Конспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР

Звуки С-ШКонспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР. Данный конспект направлен на дифференциацию звуков (букв) С-Ш на материале различной сложности; отработку грамматических конструкций; развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, просодики. В ходе НОД используются здоровьесберегающие технологии.

Тема: «Путешествие в город игрушек. Дифференциация звуков С-Ш»

Конспект НОД по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • актуализировать знания детей о звуках (буквах) с, ш;
  • учить различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • отрабатывать навык чтения в словах;
  • упражнять в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • упражнять в составлении предложений с предлогами по схеме.

Коррекционно-развивающие:

  • работать над динамикой голоса, интонационной выразительностью речи;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
  • воспитывать умение выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование:

  • дидактическое пособие «Слоговая башня», индивидуальные листы к упражнению «Помоги Стеше», пазлы «Слова», схемы предложений, звуко-слоговая схема слова «мишка», картинки: мишка, ослик, мышка, карандаши, кассета с записью мелодии песни «Сказочная страна»; декорации — ели, картина «Город игрушек», игрушки (солдатик, мишка, юла, неваляшка, матрешка, воздушные шары, поезд).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика: этюд «Я — солнышко».

Я — маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я — большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли — лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко».
Удерживать губы в форме «окошечка».

«Почистим зубки».
Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка почистить нижние и верхние зубки с внутренней стороны.

«Заборчик».
Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы обнажены и сомкнуты.

2. Введение в тему занятия.

Загадка.

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)

Педагог предлагает детям «надуть» воздушные шары.

Надуваем шар воздушный, (Серия коротких выдохов: с-с-с.)
Он становиться большой. (Развести руки в стороны.)
Шарик лопнул, (Хлопнуть в ладоши.)
Воздух вышел. (Длительный выдох: ш-ш-ш.)
Стал он тонкий и худой. (Соединить ладошки.)

Логопед спрашивает у детей:

- Какие звуки вы произносили? (с, ш).

- Расскажите об этих звуках? (Звук «с» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы слегка растянуты в улыбку. Видны передние зубы, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. Звук «ш» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы принимают форму «окошечка», зубы сближены, кончик языка поднимается к небу, края языка прижаты к верхним зубам.)

- Какими буквами обозначаются звуки с, ш на письме? (Буквы с, ш.)

Логопед сообщает детям о том, что сегодня мы отправимся в гости к игрушкам и будем учиться различать звуки и буквы с-ш.

Звучит аудиозапись: мелодия песни «Сказочная страна». Дети перемещаются на лесную опушку.

Педагог декламирует:

Между двух лесных дорог,
Прямо на опушке
Есть волшебный городок,
Где живут игрушки.

3. Игра «Внимательные глазки».

- Давайте познакомимся с местными жителями. Взгляните на картинку, постарайтесь запомнить все то, что увидели.

- А сейчас закройте глаза и ответьте на вопросы: в какую сторону летит самолет? Какого цвета кузов у машины? Сколько солдатиков на полянке?

4. Игра «Сигнальщики».

Логопед предлагает детям походить по улочкам городка и внимательно послушать слова со звуками «с» и «ш».

- Я буду произносить слова со звуками «с» и «ш», а вы подавайте сигнал. Если услышите звук «ш» — поднимите флажок, если «с» — рука с флажком остается внизу.

5. Упражнение «Слоговая башня».

Выставляется пособие «Слоговая башня».

- Давайте прочитаем, что написано на каждом этаже. Читаем по два слога, сверху вниз. При чтении постепенно снижаем громкость голоса.

6. Работа с индивидуальными листами.

- Давайте поможем Стеше навести порядок. Игрушки со звуком «с» в названии поставьте на верхнюю полку, со звуком «ш» на нижнюю.

- Назовите слова со звуком «с» в начале слова.

- Где находится звук «ш» в словах: пушка, мишка.

- В каком слове звук «ш» слышится дважды.

7. Игра «Собери пазлы».

Педагог предлагает детям собрать разноцветные пазлы, а затем прочитать получившиеся слова. (Дети работают в парах).

Логопед просит детей мысленно заменить букву «ш» буквой «с» в слове «башня». Дети называют слово, объясняют его значение.

8. Пальчиковая гимнастика.

Поглядите-ка у Тани
Все игрушки на диване. (Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками.)
Заводные зайчики, (Загибать пальчики.))
Куколки и мячики.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы.)
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки посчитать. (Указательным пальцем «считать» игрушки.)

9. Упражнение «Смешная игрушка».

- Вы уже знаете, что у Тани много игрушек. А какая самая любимая, догадайтесь.

Логопед выставляет картинки: ослик, мишка, мышка, звуко-слоговую схему слова «мишка». Дети называют игрушку.

- Правильно, это смешной мишка. Давайте расскажем о нем, последние слова за вами:

У Тани не было смешного мишки.
Бабушка купила Тане смешного мишку.
Таня любовалась смешным мишкой.
Она завязала бант смешному мишке.
Таня сочинила стишок о смешном мишке.

10. Упражнение «Прятки».

Педагог предлагает детям найти игрушки, составив о них предложение с «маленьким» словом.

Выставляются схемы предложений с предлогами:

машинка стоит под столом.
Самолет стоит на шкафу.
Мишка сидит в кресле.
Матрешка стоит на столе.

Логопед дает образец: машинка стоит под столом.

Дети составляют предложения, отвечают на вопросы: какое маленькое слово ты использовал? Сколько слов в твоем предложении? На каком месте находится маленькое слово?

11. Инсценировка «Хороши наши игрушки».

Дети выбирают игрушку, читают о ней четверостишие.

«Погремушка»

Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку.
Станет плакса хохотушкой.

«Солдатик»

Кто в игрушках самый главный?
Мой солдатик оловянный.
Он не плачет, не горюет.
Днем и ночью марширует.

«Воздушные шарики»

Шарики воздушные
Очень непослушные.
В небо так и рвутся,
Отпустишь не вернуться.

«Мишка»

Всех милее мягкий мишка
Славный плюшевый топтыжка.
Круглый носик, красный бант,
Вот такой мой мишка франт.

«Матрешки»

У хорошеньких матрешек
Сарафанчики в горошек.
Бусы разноцветные
Издали приметные.

«Неваляшка»

В яркой красочной рубашке
Ванька-встанька неваляшка.
Низко кланяясь, звенит
Добрый день всем говорит.

«Поезд»

Всех красивей — паровоз,
Он вагоны вам привез.
Ну, а едут в них игрушки-
Куклы, мишки и петрушки.

«Юла»

Любопытна юла
Заюлила и пошла.
Путешествовать по свету,
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре
И конец игре.

12. Подведение итогов занятия.

- Где мы сегодня побывали? (В гостях у игрушек.)

- Какие звуки и буквы научились различать? (Звуки с-ш.)

Список литературы:

  • Бетц Л.Л., Цуканова С.П. Учим ребенка читать и говорить. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2006.

Краюшкина Иванна Александровна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №138 «Песенка»
г.Брянска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.