Конспект НОД по разделу «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» в младшей группе для детей с ТНР»

РепкаАннотация: Конспект НОД «Овощи (Сказка «Репка») для детей младшего дошкольного возраста с ТНР содержит игры и упражнение по развитию речевой коммуникации. В процессе занятия используются элементы театрализованной деятельности. Данный конспект может быть использован логопедами, воспитателями как логопедических, так и массовых групп детских садов.

Тема: Овощи (Сказка «Репка»)

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Обучать детей слушанию сказки, пониманию ее содержания со зрительной опорой в виде фигурок настольного театра. Продолжать обучать договариванию за взрослым слов и словосочетаний в сказке.
  • Закреплять словарный запас детей по теме «Овощи» (умение узнавать, показывать и называть овощи, ввести в пассивный словарь обобщающее понятие «овощи»).
  • Продолжать формировать грамматический строй речи (понимание вопросов косвенных падежей: Что? Кого?).

2. Коррекционно-развивающие:

  • Вырабатывать правильное речевое дыхание и правильную артикуляцию гласного звука У.
  • Продолжать преодолевать твердую атаку голоса.
  • Развивать слуховое внимание, память, умение ориентироваться в схеме тела.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляторную моторику, конструктивный праксис.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать положительную установку на участие в занятии.

Оборудование:

  • овощи (капуста, морковь, репа, помидор, огурец)
  • корзинка, надувная (мягкая) игрушка Морковка
  • настольный театр «Репка»
  • зонтик
  • магнитофон, запись шума дождя
  • крупная мозаика синего и красного цвета

Ход:

1. Организация детей в кружок на ковре, игра на развитие слухового внимания памяти, на ориентировку в схеме тела.

«Давайте встанем в кружок. Какой большой и ровный круг у нас получился. Играть будем? Слушайте внимательно и не ошибайтесь. Поставьте руки на пояс. А теперь на плечики. Затем на головку. Поднимите руки вверх. Похлопайте в ладошки. Молодцы».

2. Уточнение и закрепление словаря по теме «Овощи». Формирование грамматического строя речи (умение отвечать на вопрос что?).

Раздается стук в дверь. «Кто-то идет к нам в гости. Кто это? Что Морковка принесла в своей корзинке?» Логопед вместе с детьми рассматривает и называет овощи. «Что это? Как мы называем одним словом капусту, морковку, помидор, огурец, репу? Где растут овощи? О каком из овощей мы с вами знаем сказку? А ты, Морковка, знаешь сказку «Репка»? Расскажем нашей гостье эту сказку?»

3. Упражнение на развитие координации речи с движением.

Дети садятся на ковер. Логопед начинает рассказывать сказку. «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Я правильно начинаю сказку про репку?

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит. Это начало сказки про репку?

Как начинается сказка про репку? Посадил дед репку. Сеня принеси нам фигурку дедки.» Ребенок приносит и ставит на стол фигурку из настольного театра. Логопед вместе с детьми имитируют движения, как дед сажал репку. В это время «пошел дождь»(включается магнитофонная запись). Дети бегут к логопеду под зонтик. «Ребята, давайте расскажем дождю наше стихотворение, чтобы он перестал идти, и мы могли до конца рассказать сказку «Репка».

  • Дождик, дождик, веселей! — Дети прыгают на двух ногах, руки на поясе.
  • Капай, капай, не жалей! — Аналогичное движение.
  • Только нас не замочи! — Грозят указательным пальцем правой руки.
  • Зря в окошко не стучи. – Грозят указательным пальцем левой руки.
  • Брызни лучше в огород! — Руки подняты вверх, движения кистями рук вверх-вниз.
  • Пусть репка там растет! -Присели и поднимаются, руки вверх.

Дождик перестал идти. «Пока шел дождь, выросла большая репка. Какая выросла репка? Принеси Даша фигурку репки. Дедка за репку. Тянет-потянет, вытащить не может. Кого позвал дед?» Дети зовут бабку.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики.

А бабка в это время капусту на зиму солит, не может дедке прийти на помощь. « Поможем бабушке посолить капусту».

  • Мы капусту рубим, рубим. Ладони рук «смотрят» друг на друга, движения кистями рук вверх, вниз.
  • Мы морковку трем, трем. Трут ладошку о ладошку.
  • Мы капусту солим, солим. «Солят» пальчиками обеих рук.
  • Мы капусту жмем, жмем. Сжимают, разжимают кулачки.

Бабка капусту посолила и пришла дедке на помощь. Ребенок приносит фигурку бабки и ставит ее за фигуркой дедки. «Расскажем, кто за кого держится. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытащить не могут. Кого позвала бабка?» Дети зовут внучку.

5. Упражнение на развитие правильного речевого дыхания и на преодоление твердой атаки голоса.

Внучка стала наряжаться. Логопед вместе с детьми имитируют движения: надевают на голову платочек, застегивают на сарафане пуговицы, обувают на ножки сапожки. Затем любуются сапожками. Стоят руки на поясе, правая нога — на пятке. Вдох носом, на выдохе произносят – АХ. ( Аналогичное задание, только на пятку ставят левую ногу). Ребенок приносит фигурку внучки и ставит ее за бабкой.

Дети вместе с логопедом проговаривают: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытащить не могут. «Кого позвала внучка?» Дети зовут Жучку.

6. Упражнение на формирование правильной артикуляции гласного звука У и на развитие конструктивного праксиса.

Жучка в это время плачет. «Ребята, как плачет Жучка?» Логопед вместе с детьми пропевает на выдохе гласный звук У (громко – тихо). «Спросим, почему Жучка плачет?» Жучка: « Как мне не плакать. Была у меня будка, мой домик. Подул сильный осенний ветер и сломал мой дом. Где теперь я буду жить? Жучка не плачь, ребята помогут тебе отремонтировать твой домик».

Ребята из мозаики строят Жучке будку. Жучка довольна и бежит помогать тащить репку. Ребенок приносит фигурку Жучки из настольного театра. Дети вместе с логопедом проговаривают: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репу, тянут-потянут, вытащить не могут. «Кого позвала Жучка?» Дети зовут кошку.

7. Упражнение на развитие артикуляторной моторики.

Кошка в это время сидела на крылечке. Как услышала кошка, что ее зовут репку тянуть, выгнула спинку дугой и зафыркала. (Дети вместе с логопедом на ковре имитируют движения кошки). «Почему кошка рассердилась? Ее забыли покормить. Кошке налили молока и она стала его лакать, потом стала облизывать языком свою мордочку, затем причесала усы и побежала помогать тащить репку.» Ребенок приносит фигурку кошки. Дети вместе с логопедом проговаривают: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытащить не могут. «Кого позвала кошка?» Дети зовут мышку. Ребенок приносит фигурку мышки.

8. Упражнение на развитие координации речи с движением.

Дети вместе с логопедом проговаривают: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут и вытащили репку. «Что вытащили дедка, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка? Репка уродилась большая – пребольшая.

  • Уродилась репка кругла – Показывают руками круг в воздухе.
  • Уродилась репка вкусна – Гладят правой рукой себя по животу.
  • И в пирог, и в кашу — Показывают правой (левой) рукой в сторону.
  • Хороша она. – Хлопают в ладоши.

9. Итог занятия.

«Вам понравилась наша сказка? Морковка, а тебе понравилась сказка? Вспомним всех героев сказки.
Молодцы. А теперь Морковка вас угостит вкусной репкой».

Карельская Анна Николаевна
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №11 «Буратино»
г. Петрозаводск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.