Тема: «Деревья в осеннем лесу»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
- развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Психогимнастика
- Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)
- Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.
- Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!
- А другие смеются глядя на веселую игру.
- Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.
- А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.
- Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.
- Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.
II. Основная часть.
1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.
- Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)
- Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)
- И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).
- Да, правильно.
2. Дидактическая игра «Назови дерево».
На доске – предметно-тематические картинки.
Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.
- Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)
- А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)
- Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. ( Ель, сосна).
- Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.
3. Д/игра «Части дерева».
- Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).
- Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.
4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
- Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.
лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.
- Молодцы!
5. Д/игра «Подбери слова – признаки».
- Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?
- береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
- дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
- рябина –… тонкая, нарядная, красивая
- клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
- липа – …красивая, липкая, лечебная
- ива –… раскидистая, плакучая
- ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.
- Ребята, скажите, а почему так говорят…
- береза кудрявая?
- дуб могучий
- ель колючая
- клен тенистый
- Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.
6. Д/игра «С какой ветки детки?».
- Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?
- Этот лист с какого дерева? Значит он какой?
- с березы – березовый лист
- с осины – осиновый лист
- с дуба – дубовый лист
- с липы – липовый лист
- с клена – кленовый лист.
- И с этим заданием вы справились прекрасно.
7. Д/игра «Подбери слова – действия».
- Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).
- Молодцы.
8. Физминутка «Осенние листочки».
- Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Листопад!
- Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…
9. Д/игра – классификация.
- Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)
- Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)
(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)
- Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)
- Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…
10. Массаж с дарами природы.
- Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
- Молодцы, положите шишки в корзинку….
11. Задание на развитие мелкой моторики.
- А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.
(собирают разрезные картинки)
- Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.
- Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.
- Пожелайте деревьям, чтобы они…
- росли – растите
- здоровели – здоровейте
- зеленели – зеленейте
III. Итог занятия.
- Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).
Оценка деятельности детей на занятии.
- Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.
Шуршова Ю.Г.,
учитель-логопед