Конспект НОД по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в младшей группе для детей с ТНР»

РепкаАннотация: Конспект НОД «Овощи (Сказка «Репка») для детей младшего дошкольного возраста с ТНР содержит игры и упражнение по развитию речевой коммуникации. В процессе занятия используются элементы театрализованной деятельности. Данный конспект может быть использован логопедами, воспитателями как логопедических, так и массовых групп детских садов.

Тема: Овощи (Сказка «Репка»)

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Обучать детей слушанию сказки, пониманию ее содержания со зрительной опорой в виде фигурок настольного театра. Продолжать обучать договариванию за взрослым слов и словосочетаний в сказке.
  • Закреплять словарный запас детей по теме «Овощи» (умение узнавать, показывать и называть овощи, ввести в пассивный словарь обобщающее понятие «овощи»).
  • Продолжать формировать грамматический строй речи (понимание вопросов косвенных падежей: Что? Кого?).

2. Коррекционно-развивающие:

  • Вырабатывать правильное речевое дыхание и правильную артикуляцию гласного звука У.
  • Продолжать преодолевать твердую атаку голоса.
  • Развивать слуховое внимание, память, умение ориентироваться в схеме тела.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляторную моторику, конструктивный праксис.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать положительную установку на участие в занятии.

Оборудование:

  • овощи (капуста, морковь, репа, помидор, огурец)
  • корзинка, надувная (мягкая) игрушка Морковка
  • настольный театр «Репка»
  • зонтик
  • магнитофон, запись шума дождя
  • крупная мозаика синего и красного цвета

Ход:

1. Организация детей в кружок на ковре, игра на развитие слухового внимания памяти, на ориентировку в схеме тела.

«Давайте встанем в кружок. Какой большой и ровный круг у нас получился. Играть будем? Слушайте внимательно и не ошибайтесь. Поставьте руки на пояс. А теперь на плечики. Затем на головку. Поднимите руки вверх. Похлопайте в ладошки. Молодцы».

2. Уточнение и закрепление словаря по теме «Овощи». Формирование грамматического строя речи (умение отвечать на вопрос что?).

Раздается стук в дверь. «Кто-то идет к нам в гости. Кто это? Что Морковка принесла в своей корзинке?» Логопед вместе с детьми рассматривает и называет овощи. «Что это? Как мы называем одним словом капусту, морковку, помидор, огурец, репу? Где растут овощи? О каком из овощей мы с вами знаем сказку? А ты, Морковка, знаешь сказку «Репка»? Расскажем нашей гостье эту сказку?»

3. Упражнение на развитие координации речи с движением.

Дети садятся на ковер. Логопед начинает рассказывать сказку. «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Я правильно начинаю сказку про репку?

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит. Это начало сказки про репку?

Как начинается сказка про репку? Посадил дед репку. Сеня принеси нам фигурку дедки.» Ребенок приносит и ставит на стол фигурку из настольного театра. Логопед вместе с детьми имитируют движения, как дед сажал репку. В это время «пошел дождь»(включается магнитофонная запись). Дети бегут к логопеду под зонтик. «Ребята, давайте расскажем дождю наше стихотворение, чтобы он перестал идти, и мы могли до конца рассказать сказку «Репка».

  • Дождик, дождик, веселей! — Дети прыгают на двух ногах, руки на поясе.
  • Капай, капай, не жалей! — Аналогичное движение.
  • Только нас не замочи! — Грозят указательным пальцем правой руки.
  • Зря в окошко не стучи. – Грозят указательным пальцем левой руки.
  • Брызни лучше в огород! — Руки подняты вверх, движения кистями рук вверх-вниз.
  • Пусть репка там растет! -Присели и поднимаются, руки вверх.

Дождик перестал идти. «Пока шел дождь, выросла большая репка. Какая выросла репка? Принеси Даша фигурку репки. Дедка за репку. Тянет-потянет, вытащить не может. Кого позвал дед?» Дети зовут бабку.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики.

А бабка в это время капусту на зиму солит, не может дедке прийти на помощь. « Поможем бабушке посолить капусту».

  • Мы капусту рубим, рубим. Ладони рук «смотрят» друг на друга, движения кистями рук вверх, вниз.
  • Мы морковку трем, трем. Трут ладошку о ладошку.
  • Мы капусту солим, солим. «Солят» пальчиками обеих рук.
  • Мы капусту жмем, жмем. Сжимают, разжимают кулачки.

Бабка капусту посолила и пришла дедке на помощь. Ребенок приносит фигурку бабки и ставит ее за фигуркой дедки. «Расскажем, кто за кого держится. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытащить не могут. Кого позвала бабка?» Дети зовут внучку.

5. Упражнение на развитие правильного речевого дыхания и на преодоление твердой атаки голоса.

Внучка стала наряжаться. Логопед вместе с детьми имитируют движения: надевают на голову платочек, застегивают на сарафане пуговицы, обувают на ножки сапожки. Затем любуются сапожками. Стоят руки на поясе, правая нога — на пятке. Вдох носом, на выдохе произносят – АХ. ( Аналогичное задание, только на пятку ставят левую ногу). Ребенок приносит фигурку внучки и ставит ее за бабкой.

Дети вместе с логопедом проговаривают: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытащить не могут. «Кого позвала внучка?» Дети зовут Жучку.

6. Упражнение на формирование правильной артикуляции гласного звука У и на развитие конструктивного праксиса.

Жучка в это время плачет. «Ребята, как плачет Жучка?» Логопед вместе с детьми пропевает на выдохе гласный звук У (громко – тихо). «Спросим, почему Жучка плачет?» Жучка: « Как мне не плакать. Была у меня будка, мой домик. Подул сильный осенний ветер и сломал мой дом. Где теперь я буду жить? Жучка не плачь, ребята помогут тебе отремонтировать твой домик».

Ребята из мозаики строят Жучке будку. Жучка довольна и бежит помогать тащить репку. Ребенок приносит фигурку Жучки из настольного театра. Дети вместе с логопедом проговаривают: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репу, тянут-потянут, вытащить не могут. «Кого позвала Жучка?» Дети зовут кошку.

7. Упражнение на развитие артикуляторной моторики.

Кошка в это время сидела на крылечке. Как услышала кошка, что ее зовут репку тянуть, выгнула спинку дугой и зафыркала. (Дети вместе с логопедом на ковре имитируют движения кошки). «Почему кошка рассердилась? Ее забыли покормить. Кошке налили молока и она стала его лакать, потом стала облизывать языком свою мордочку, затем причесала усы и побежала помогать тащить репку.» Ребенок приносит фигурку кошки. Дети вместе с логопедом проговаривают: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытащить не могут. «Кого позвала кошка?» Дети зовут мышку. Ребенок приносит фигурку мышки.

8. Упражнение на развитие координации речи с движением.

Дети вместе с логопедом проговаривают: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут и вытащили репку. «Что вытащили дедка, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка? Репка уродилась большая – пребольшая.

  • Уродилась репка кругла – Показывают руками круг в воздухе.
  • Уродилась репка вкусна – Гладят правой рукой себя по животу.
  • И в пирог, и в кашу — Показывают правой (левой) рукой в сторону.
  • Хороша она. – Хлопают в ладоши.

9. Итог занятия.

«Вам понравилась наша сказка? Морковка, а тебе понравилась сказка? Вспомним всех героев сказки.
Молодцы. А теперь Морковка вас угостит вкусной репкой».

Карельская А.Н.
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.