Коррекционное развивающее занятие для детей средних классов.
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Цель:
- обобщить знания и представления детей об окружающем мире.
Задачи:
- способствовать развитию у детей любознательности;
- создавать условия для развития речи;
- формировать положительное отношение к знаниям, книгам;
- развивать у детей умение работать в команде;
- побуждать к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора;
Ход интеллектуальной игры
Ведущий.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы провести игру…
- А вы любите играть? А в какие игры вы любите играть?
Ученые-социологи утверждают, что человек — существо играющее. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру…
- Ок. — А, ты, знаешь, Егор, меня пригласили быть ведущей интеллектуальной игры!
- Ег.- Представляешь! Меня тоже!
- Ок. — Да! Значит, мы вместе будем вести интеллектуальную игру! Вот только я знаю спортивные игры, а какие игры называются интеллектуальными?
- Ег.- Спортивные игры тренируют тело, а для тренировки ума существуют интеллектуальные игры. Разгадывая загадки, ребусы, головоломки, мы не только развлекаемся, но и учимся сопоставлять, анализировать, думать. Учимся терпению, настойчивости и мудрости.
Вместе: Итак, начинаем интеллектуальную игру «Счастливый случай». А мы, Оксана и Егор — ведущие этой игры.
- Ок. — У нас есть две команды по 5 участников. Команды представьтесь, пожалуйста!
Представление команд.
1 команда:
«Следопыты» — следопыты идут по следу, мы тоже идем по следам фактов в поисках знаний.
2 команда:
«Знание — сила» — мы так назвали команду потому, что стремимся больше узнать и стать сильнее.
-Ег. — Игра состоит из пяти геймов. Жребий решает, какая команда начинает первой. В конце каждого гейма жюри объявляет результат.
-Ок. — Егор, ты сейчас столько непонятных слов наговорил: гейм, жребий, жюри. Ты уверен, что ребята знают значения этих слов?
-Ег. -Ну, давай их спросим! Хотя, я уверен, что они это знают.
Гейм — Часть партии в некоторых спортивных играх (обычно в теннисе), устанавливаемая по количеству очков. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Жребий — Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-л., порядок какой-л. очереди и т.п. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Жюри- нескл., ср. Группа экспертов, определяющая призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях. Ж. музыкального конкурса. Судейское ж. (на спортивных соревнованиях). Толковый словарь Ожегова.
- Ок. -Уже пора узнать, какая команда начинает игру! У меня в мешочке фишки с цифрами. Капитаны команд подойдите и определите, кто первый начинает игру.
1-й гейм «Дальше… Дальше… Дальше…»
Команды поочередно бросают игровой кубик. На четырех сторонах нанесены единицы, на одной стороне — ноль, еще на одной подкова. Если на верхней грани кубика выпадают единицы, то за правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл, если подкова, — это означает , что команде повезло и она за правильный ответ получает 2 балла. Если выпадает ноль, -переход хода.
На раздумье дается 5 секунд.
- Изобретатель азбуки, состоящей из точек и тире. (Сэмюэл Морзе).
- Страна всех сумчатых. (Австралия).
- Плакса с длинными рукавами. (Пьеро).
- Русская деревянная кукла с товарками внутри. (Матрешка). 5.Заплатка в зубе. (Пломба).
- Сосуд терпения. (Чаша).
- Незаменимый прибор для блуждающих в лесу. (Компас).
- Антоним слову «тьма». («Свет»).
- Где сухого камня не найдешь? (В воде).
- Кто такая «каракула»? (Акула).
- Сборник географических карт и таблиц. (Атлас). 12.Высший спортивный показатель. (Рекорд).
- Недавно полученное известие.(Новость).
- Средство передвижения по льду. (Коньки).
- Его ставят на собрании ребром. (Вопрос).
- Какое топливо добывают в болоте? (Торф).
- Домашний «Дед Мороз». (Холодильник).
- Великий русский баснописец. (Крылов).
- Подземная железная дорога. (Метро).
- Низкорослая лошадка. (Пони).
Ег. — Жюри подводит итоги.
Ок. — Егор, можно я задам тебе вопрос?
Ег. — Конечно, можно!
Ок.- Почему на кубике нарисована подкова? И что там говорилось про счастливый случай?
Ег. — А давай, спросим у ребят! Кто-то из вас может ответить на вопрос Оксаны?
С давних пор считается, что подкова — это символ, приносящий счастье. Это своего рода защитный амулет. Связано это во многом с тем, что ее рождение происходило в кузне в сочетании с огненной силой, разгоряченного металла и разумной силы кузнеца. Под гром тяжелых ударов молота и звон наковальни, под звенящую песню сотворения, когда из чего-то бесформенного рождается что-то ясное и свежее. Ибо «ковать» знаменует «творить».
Всем известно, что подкова — древний и самый известный талисман, приносящий в дом удачу, успех, богатство. Причем это поверье широко распространено в разных странах мира. Почему люди стали приписывать магические свойства такому обыденному предмету? Немного истории… Когда впервые стали подковывать лошадей, точно не известно. Одно достоверно, что уже в древнем Риме хозяева проявляли заботу о лошадях и мулах. Они надевали на ноги животных специальные башмаки, сделанные из дерева или металла. Обувь крепилась к их ногам кожаными ремнями. В древних летописях описано, как император Нерон, собираясь посетить Олимпийские игры, приказал «обуть» несколько тысяч мулов в серебряные пластинки, крепившиеся к их ногам ремнями.
Жюри сообщает результаты 1 гейма.
-Ок. — Интересно, а что означает слово «заморочки»?
-Ег. — Ребята, подскажите Оксане, что означает слово «заморочки»!
Заморочка:
- Какая-либо странность, особенность в поведении человека; какое-либо занятие, в которое человек сильно погружен
- Сложная задача, трудность. Например: У каждого свои заморочки.
• Отвали, я заморочился по своей теме.
• Включает в себя такую мозговую заморочку, что с первого раза и не разберешь.
• Надёжного решения этой заморочки я не знаю.
• Есть ли у Вас такие заморочки, которые всегда возникают с новым партнером или партнершей.
• Такими заморочками мой респект не заслужить.
• Когда мы раздражали нашими заморочками друзей.
-Ег. — Оксана, вот ты тоже сейчас похожа на «заморочку». Заморачиваешься по каждому непонятному слову.
Ок. -Ну и ладно!
Ег. — Давай продолжим игру.
Перед вами 10 бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой по итогам 1 гейма меньше баллов. При правильном ответе на вопрос команда получает 3 балла.
- Кого называют морской лисицей? (акула)
- Самая большая и красивая бабочка России, ловля которой запрещена законом (Махаон)
- Книга, в которую заносят редкие исчезающие виды животных (Красная)
- Самое чистое озеро. (Байкал)
- Каракурт — это птица, драгоценный камень или паук? (Паук)
- Сумчатый медведь. (Коала)
- Гигантское вечнозеленое дерево. (Эвкалипт)
- Разлинованные лошадки. (Зебра)
- Верный друг человека. (Собака)
- Корабль пустыни. (Верблюд).
Жюри подводит итоги.
3-й гейм «Темная лошадка»
Каждой команде поочередно задаются вопросы. Необходимо ответить: «верно» или «неверно». За каждый правильный ответ команда получает 4 балла.
- В термометре есть тоненькая трубочка, в которой находится жидкий металл -ртуть. От жары ртуть, как всякий металл расширяется, и столбик термометра ползет вверх — выше нуля, а от холода ртуть сжимается, и столбик термометра ползет вниз, показывая температуру ниже нуля. (Верно).
- Самое первое и вечное зеркало — это обыкновенная водная гладь, которая появилась задолго до первого человека. (Верно).
- В старину пуговицы нужны были для застежки. (Неверно. В старину пуговицы являлись украшением и свидетельствовали о знатности и достатке человека).
- У акулы зубы меняются каждые 8 дней. (Верно. У акул происходит быстрое изнашивание зубов, т.к. они разрывают пишу на мелкие кусочки, чтобы их удобнее было глотать.)
- Голодные орлята пожирают своих родителей. (Неверно. Силы не равны. А вот старшие могут это сделать).
- Кобра способна танцевать под звуки дудочки факира. (Неверно. На самом деле змея не слышит музыку. Когда снимают крышку, кобра приподнимается -это знак готовности к защите. Затем следует за движением дудочки, готовясь к атаке).
-Ок. — Жюри подводит итоги. Сообщение результатов.
4-й гейм «Гонга за лидером»
Ок. -Егор, хоть ты меня и назвал «заморочкой», я все равно спрошу. Кто такой лидер?
Ег. — Ну, я думаю, ребята ответят тебе на этот вопрос.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди):
• Лидер — лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
-Ег. — Командам задается по 20 вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если в течение 5 секунд после вопроса команда не отвечает, зачитывается ответ и задается следующий вопрос. Игра начинается с команды, у которой меньше баллов.
Вопросы для 1-й команды:
- Оно в сказке было не простое, а золотое. (Яйцо).
- Кто наведывался к шведской семье Свантесон с крыши — в окно? (Карлсон).
- Одежда для книжки. (Обложка).
- Что общего у винтовки и дерева. (Ствол).
- Незаменимая вещь, фиксирующая страницу.(Закладка).
- Место в пустыне, где есть растительность и вода.(Оазис).
- Назовите государство с самой большой численностью населения. (Китай).
- Что идет не двигаясь с места? (Время).
- У какого слона нет хобота? (У шахматного).
- В какое время происходили события, когда «делать было нечего»? (Вечером).
- Столетие. (Век).
- Площадка для бокса.(Ринг).
- Наука о животных. (Зоология).
- Смерть свою он хранил на конце иглы. (Кощей).
- Куда впадает Волга? (В Каспийское море).
- Где находится Поле чудес? (В Стране дураков).
- Птица на гербе России. (Орел).
- Какое государство можно носить на голове? (Панама).
- Равносторонний прямоугольник. (Квадрат).
- Дом собаки. (Конура. Будка).
Вопросы для 2-й команды:
- В какой стране жил папа Карло? (В Италии).
- Он хоть ничего и не знал, а стал героем книги Николая Носова.(Незнайка).
- На каком континенте больше всего государств? (В Африке).
- Какое море самое соленое? (Мертвое).
- Что делает еж зимой? (Спит).
- Сколько дней в високосном году? (366).
- Автор стихов «Няне», «Узник». (Пушкин).
- Самая быстроногая птица. (Страус).
- Популярный вид спорта в Бразилии. (Футбол).
- Где были проведены 22 Олимпийские зимние игры? (В Сочи).
- Ночью указывает путь кораблям.(Маяк).
- Знак почтовой оплаты. (Марка).
- Жилище папы Карло. (Каморка).
- Дом для автомобиля. (Гараж).
- Эмблема государства. (Герб).
- Бытовой предмет, не дающий спать по утрам. (Будильник).
- День веселья, радости, торжества. (Праздник).
- Сколько крыльев у блохи? (Их нет).
- Кого ловил Дуремар на болоте? (Пиявок).
- Назовите самый большой океан. (Тихий).
Жюри подводит итоги.
5-й гейм «Конкурс капитанов»
-Ег. -У меня два конверта: в одном — 5 вопросов на тему «Космос», а в другом — 5 вопросов на тему «Животный мир». Право выбора конверта у капитана, чья команда имеет меньше баллов. При правильном ответе на вопрос капитан получает 1 балл.
-Ок. — Егор, а тебе какая тема больше нравится?
-Ег. -»Космос». А тебе?
- Ок. -А мне ближе «Животный мир»!
-Ег. -Давай посмотрим, что достанется 1 команде.
Вопросы для капитана. Тема «Космос».
- Самая большая планета нашей Солнечной системы. (Юпитер).
- Кто из людей первым испытал чувство невесомости? (Юрий Гагарин).
- Какая планета лучше всего видна на небе? (Венера).
- Имя первой женщины-космонавтки. (Валентина Терешкова).
- Как называлась ракета, на которой летал Ю. Гагарин? ( Ракета-носитель ВОСТОК-1)
Вопросы для капитана. Тема «Животный мир»
- У какого млекопитающего самое жирное молоко? (У самки голубого кита).
- Какие птицы умеют летать задом наперед? (Колибри).
- Кто является самым опасным врагом акул? (Дельфин)
- Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя в воду под лёд? (оляпка)
- Кто спит головой вниз? (летучие мыши)
-Ег.- Вопрсы все заданы. Жюри подводит итоги.
-Ок. — Егор, а теперь ты ответь на вопрос по теме «Космос»: Кроме Валентины Терешковой были ещё женщины-космонавты?
Ег. — (Конечно были: Светлана Савицкая, Елена Кондакова)
55 женщин-космонавтов и астронавтов участвовали в космических полётах.
Ок.- Молодец! Ответ верный.
-Ег. -Тогда и тебе, Оксана, вопрос по теме «Животный мир»
- Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн)
-Ок.- Я думаю, нет я уверена, что акула!
-Ег. -Ты тоже молодец! Ответ верный. А теперь давай посмотрим какие молодцы наши команды!
Жюри. Подведение итогов.
Ведущий.
- Итак, игра закончилась. Определены победители. А теперь хотелось бы услышать ваше мнение, отзывы об игре.
Морозова Т.В.,
воспитатель