Конспект занятия: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Звук [Л]Тема: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы.

Лексическая тема:

  • «Школьные принадлежности».

Цель:

  • автоматизировать звук Л в словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать артикуляционный аппарат и лицевую мускулатуру;
  • корригировать и развивать мелкую моторику рук;
  • корригировать и развивать фонематическое восприятие;
  • развивать просодическую сторону речи;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь на тему: «школьные принадлежности»
  • учить образовывать формы ед/мн. числа существительных;
  • формировать представления о звуко — буквенном анализе слов.

воспитательные:

  • воспитывать умения слушать педагога и сверстников;
  • воспитывать чувства эмпатии к людям.

здоровьесберегающие:

  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • преодолевать перегрузку детей путем переключения на разные виды деятельности, дозированная подача информации;
  • учитывать возрастные особенности детей, ведущего вида деятельности.

Оборудование:

  • круги сине-зеленые 6 шт., аппликатор «Кузнецова» 6 шт., картинки с изображением поз артикуляционной гимнастики, презентация по самомассажу лица, газета с фотографией мальчика, предметные картинки (ластик, фломастер, пенал), портфель, линейка, пенал, точилка, ластик, фломастер, буквы А,О,У,Ы,Э.
Этапы занятия Виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I.Оргмомент Проговаривание установки на занятие.Рассказ о статье в журнале. Логопед произносит фразу-правило.Показывает статью, расказывает историю мальчика Кирилла, который плохо учится в школе. Дети совместно с логопедом говорят фразу.Дети слушают логопеда, смотрят фотографию мальчика. Направить внимание ребенка на занятие.Настроить, мотивировать на активное слушание и  участие в занятии.
II.Основной этап      
II.1(АЗ) Самомассаж и артикуляц. гимнастика («Исправляем произношение») Показ слайдов  с изображ.массажа и параллельно на себе массаж.движения.Демонстрация картинок с изображением поз артик. гимн. Выполнение самомассажа лица.Выполнение артикул.гимнастики Развитие артикуляци-онного аппарата и лицевой мускулатуры
II.2 (ИНМ) Работа над лексической темой занятия. Д/и  « собери портфель» Педагог сообщает, что Кирилл не может собрать школьный портфель, не что такое школьные принадлежности Дети по очереди выходят и кладут в портфель школьные принадлежности и рассуждают, что это и для чего. Расширить и уточнить словарь на тему: «школьные принадлежности»

II.3(ЗИМ)

Развитие фонем. предст

Работа с кружками, обозначающие мяг/тв зв [Л].Работа со схемами слов. К каждой схеме подобрать слово со звуком [Л]  Раздает кружки и говорит задание, что если слышите зв [Л] в слове тв.,покажите синий кружок, если твердый-зеленый.На доске показывает 3 схемы и 3 картинки с изображением Ластика, пенала, фломастера.  Дети ваыполняют задание.Педагог вызывает 3х детей и просит к каждому слову выбрать схему и объяснить. Развивать фонематические представления, подготовка к обучению грамоте.Закрепить звук Л в словах.

 

  Динамическая пауза с мячом. Педагог загадывает загадки о школьных принадлежностях и бросает мяч детям. Дети отгадывают загадки и бросают мяч обратно логопеду Закрепить слова, относящиеся к школьным принадлежностям.Развивать ФВ, общую моторику, координировать речь с движением
II.4 (ЗИМ) Проговаривание чистоговорок Логопед проговаривает чистоговорку Дети хором, затем поодиночке повторяет чистоговорку, следят за звуком [Л] Закрепить правильное произношение  звука [Л] в словах и фразе.
  Пальчиковая гимнастика с ковриком «травка» Педагог сообщает, что мальчик до сих пор не умеет писать гласные буквы. Предлагает ребятам написать их на ковриках. Дети выполняют с логопедом пальчиковую гимнастику на коврике травка Развивать моторику, координировать речь с движением. Учить соотносить звук с буквой. Отрабатывать произношение  гласных звуков.
II.5 (ЗИМ) Автоматизация произношения звука Л в предложениях Логопед говорит о том, что Кирилл постоянно допускает ошибки в речи.Исправь  и скажи верно. Дети слушают неверно сказанное предложение, находят ошибку и произносят верно. Закрепить правильное произношение звука Л в предложениях.Учить правильно образовывать  окончания сущ.
III.3Итог занятия. Оценка деятельности детей. Педагог сообщает о том, что ребята прекрасно справились с заданиями и готовы скоро отраправиться в школу. Спрашивает, чтобы ребята посоветовали Кириллу.Дарит всем закладки. Ребята называют школьные принадлежности. Произносят те, где есть звук Л. Говорят пожелания для мальчика, желают ему успехов. Обобщить тему урока. Развивать память.Развивать чувство эмпатии и взаимопомощи.
III.2 Домашнее задание Логопед предлагает задание ребятам по пройденной теме. Дети получают домашнее задание. Закрепить звук Л в словах и предложениях

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте вспомним наше правило: у нас на занятии ушки слушают и все слышат, глазки смотрят и все видят, голова работает, а руки нам в этом помогают.

II. Основной этап.

Изучение нового материала (ИНМ).

- Ребята, сегодня я в газете увидела статью про мальчика по имени Кирилл, который пошел в этом году в школу в 1й класс и столкнулся с множеством трудностей. Дело в том, что он никогда не ходил в детский сад, считал, что там скучно, ничего интересного воспитатели не рассказывают, в общем, нечем заняться в детском саду. А когда он встречал ребят, идущих в детский сад, то он строил гримасы, кривлялся, показывал язык. Как вы считаете, это хорошее поведение? (ответы детей)

- Мы с вами на наших занятиях можем показывать язык, но не для того, чтобы кого-то обидеть, а для чего? (ответы детей) — Чтобы натренировать язык, сделать его подвижным.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»

Растяни в улыбке губы и пропой тихонько — и-и-и
Зубки все видны сверху, снизу посмотри.

«Хоботок-улыбка-домик»

Хобот вытянул слонёнок.
Улыбается ребёнок,
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.

«Пирожок»

Выходи-ка язычок, превратись скорей в пирог,
будешь прыгать на губе пя-пя-пя скажу тебе.

«Кружок»

Нарисовать могу я круг,
не разжимая даже губ.

«Маляр»

Язык — как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

«Лошадка»

Язык к небу присосали и от неба оторвали:
То лошадка-язычок громко делает щелчок!

«Змейка»

Змейка — узкий язычок, выползай скорей вперед.
Не касаясь губ, зубов, а тянись вперед, вперед.

«Качели»

Качели летают то вверх, а то вниз
Ах, мой язычок, за зубки держись!

- А еще мы с вами умеем выполнять самомассаж лица.

Самомассаж с презентацией. (О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение»).

Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом мы умываем,
Грабельки сгрибают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.

Изучение нового материала.

Д/и «собери портфель»

- В газете я прочитала, что Кирилл настолько невнимательный, что в школьный портфель кладет все подряд, что пригодится и что нет. Давайте мы в портфель положим только те предметы, которые пригодятся на школьных занятиях.

(Пенал, ластик, фломастер, линейка, клей, альбом, мел, точилка, шнур, крышка, коробка.)

- Как называются все эти предметы? Ответ детей. Школьные принадлежности.

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

- Послушайте внимательно и скажите, какой звук встретился во всех этих словах. (ластик, пенал, линейка, клей…) Звук [Л]. В каких- то словах он был мягкий, а в каких- то твердый.

- Я буду называть школьные принадлежности, если в слове мягкий звук [л’], то покажите мне зеленый кружок, если [л]- твердый, то синий, если вы не слышите эти звуки-то ничего не показываете.

Ластик, Линейка, Мел, Клей, Карандаш, Точилка, Циркуль.

- В статье рассказывает Кирилл о том, что школьные задания просто невыполнимы. Он говорит, что они сложные и приводит пример домашнего задания. Я уверенна, что вы справитесь с таким заданием. Попробуем.

Работа со схемами. На доске три схемы слов. К каждой схеме подберите нужное слово и объясните, почему вы так решили:

Л_________ Ластик
____Л_____ фЛомастер,
_________Л пенаЛ.

Динамическая пауза с мячом стоя у стульев.

- Ребята, а вы загадки любите отгадывать, а играть? Давайте поиграем в игру «2-5». Мяч я буду бросать тому, кто отгадает загадку.

Кто загадку отгадает,
тот и мяч мой получает.

Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? … .
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? … .
(Тетрадь)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)

Дыхательные упражнения.

- На вопрос журналиста: кем ты хочешь стать, когда вырастешь, он ответил, что проще всего быть певцом. Открывай себе рот и все. Но ведь, что бы долго петь, должен быть сильный голос. – Давайте покажем, как это получается у нас.

Будем петь гласные звуки, т.е. звук, который тянется. Нет никакой преграды, язычок лежит внизу рта. Поется? Набираем воздух через нос, плечи не поднимаются, воздух заполняет живот и на выдохе поем.

«Цветок распускается» — [а].

Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: « А-а-а» — выдох.

«Пускаем облачко» — [о].

Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта – выдох.

«Рубим дрова» — [у].

Исходное положение – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем: «У-у-у» (О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение»).

- Кирилл хоть и ходит в школу, но до сих пор не научился писать. Давайте с вами воспользуемся ковриками и напишем на нем гласные буквы.

Пальчиковая гимнастика с ковриком травка.

В школу все идут детишки,
а в портфелях у них книжки.
Будут книжки открывать
и в тетрадочках писать:
Букву Э и букву О- знают они уже давно,
букву У и букву А помнят и про них всегда,
а последней букву Ы- сейчас напишем дружно мы.
Все тетрадочки убрали, и играть все побежали.

(О.И. Крупенчук «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова»).

Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

- Чтобы вашу речь всегда понимали, нужно говорить четко, неторопливо. В этом нам помогут чистоговорки. Чистоговорки-это стихотворные упражнения.

Работа с чистоговорками. Говорим медленно, каждый звук четко проговариваем. Второй раз с хлопками.

Ал-ал-ал на столе лежит пенал.
Ол-ол-ол- альбомный лист упал на пол.
Ул-ул-ул-портфель клади на стул.

- Какой звук встречался здесь чаще других? Звук [Л]

Работа над лексико-грамматическим строем речи. «Исправь ошибку в предложении»

- А еще в своей речи Кирилл постоянно допускает ошибки. Послушайте, как он говорит и исправьте.

Скажи верно:

«В пеналу лежат карандашей».
«Лариса лепит из пластилину корзинку».
«Портфель стоит на стулом».
«У меня есть портфеля».
«У меня нет фломастер».
« Я забыл дома линейкой».

III. Итог занятия.

- Вы такие молодцы, ребята. Вам все задания по плечу. Я рада, что вы такие внимательные, и умные. Я думаю, что многое вы знаете потому, что ходите в детский сад. Думаю, что когда вы пойдете в школу, там вы будете учиться с удовольствием и справитесь с любым заданием.

- Я много думала о Кирилле, зачем о нем написали в газете, что с ним будет дальше? Написали затем, чтобы предупредить о том, что может произойти, если не трудится. Скажите, вам его жалко, ведь он многое не узнал, т.к. не ходил в сад, но он еще ребенок и у него вся жизнь впереди. Ведь исправится никогда не поздно. Ребята, а что мы можем посоветовать Кириллу?
Я запишу ваши пожелания, советы и попробую их передать Кириллу.

-А вас я благодарю за работу, за вашу отзывчивость и хочу вам подарить небольшие подарки. То, что вам пригодится в школе.

Раздаю детям закладки с их именами. И одну передам Кириллу.

Сергиенко Е.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации
Конспект подгруппового занятия «Предлоги» Конспект подгруппового занятия «Предлоги»
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.