киселя нальем вам.

Родители.

Нет, нет, не хотим, Мы и так посидим!

Дети.

Проходите, гости, Проходите, наши. Мы нальем вам супу И дадим вам каши.

Родители.

Нет, нет, не хотим, Мы и так посидим.

Дети.

Посидите, гости,
Мы вас приглашаем.
Самовар поставим,
Напоим вас чаем.
Родители.
Мы идем, мы идем,
И чайку мы попьем.

Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб — соль, а Хозяйка на подносе — чашку с ароматным чаем.

Хозяйка.ьМы гостей встречаем.

Все. Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка. Первым делом угощаем.

Все. Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка. Приглашаем к самовару.

Все. С чаем, с чаем, с чаем!

Хозяйка. И внакладку, и вприкуску.

Все. Чай, чай, чай.

Хозяйка. Пейте чай, друзья, по-русски.

Все. Чай, чай, чай.

Хозяин. А откуда и когда к нам пришел чай?

Учитель.

- Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи.

Ученик 6.

- Пастухи решили испробовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как делали это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил. Так рассказывает одна старинная китайская легенда об открытии тонизирующих свойств чая.

Ученик 7.

- Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Ученик 8.

- Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. А при дворе этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.

Ученик 9.

- Китайское слово «ча» означает «молодой листочек». Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изобретений.

Ученик 1.

- Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.

Ученик 2.

- На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок — полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Ученик 3.

- Как же попал чай на Русь?

Учитель.

- 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетов с надписью «бах-ча», что значит «чай для заварки». Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

Ученик 4.

- Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тяжелым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров на веролюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные купцы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали.

Ученик 5.

- Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Послушайте частушки, которые были написаны более ста лет назад.

Частушки:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.

Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.

Разлив варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.

Гости с барином плевались,
Сам он ажио озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Учитель.

- Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

Презентация ученика.

Ученик.

- Чайный куст — это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

(Демонстрация фотографий: чайные плантации, чайный куст, сбор чая).

Ученик.

- Но основная работа — cбop чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

Ученик.

- Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

Ученик.

- Собранные зеленые листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж — к нам на стол.

Учитель.

- А сейчас послушайте загадку — и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Ученик.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит -
Всем пить чай велит.

Учитель.

- Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе — «печка-матушка, да самовар-батюшка».

Ученик.

- А когда появился самовар?

Презентация ученика.

Ученик.

- Самовар — исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара — Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

(Демонстрация рисунков и фотографий различных самоваров).

Ученик.

- Как же пользовались таким самоваром?

Ученик.

- В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Учитель.

- Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель… Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

(Учитель обращает внимание на картину К. Коровина «За чаем», дает пояснения).

Ученик. Неужели чай действительно лечит?

Учитель. А об этом нам сейчас расскажет доктор Пилюлькин.

Доктор.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью — лучший друг!

Учитель. А о свойствах этого замечательного напитка расскажет Хозяева чайной.

Ученик.

- Действительно, ученые установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Ученик.

- А я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

Ученик.

- При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем.

Ученик.

- Примочки из чая помогают при солнечных ожогах.

Хозяйка.

• Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различным запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоровой, фаянсовой или стеклянной посуде с плотно закрытой крышкой.

• Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способов его приготовления.

• Водопроводную воду следует отстаивать несколько часов, чтобы улетучился хлор, и лишь отстоянную воду кипятить.

• Снимать чайник с огня следует в тот момент, как только вода закипит.

- Прежде чем заваривать чай, заварочный чайник следует ополоснуть кипятком. Потом в него насыпают сухую заварку из расчета: одна чайная ложка на стакан воды плюс одна чайная ложка на чайник.

Затем чайник заливают кипятком на две третьих объема, закрывают крышкой, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Настаивают пять минут, после чего доливают кипятком.

Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

Ученик.

Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца не спеша:
Поет, горит, исходит жаром
Его славянская душа.

Учитель.

- Сейчас мы с вами посмотрим инсценировку стихотворения Даниила ХАРМСА «Иван Иваныч Самовар».

Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар.
В нем качался кипяток,
Разъяренный кипяток,
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо кран,
Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
- Дай-ка выпью, — говорит, -
Выпью чаю, — говорит.

К самовару подошла, Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла. Тетя Катя говорит:
- Я, конечно, — говорит,-
Выпью тоже, — говорит.

Вот и дедушка пришел.
Очень старенький пришел.
Он зевнул и говорит:
- Выпить разве, — говорит.
- Чаю разве, — говорит.

Тут и бабушка пришла.
Очень старая пришла.
Даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит:
Что ли выпить, — говорит,
- Что ли чаю, — говорит.

Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала.
Наливайте, — говорит,
Чашку чая, — говорит.

Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
Кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил,
Неумытый приходил,
Всех он позже приходил.
Подавайте, — говорит,
Чашку чая, — говорит.

Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняем самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.

Учитель.

- Да, чаю все рады. Хотя бывает и такое что… Но сами посмотрите и все поймете.

(Исполняется песня-инсценировка «Чай ты мой золотой» на мотив песни «Когда б имел златые горы». Поют девочка и мальчик.)

Девочка 1.

Когда б имел златые горы
И реки, полные вина?
Мальчик.
Все отдал бы за чашку чая
И выпил бы ее до дна.

Девочка 2.

А коли я пришла бы в гости
И красотой пленила б вдруг?

Мальчик.

Я б напоил тебя чаечком,
Да так, чтоб захватило дух.

Девочка 3.

А если б я сказала: «Здравствуй,
Гулять я к реченьке иду»?

Мальчик.

А я, пожалуй, соглашуся,
Вот самовар лишь захвачу.

Девочка 4.

А если б я сказала: «Витя,
Ну, покажи глаза свои…»

Мальчик.

Я б на тебя смотрел, Татьяна,
И пил без устали чаи.

Девочка 5.

Ну, все! Прощай! Мы расстаемся!
Прощенья даже не проси!

Мальчик.

Ты заходи ко мне почаще,
Варенья к чаю приноси.

Учитель.

Ну как? Нравится вам на нашем празднике?
Гость доволен, значит всё в порядке! –
Выше счастья и не пожелать.
А сейчас народные пословицы
Предлагаем отгадать.

(Нужно собрать пословицы)

Чай кипит, уходить не велит.
Чай не пьешь — откуда силу возьмешь?
Выпей чайку — позабудешь тоску.
За чаем скучаем – по три чашки выпиваем.
С чая лиха не бывает.
Пей чай, не вдавайся в печаль.
Пьют чай все, умеют пить немногие.
Вчерашний чай хуже ядовитого змея.
Такой чай, Москву насквозь видно.
Чай пьешь — орлом летаешь.

Частушки. (Дети поют частушки).

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

(Выходит другая группа детей — с «чайными» частушками).

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки –
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут вам!

Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький:
У меня в приданом есть
Самовар красивенький.

Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил –
Самовар поставила,
Чай гонять заставила.

Девочка.

Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
Чайная давно уж ждет.

Мальчик.

Все для вас, взрослые и детишки:
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!

Ученик.

Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьёт,
Чайная давно уж ждёт.

(Всех гостей приглашаем пить чай).

(Исполняется песня «Ах, ароматы чая» на мотив «Изгиб гитары желтой»).

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
«Как здорово, что все мы здесь
За чаем собрались!»

Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
«Как здорово, что все мы здесь
За чаем собрались!»

Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»

Чаепитие.

Литература:

  1. М.А.Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе». Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль. Академия развития. 2001.
  2. Газета «Начальная школа» №39/2003 «Красной датой не отмечен этот день в календаре».
  3. Ежемесечная газета «Педсовет» №6/2004 «У самовара я и вся моя семья». О.А.Мельник г. Старый Оскол, Белгородская область.

Морозова Татьяна Владимировна,
воспитатель,
ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»,
р. п. Петровское

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.