Конспект индивидуального лексико-грамматического занятия.
Ф. И. ребёнка ______________________________(старшая группа).
Логопедическое заключение:
- ОНР 3 уровень.
Диагноз:
- Содружественное сходящееся косоглазие. Гиперметропия средней степени OD, высокой степени OS. Сложный миопический астигматизм.
Второй этап лечения. Окклюзия.
Тема: «Овощи – фрукты».
Цель:
- Дифференциация овощей и фруктов.
Задачи:
- Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи и фрукты».
- Развитие навыков словообразования прилагательных от существительных.
- Развитие навыков изменения существительных в Р.п. в ед.и мн. ч.
- Закрепление умения согласовывать числительные с существительными.
- Развитие фонематического анализа.
- Развитие логического мышления, внимания.
Оборудование:
- ноутбук, компьютерные изображения: герой мультфильма Копатыч, изображения сада, огорода, изображения овощей и фруктов, погреба; в конвертах: картинки 2-х банок с фруктами и 2-х банок с овощами, цветные круги (кочки); коробочка с фруктовой карамелью, на этикетке изображен фрукт; конверт с открыткой для письма Копатычу; фигурка Смешарика.
Ход занятия.
Организационный момент.
Л.: На электронную почту пришло письмо. Посмотрим от кого оно?
Логопед на ноутбуке открывает первую страницу письма (изображение Копатыча).
Л.: Кто это? Ты узнал его?
Р.: Это Копатыч.
Л.: Интересно, что он нам написал? Откроем?
(Слайд 1- текст на компьютере).
Я передаю вам большой привет от всех Смешариков. Высылаю фотографии и игры для Вас и ваших ребят.
Л.: Как интересно, откроем дальше.
Основная часть.
(Слайд 2- изображения фруктов и овощей).
1. Л.: Что мы видим?
Красный лимон, оранжевую капусту, круглую морковь, квадратное яблоко, синий огурец. Копатыч пошутил, таких фруктов и овощей не бывает. Давай исправим ошибки.
Р.: Жёлтый лимон, зелёная капуста, треугольная морковь, круглое яблоко, зелёный огурец.
Л.: Ну вот, теперь правильно. Копатыч любит трудиться в саду и в огороде. Что может он выращивает в саду?
Р.: В саду растут фрукты.
Л.: А что в огороде?
Р.: В огороде — овощи.
Л.: Молодец, откроем следующую страницу письма. (Слайд 3- изображение сада Копатыча).
Л.: Чего много выросло в саду?
Р.: Много слив, яблок, груш.
(Слайд 4 – изображение огорода).
Л.: А на следующей странице фотография огорода. Чего много в огороде, на грядах?
Р.: Много огурцов, моркови, помидор, тыкв, лука.
Зрительная пауза: закрываем глаза и открываем, можно веки прижать пальчиком.
(Слайд 5 – картинка погреба).
2. Л.: У Копатыча всегда богатый урожай овощей и фруктов. И его нужно сохранить. Хранит он весь урожай в погребе. На полках стоят банки с компотом, с соком, с вареньем, банки с огурцами, помидорами, в корзинах хранится картофель, капуста, лук, морковь.
- Копатыч прислал нам 2 банки с фруктовым компотом. Посмотрим, из каких фруктов приготовлен он.
Конверт с вырезанными предметными картинками: 2 банки с фруктами и 2 банки с овощами.
(Логопед даёт образец ответа).
Л.: В этой банке 5 слив, 5 яблок, 4 груши. 3 вишни. А в другой?
Р.: А в этой банке 5 вишен, 2 яблока,3 груши, 4 сливы.
Л.: Ещё 2 банки с овощами. Какие же овощи в банках? В этой банке 1 луковица, а в другой банке сколько луковиц?
Р.: В этой банке 2 луковицы.
Л.:В этой банке 4 помидора, а в другой банке сколько помидор?
Р.: В этой банке 5 помидор и т.д. (2 перца-3 перца, 5 огурцов-3 огурца).
Физминутка.
Игра «Овощи-фрукты». Движения: и. п.- руки вдоль туловища, «фрукты» — руки вверх, «овощи» — руки на пояс.
Л.: огурец, кабачок, мандарин, банан, перец, ананас, баклажан.
3. Л.: Следующая игра от Копатыча называется «Дорожка слоговая».
Конверт с большими кругами (кочки), картинки с изображением вишни, груши, кабачка и репы, фигурка Смешарика.
Из кругов выложить дорожку.
Л.: Тебе нужно делить слово на слоги и двигаться по кругам-кочкам, один слог – один шаг. Если ты правильно разделишь все слова, то остановишься перед фигуркой Смешарика.
Р.: Виш-ня, гру-ша, ка-ба-чок, ре-па.
4. Л.: Молодец! Давай, мы с тобой тоже напишем письмо Копатычу и вышлем ему и его друзьям угощение, конфеты с фруктовой начинкой.
- Смотри, какая начинка в этой конфете (обратить внимание на этикетку конфеты, где нарисован какой-либо фрукт, логопед даёт образец ответа. Нарисован апельсин — конфета апельсиновая).
Р.: апельсин — апельсиновая, лимон — лимонная, яблоко — яблочная, банан — банановая. Мы с тобой положим эти конфеты в коробку, напишем письмо и отправим эту посылку Копатычу и его друзьям. Я думаю, он будет рад. Что напишем?
Ребёнок и педагог вместе придумывают текст письма. (Здравствуй, Копатыч. Спасибо за интересные игры, мы с радостью поиграли. Высылаем тебе и твоим друзьям фруктовые конфеты к чаю. Приятного чаепития.)
Итог занятия.
Л.: Тебе понравилось сегодня наше занятие? Что запомнилось больше всего?
Мосолова М.А.,
учитель-логопед