Аннотация: Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР.
Тема: «Весна идёт — весне дорогу»
Цель:
Коррекционно-образовательная:
- формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.
Коррекционно-развивающая:
- развивать связную монологическую речь;
- закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений;
- формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков;
- развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР).
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Оборудование:
- предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Дети послушайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)
2. Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй миленький дружок.
Здравствуйте (наклониться руки в стороны)
- Ой, а солнышко-то без лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики.
- Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное).
- Когда солнце бывает радостным? (когда согревает всех теплом, освещает дома, делает добрые дела).
- Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям, деревьям).
3. Игра «Как дует ветер?».
- Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры
Северный — холодный, колючий (у-у-у).
Южный — теплый, ласковый (и-и-и).
Восточный — пробуждающийся (а-а-а).
Западный — затихающий, спокойный, (о-о-о).
- Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания).
- Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое).
- Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его).
- Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе.
- Давайте подуем на тучки (вдох носом — выдох ртом, вдох ртом — выдох ртом).
4. Игра «Семейка весенних слов» (игра с мячом).
- Давайте образуем слова от слова солнце.
- Как можно назвать солнце ласково? (солнышко).
- Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная).
- «Зайчик» какой? (солнечный).
- Образуем слова от слова весна.
- Какой сегодня день? (весенний).
- Какое небо? (весеннее).
- Одежда какая? (весенняя).
- Образуем слова от слова таять.
- Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина).
- Как назвать проталину ласково? (проталинка)
5. Физкультминутка.
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
6. Работа с текстом.
Чтение и пересказ рассказа «Снежный колобок» Калининой.
Рассказ «Снежный колобок».
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок, нашел угольки — сделал глаза; нашел палочки — сделал нос и рот.
Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.
Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колодок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап, кап, кап, кап — вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?
7. Итог занятия.
- О каком времени года мы говорили?
- Давайте, вспомним, как называются все ветра, которые живут за морями, за горами?
- Ребята, теперь выберите для себя кораблики: красные — кто справился со всеми заданиями, зелёные — у кого что-то не получилось, синие — если совсем не справился.
- Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?
- Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.
- Сейчас отложите все и встаньте в круг.
Возьмитесь за руки, друзья.
У друга тёплая и нежная ладошка.
Поглажу друга за руку немножко,
Нам хорошо, когда мы вместе рядом,
Без друга плохо жить, запомнить это надо.
Газизова Г.Р.,
учитель-логопед