Конспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР

Звуки С-ШКонспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР. Данный конспект направлен на дифференциацию звуков (букв) С-Ш на материале различной сложности; отработку грамматических конструкций; развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, просодики. В ходе НОД используются здоровьесберегающие технологии.

Тема: «Путешествие в город игрушек. Дифференциация звуков С-Ш»

Конспект НОД по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • актуализировать знания детей о звуках (буквах) с, ш;
  • учить различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • отрабатывать навык чтения в словах;
  • упражнять в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • упражнять в составлении предложений с предлогами по схеме.

Коррекционно-развивающие:

  • работать над динамикой голоса, интонационной выразительностью речи;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
  • воспитывать умение выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование:

  • дидактическое пособие «Слоговая башня», индивидуальные листы к упражнению «Помоги Стеше», пазлы «Слова», схемы предложений, звуко-слоговая схема слова «мишка», картинки: мишка, ослик, мышка, карандаши, кассета с записью мелодии песни «Сказочная страна»; декорации — ели, картина «Город игрушек», игрушки (солдатик, мишка, юла, неваляшка, матрешка, воздушные шары, поезд).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика: этюд «Я — солнышко».

Я — маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я — большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли — лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко».
Удерживать губы в форме «окошечка».

«Почистим зубки».
Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка почистить нижние и верхние зубки с внутренней стороны.

«Заборчик».
Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы обнажены и сомкнуты.

2. Введение в тему занятия.

Загадка.

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)

Педагог предлагает детям «надуть» воздушные шары.

Надуваем шар воздушный, (Серия коротких выдохов: с-с-с.)
Он становиться большой. (Развести руки в стороны.)
Шарик лопнул, (Хлопнуть в ладоши.)
Воздух вышел. (Длительный выдох: ш-ш-ш.)
Стал он тонкий и худой. (Соединить ладошки.)

Логопед спрашивает у детей:

- Какие звуки вы произносили? (с, ш).

- Расскажите об этих звуках? (Звук «с» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы слегка растянуты в улыбку. Видны передние зубы, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. Звук «ш» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы принимают форму «окошечка», зубы сближены, кончик языка поднимается к небу, края языка прижаты к верхним зубам.)

- Какими буквами обозначаются звуки с, ш на письме? (Буквы с, ш.)

Логопед сообщает детям о том, что сегодня мы отправимся в гости к игрушкам и будем учиться различать звуки и буквы с-ш.

Звучит аудиозапись: мелодия песни «Сказочная страна». Дети перемещаются на лесную опушку.

Педагог декламирует:

Между двух лесных дорог,
Прямо на опушке
Есть волшебный городок,
Где живут игрушки.

3. Игра «Внимательные глазки».

- Давайте познакомимся с местными жителями. Взгляните на картинку, постарайтесь запомнить все то, что увидели.

- А сейчас закройте глаза и ответьте на вопросы: в какую сторону летит самолет? Какого цвета кузов у машины? Сколько солдатиков на полянке?

4. Игра «Сигнальщики».

Логопед предлагает детям походить по улочкам городка и внимательно послушать слова со звуками «с» и «ш».

- Я буду произносить слова со звуками «с» и «ш», а вы подавайте сигнал. Если услышите звук «ш» — поднимите флажок, если «с» — рука с флажком остается внизу.

5. Упражнение «Слоговая башня».

Выставляется пособие «Слоговая башня».

- Давайте прочитаем, что написано на каждом этаже. Читаем по два слога, сверху вниз. При чтении постепенно снижаем громкость голоса.

6. Работа с индивидуальными листами.

- Давайте поможем Стеше навести порядок. Игрушки со звуком «с» в названии поставьте на верхнюю полку, со звуком «ш» на нижнюю.

- Назовите слова со звуком «с» в начале слова.

- Где находится звук «ш» в словах: пушка, мишка.

- В каком слове звук «ш» слышится дважды.

7. Игра «Собери пазлы».

Педагог предлагает детям собрать разноцветные пазлы, а затем прочитать получившиеся слова. (Дети работают в парах).

Логопед просит детей мысленно заменить букву «ш» буквой «с» в слове «башня». Дети называют слово, объясняют его значение.

8. Пальчиковая гимнастика.

Поглядите-ка у Тани
Все игрушки на диване. (Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками.)
Заводные зайчики, (Загибать пальчики.))
Куколки и мячики.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы.)
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки посчитать. (Указательным пальцем «считать» игрушки.)

9. Упражнение «Смешная игрушка».

- Вы уже знаете, что у Тани много игрушек. А какая самая любимая, догадайтесь.

Логопед выставляет картинки: ослик, мишка, мышка, звуко-слоговую схему слова «мишка». Дети называют игрушку.

- Правильно, это смешной мишка. Давайте расскажем о нем, последние слова за вами:

У Тани не было смешного мишки.
Бабушка купила Тане смешного мишку.
Таня любовалась смешным мишкой.
Она завязала бант смешному мишке.
Таня сочинила стишок о смешном мишке.

10. Упражнение «Прятки».

Педагог предлагает детям найти игрушки, составив о них предложение с «маленьким» словом.

Выставляются схемы предложений с предлогами:

машинка стоит под столом.
Самолет стоит на шкафу.
Мишка сидит в кресле.
Матрешка стоит на столе.

Логопед дает образец: машинка стоит под столом.

Дети составляют предложения, отвечают на вопросы: какое маленькое слово ты использовал? Сколько слов в твоем предложении? На каком месте находится маленькое слово?

11. Инсценировка «Хороши наши игрушки».

Дети выбирают игрушку, читают о ней четверостишие.

«Погремушка»

Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку.
Станет плакса хохотушкой.

«Солдатик»

Кто в игрушках самый главный?
Мой солдатик оловянный.
Он не плачет, не горюет.
Днем и ночью марширует.

«Воздушные шарики»

Шарики воздушные
Очень непослушные.
В небо так и рвутся,
Отпустишь не вернуться.

«Мишка»

Всех милее мягкий мишка
Славный плюшевый топтыжка.
Круглый носик, красный бант,
Вот такой мой мишка франт.

«Матрешки»

У хорошеньких матрешек
Сарафанчики в горошек.
Бусы разноцветные
Издали приметные.

«Неваляшка»

В яркой красочной рубашке
Ванька-встанька неваляшка.
Низко кланяясь, звенит
Добрый день всем говорит.

«Поезд»

Всех красивей — паровоз,
Он вагоны вам привез.
Ну, а едут в них игрушки-
Куклы, мишки и петрушки.

«Юла»

Любопытна юла
Заюлила и пошла.
Путешествовать по свету,
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре
И конец игре.

12. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали? (В гостях у игрушек.)

- Какие звуки и буквы научились различать? (Звуки с-ш.)

Список литературы:

  • Бетц Л.Л., Цуканова С.П. Учим ребенка читать и говорить. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2006.

Краюшкина Иванна Александровна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №138 «Песенка»
г.Брянска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.