Конспект занятия: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Звук [Л]Тема: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы.

Лексическая тема:

  • «Школьные принадлежности».

Цель:

  • автоматизировать звук Л в словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать артикуляционный аппарат и лицевую мускулатуру;
  • корригировать и развивать мелкую моторику рук;
  • корригировать и развивать фонематическое восприятие;
  • развивать просодическую сторону речи;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь на тему: «школьные принадлежности»
  • учить образовывать формы ед/мн. числа существительных;
  • формировать представления о звуко — буквенном анализе слов.

воспитательные:

  • воспитывать умения слушать педагога и сверстников;
  • воспитывать чувства эмпатии к людям.

здоровьесберегающие:

  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • преодолевать перегрузку детей путем переключения на разные виды деятельности, дозированная подача информации;
  • учитывать возрастные особенности детей, ведущего вида деятельности.

Оборудование:

  • круги сине-зеленые 6 шт., аппликатор «Кузнецова» 6 шт., картинки с изображением поз артикуляционной гимнастики, презентация по самомассажу лица, газета с фотографией мальчика, предметные картинки (ластик, фломастер, пенал), портфель, линейка, пенал, точилка, ластик, фломастер, буквы А,О,У,Ы,Э.
Этапы занятия Виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I.Оргмомент Проговаривание установки на занятие.Рассказ о статье в журнале. Логопед произносит фразу-правило.Показывает статью, расказывает историю мальчика Кирилла, который плохо учится в школе. Дети совместно с логопедом говорят фразу.Дети слушают логопеда, смотрят фотографию мальчика. Направить внимание ребенка на занятие.Настроить, мотивировать на активное слушание и  участие в занятии.
II.Основной этап      
II.1(АЗ) Самомассаж и артикуляц. гимнастика («Исправляем произношение») Показ слайдов  с изображ.массажа и параллельно на себе массаж.движения.Демонстрация картинок с изображением поз артик. гимн. Выполнение самомассажа лица.Выполнение артикул.

гимнастики

Развитие артикуляци-онного аппарата и лицевой мускулатуры
II.2 (ИНМ) Работа над лексической темой занятия. Д/и  « собери портфель» Педагог сообщает, что Кирилл не может собрать школьный портфель, не что такое школьные принадлежности Дети по очереди выходят и кладут в портфель школьные принадлежности и рассуждают, что это и для чего. Расширить и уточнить словарь на тему: «школьные принадлежности»

II.3(ЗИМ)

Развитие фонем. предст

Работа с кружками, обозначающие мяг/тв зв [Л].Работа со схемами слов. К каждой схеме подобрать слово со звуком [Л]

 

Раздает кружки и говорит задание, что если слышите зв [Л] в слове тв.,покажите синий кружок, если твердый-зеленый.На доске показывает 3 схемы и 3 картинки с изображением Ластика, пенала, фломастера.

 

Дети ваыполняют задание.Педагог вызывает 3х детей и просит к каждому слову выбрать схему и объяснить. Развивать фонематические представления, подготовка к обучению грамоте.Закрепить звук Л в словах.

 

  Динамическая пауза с мячом. Педагог загадывает загадки о школьных принадлежностях и бросает мяч детям. Дети отгадывают загадки и бросают мяч обратно логопеду Закрепить слова, относящиеся к школьным принадлежностям.Развивать ФВ, общую моторику, координировать речь с движением
II.4 (ЗИМ) Проговаривание чистоговорок Логопед проговаривает чистоговорку Дети хором, затем поодиночке повторяет чистоговорку, следят за звуком [Л] Закрепить правильное произношение  звука [Л] в словах и фразе.
  Пальчиковая гимнастика с ковриком «травка» Педагог сообщает, что мальчик до сих пор не умеет писать гласные буквы. Предлагает ребятам написать их на ковриках. Дети выполняют с логопедом пальчиковую гимнастику на коврике травка Развивать моторику, координировать речь с движением. Учить соотносить звук с буквой. Отрабатывать произношение  гласных звуков.
II.5 (ЗИМ) Автоматизация произношения звука Л в предложениях Логопед говорит о том, что Кирилл постоянно допускает ошибки в речи.Исправь  и скажи верно. Дети слушают неверно сказанное предложение, находят ошибку и произносят верно. Закрепить правильное произношение звука Л в предложениях.Учить правильно образовывать  окончания сущ.
III.3Итог занятия. Оценка деятельности детей. Педагог сообщает о том, что ребята прекрасно справились с заданиями и готовы скоро отраправиться в школу. Спрашивает, чтобы ребята посоветовали Кириллу.Дарит всем закладки. Ребята называют школьные принадлежности. Произносят те, где есть звук Л. Говорят пожелания для мальчика, желают ему успехов. Обобщить тему урока. Развивать память.Развивать чувство эмпатии и взаимопомощи.
III.2 Домашнее задание Логопед предлагает задание ребятам по пройденной теме. Дети получают домашнее задание. Закрепить звук Л в словах и предложениях

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте вспомним наше правило: у нас на занятии ушки слушают и все слышат, глазки смотрят и все видят, голова работает, а руки нам в этом помогают.

II. Основной этап.

Изучение нового материала (ИНМ).

- Ребята, сегодня я в газете увидела статью про мальчика по имени Кирилл, который пошел в этом году в школу в 1й класс и столкнулся с множеством трудностей. Дело в том, что он никогда не ходил в детский сад, считал, что там скучно, ничего интересного воспитатели не рассказывают, в общем, нечем заняться в детском саду. А когда он встречал ребят, идущих в детский сад, то он строил гримасы, кривлялся, показывал язык. Как вы считаете, это хорошее поведение? (ответы детей)

- Мы с вами на наших занятиях можем показывать язык, но не для того, чтобы кого-то обидеть, а для чего? (ответы детей) — Чтобы натренировать язык, сделать его подвижным.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»

Растяни в улыбке губы и пропой тихонько — и-и-и
Зубки все видны сверху, снизу посмотри.

«Хоботок-улыбка-домик»

Хобот вытянул слонёнок.
Улыбается ребёнок,
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.

«Пирожок»

Выходи-ка язычок, превратись скорей в пирог,
будешь прыгать на губе пя-пя-пя скажу тебе.

«Кружок»

Нарисовать могу я круг,
не разжимая даже губ.

«Маляр»

Язык — как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

«Лошадка»

Язык к небу присосали и от неба оторвали:
То лошадка-язычок громко делает щелчок!

«Змейка»

Змейка — узкий язычок, выползай скорей вперед.
Не касаясь губ, зубов, а тянись вперед, вперед.

«Качели»

Качели летают то вверх, а то вниз
Ах, мой язычок, за зубки держись!

- А еще мы с вами умеем выполнять самомассаж лица.

Самомассаж с презентацией. (О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение»).

Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом мы умываем,
Грабельки сгрибают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.

Изучение нового материала.

Д/и «собери портфель»

- В газете я прочитала, что Кирилл настолько невнимательный, что в школьный портфель кладет все подряд, что пригодится и что нет. Давайте мы в портфель положим только те предметы, которые пригодятся на школьных занятиях.

(Пенал, ластик, фломастер, линейка, клей, альбом, мел, точилка, шнур, крышка, коробка.)

- Как называются все эти предметы? Ответ детей. Школьные принадлежности.

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

- Послушайте внимательно и скажите, какой звук встретился во всех этих словах. (ластик, пенал, линейка, клей…) Звук [Л]. В каких- то словах он был мягкий, а в каких- то твердый.

- Я буду называть школьные принадлежности, если в слове мягкий звук [л’], то покажите мне зеленый кружок, если [л]- твердый, то синий, если вы не слышите эти звуки-то ничего не показываете.

Ластик, Линейка, Мел, Клей, Карандаш, Точилка, Циркуль.

- В статье рассказывает Кирилл о том, что школьные задания просто невыполнимы. Он говорит, что они сложные и приводит пример домашнего задания. Я уверенна, что вы справитесь с таким заданием. Попробуем.

Работа со схемами. На доске три схемы слов. К каждой схеме подберите нужное слово и объясните, почему вы так решили:

Л_________ Ластик
____Л_____ фЛомастер,
_________Л пенаЛ.

Динамическая пауза с мячом стоя у стульев.

- Ребята, а вы загадки любите отгадывать, а играть? Давайте поиграем в игру «2-5». Мяч я буду бросать тому, кто отгадает загадку.

Кто загадку отгадает,
тот и мяч мой получает.

Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? … .
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? … .
(Тетрадь)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)

Дыхательные упражнения.

- На вопрос журналиста: кем ты хочешь стать, когда вырастешь, он ответил, что проще всего быть певцом. Открывай себе рот и все. Но ведь, что бы долго петь, должен быть сильный голос. – Давайте покажем, как это получается у нас.

Будем петь гласные звуки, т.е. звук, который тянется. Нет никакой преграды, язычок лежит внизу рта. Поется? Набираем воздух через нос, плечи не поднимаются, воздух заполняет живот и на выдохе поем.

«Цветок распускается» — [а].

Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: « А-а-а» — выдох.

«Пускаем облачко» — [о].

Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта – выдох.

«Рубим дрова» — [у].

Исходное положение – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем: «У-у-у» (О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева «Исправляем произношение»).

- Кирилл хоть и ходит в школу, но до сих пор не научился писать. Давайте с вами воспользуемся ковриками и напишем на нем гласные буквы.

Пальчиковая гимнастика с ковриком травка.

В школу все идут детишки,
а в портфелях у них книжки.
Будут книжки открывать
и в тетрадочках писать:
Букву Э и букву О- знают они уже давно,
букву У и букву А помнят и про них всегда,
а последней букву Ы- сейчас напишем дружно мы.
Все тетрадочки убрали, и играть все побежали.

(О.И. Крупенчук «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова»).

Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

- Чтобы вашу речь всегда понимали, нужно говорить четко, неторопливо. В этом нам помогут чистоговорки. Чистоговорки-это стихотворные упражнения.

Работа с чистоговорками. Говорим медленно, каждый звук четко проговариваем. Второй раз с хлопками.

Ал-ал-ал на столе лежит пенал.
Ол-ол-ол- альбомный лист упал на пол.
Ул-ул-ул-портфель клади на стул.

- Какой звук встречался здесь чаще других? Звук [Л]

Работа над лексико-грамматическим строем речи. «Исправь ошибку в предложении»

- А еще в своей речи Кирилл постоянно допускает ошибки. Послушайте, как он говорит и исправьте.

Скажи верно:

«В пеналу лежат карандашей».
«Лариса лепит из пластилину корзинку».
«Портфель стоит на стулом».
«У меня есть портфеля».
«У меня нет фломастер».
« Я забыл дома линейкой».

III. Итог занятия.

- Вы такие молодцы, ребята. Вам все задания по плечу. Я рада, что вы такие внимательные, и умные. Я думаю, что многое вы знаете потому, что ходите в детский сад. Думаю, что когда вы пойдете в школу, там вы будете учиться с удовольствием и справитесь с любым заданием.

- Я много думала о Кирилле, зачем о нем написали в газете, что с ним будет дальше? Написали затем, чтобы предупредить о том, что может произойти, если не трудится. Скажите, вам его жалко, ведь он многое не узнал, т.к. не ходил в сад, но он еще ребенок и у него вся жизнь впереди. Ведь исправится никогда не поздно. Ребята, а что мы можем посоветовать Кириллу?
Я запишу ваши пожелания, советы и попробую их передать Кириллу.

-А вас я благодарю за работу, за вашу отзывчивость и хочу вам подарить небольшие подарки. То, что вам пригодится в школе.

Раздаю детям закладки с их именами. И одну передам Кириллу.

Сергиенко Екатерина Юрьевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР №11 д/с «Рябинка»,
г.Климовск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.