Конспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР. Данный конспект направлен на дифференциацию звуков (букв) С-Ш на материале различной сложности; отработку грамматических конструкций; развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, просодики. В ходе НОД используются здоровьесберегающие технологии.
Тема: «Путешествие в город игрушек. Дифференциация звуков С-Ш»
Конспект НОД по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- актуализировать знания детей о звуках (буквах) с, ш;
- учить различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
- совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
- отрабатывать навык чтения в словах;
- упражнять в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
- упражнять в составлении предложений с предлогами по схеме.
Коррекционно-развивающие:
- работать над динамикой голоса, интонационной выразительностью речи;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
- воспитывать умение выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование:
- дидактическое пособие «Слоговая башня», индивидуальные листы к упражнению «Помоги Стеше», пазлы «Слова», схемы предложений, звуко-слоговая схема слова «мишка», картинки: мишка, ослик, мышка, карандаши, кассета с записью мелодии песни «Сказочная страна»; декорации — ели, картина «Город игрушек», игрушки (солдатик, мишка, юла, неваляшка, матрешка, воздушные шары, поезд).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика: этюд «Я — солнышко».
Я — маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я — большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли — лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.
Артикуляционная гимнастика:
«Окошечко».
Удерживать губы в форме «окошечка».
«Почистим зубки».
Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка почистить нижние и верхние зубки с внутренней стороны.
«Заборчик».
Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы обнажены и сомкнуты.
2. Введение в тему занятия.
Загадка.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Педагог предлагает детям «надуть» воздушные шары.
Надуваем шар воздушный, (Серия коротких выдохов: с-с-с.)
Он становиться большой. (Развести руки в стороны.)
Шарик лопнул, (Хлопнуть в ладоши.)
Воздух вышел. (Длительный выдох: ш-ш-ш.)
Стал он тонкий и худой. (Соединить ладошки.)
Логопед спрашивает у детей:
- Какие звуки вы произносили? (с, ш).
- Расскажите об этих звуках? (Звук «с» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы слегка растянуты в улыбку. Видны передние зубы, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. Звук «ш» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы принимают форму «окошечка», зубы сближены, кончик языка поднимается к небу, края языка прижаты к верхним зубам.)
- Какими буквами обозначаются звуки с, ш на письме? (Буквы с, ш.)
Логопед сообщает детям о том, что сегодня мы отправимся в гости к игрушкам и будем учиться различать звуки и буквы с-ш.
Звучит аудиозапись: мелодия песни «Сказочная страна». Дети перемещаются на лесную опушку.
Педагог декламирует:
Между двух лесных дорог,
Прямо на опушке
Есть волшебный городок,
Где живут игрушки.
3. Игра «Внимательные глазки».
- Давайте познакомимся с местными жителями. Взгляните на картинку, постарайтесь запомнить все то, что увидели.
- А сейчас закройте глаза и ответьте на вопросы: в какую сторону летит самолет? Какого цвета кузов у машины? Сколько солдатиков на полянке?
4. Игра «Сигнальщики».
Логопед предлагает детям походить по улочкам городка и внимательно послушать слова со звуками «с» и «ш».
- Я буду произносить слова со звуками «с» и «ш», а вы подавайте сигнал. Если услышите звук «ш» — поднимите флажок, если «с» — рука с флажком остается внизу.
5. Упражнение «Слоговая башня».
Выставляется пособие «Слоговая башня».
- Давайте прочитаем, что написано на каждом этаже. Читаем по два слога, сверху вниз. При чтении постепенно снижаем громкость голоса.
6. Работа с индивидуальными листами.
- Давайте поможем Стеше навести порядок. Игрушки со звуком «с» в названии поставьте на верхнюю полку, со звуком «ш» на нижнюю.
- Назовите слова со звуком «с» в начале слова.
- Где находится звук «ш» в словах: пушка, мишка.
- В каком слове звук «ш» слышится дважды.
7. Игра «Собери пазлы».
Педагог предлагает детям собрать разноцветные пазлы, а затем прочитать получившиеся слова. (Дети работают в парах).
Логопед просит детей мысленно заменить букву «ш» буквой «с» в слове «башня». Дети называют слово, объясняют его значение.
8. Пальчиковая гимнастика.
Поглядите-ка у Тани
Все игрушки на диване. (Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками.)
Заводные зайчики, (Загибать пальчики.))
Куколки и мячики.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы.)
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки посчитать. (Указательным пальцем «считать» игрушки.)
9. Упражнение «Смешная игрушка».
- Вы уже знаете, что у Тани много игрушек. А какая самая любимая, догадайтесь.
Логопед выставляет картинки: ослик, мишка, мышка, звуко-слоговую схему слова «мишка». Дети называют игрушку.
- Правильно, это смешной мишка. Давайте расскажем о нем, последние слова за вами:
У Тани не было смешного мишки.
Бабушка купила Тане смешного мишку.
Таня любовалась смешным мишкой.
Она завязала бант смешному мишке.
Таня сочинила стишок о смешном мишке.
10. Упражнение «Прятки».
Педагог предлагает детям найти игрушки, составив о них предложение с «маленьким» словом.
Выставляются схемы предложений с предлогами:
машинка стоит под столом.
Самолет стоит на шкафу.
Мишка сидит в кресле.
Матрешка стоит на столе.
Логопед дает образец: машинка стоит под столом.
Дети составляют предложения, отвечают на вопросы: какое маленькое слово ты использовал? Сколько слов в твоем предложении? На каком месте находится маленькое слово?
11. Инсценировка «Хороши наши игрушки».
Дети выбирают игрушку, читают о ней четверостишие.
«Погремушка»
Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку.
Станет плакса хохотушкой.
«Солдатик»
Кто в игрушках самый главный?
Мой солдатик оловянный.
Он не плачет, не горюет.
Днем и ночью марширует.
«Воздушные шарики»
Шарики воздушные
Очень непослушные.
В небо так и рвутся,
Отпустишь не вернуться.
«Мишка»
Всех милее мягкий мишка
Славный плюшевый топтыжка.
Круглый носик, красный бант,
Вот такой мой мишка франт.
«Матрешки»
У хорошеньких матрешек
Сарафанчики в горошек.
Бусы разноцветные
Издали приметные.
«Неваляшка»
В яркой красочной рубашке
Ванька-встанька неваляшка.
Низко кланяясь, звенит
Добрый день всем говорит.
«Поезд»
Всех красивей — паровоз,
Он вагоны вам привез.
Ну, а едут в них игрушки-
Куклы, мишки и петрушки.
«Юла»
Любопытна юла
Заюлила и пошла.
Путешествовать по свету,
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре
И конец игре.
12. Подведение итогов занятия.
- Где мы сегодня побывали? (В гостях у игрушек.)
- Какие звуки и буквы научились различать? (Звуки с-ш.)
Список литературы:
- Бетц Л.Л., Цуканова С.П. Учим ребенка читать и говорить. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2006.
Краюшкина И.А.,
учитель-логопед