Конспект урока по теме «Приставки в семантическом поле слова «Грел»

ПриставкиПредставленный конспект урока по теме «Приставки в семантическом поле слова «Грел» проводится на II этапе работы с детьми с ОНР.

Система языка располагается в семантических полях, в определённо организованной системе, связанной множеством ассоциативных связей. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (Л.А. Лурия) Наличие семантического поля и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей с ОНР процесс систематизации лексики и формирования семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности по сравнению с нормой. В этой связи актуально применять методику, которая отвечала задаче формирования семантических полей у детей с ОНР. Данный урок построен по этой методике. У детей формируется представления о функционально-семантическом значении приставок.

Тема: Приставки в семантическом поле слова «Грел»

Цели:

  • Формирование представлений о функционально-семантическом значении приставок
  • Показать детям, как приставки в глаголах придают значения полноты и неполноты действиям.
  • Овладение детьми способом словообразования с помощью приставок.
  • Развитие лексики через расширение семантического поля слова «Грел»
  • Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетанием и связью слов в предложении.
  • Дальнейшее развитие внимания, памяти, мышления, способности переключаться с одного вида деятельности к другому.
  • Создание ситуации успеха, повышенной речевой активности;

Оборудование:

  • проектор, экран, карточки.

Ход урока

I.​ Определение темы урока.

На экране запись:

вязка
связал
привязал
вязал
отвязал

-​ Ребята, посмотрите на экран. Где записаны слова: справа или слева?

-​ Прочитайте слова с приставками.

-​ Со словом вязал, какие еще можно составить слова с другими приставками?

Выясняем смысл каждого слова.

Подвожу к выводу, что смысл слов разный, это различие придает приставка.

-​ Сегодня вы убедитесь, как приставка определяет полноту или неполноту действия, при образовании новых слов с приставками и со словом «Грел».

II.​ Образование новых слов с помощью приставок.

1.​ На экравне запись.

при пере
на ото
вы грел из грел
подо про
за со
обо

-​ Ребята, посмотрите что вы должны делать?

-​ Составить всевозможные слова с приставками и корнем грел.

-​ Что такое приставка? Как пишутся приставки?

-​ Приставка-часть слова, пишется слитно.

-​ Для образования какой части речи служат приставки?

-​ Для образования глагола. Глагол обозначает действие предмета.

Слова записаны столбиком, а напротив слова, для составления словосочетаний

Отогрел обед
Подогрел на плите
Прогрел руки
Согрел горчичниками
Обогрел воду
Нагрел на солнце
Перегрел у костра
Пригрел помещение

слегка
слишком

Дети составляют словосочетания. Выбираем наиболее удачные. Сравниваем смысл слов. Делаем вывод.

Полноту действия обозначают слова: прогрел, перегрел, согрел…

Неполноту действия обозначают слова: подогрел, пригрел…

2.​ Физминутка.

Задание: встали

Раз- обед подогрели
2- у костра нагрелись
3- под солнцем перегрелись
4- горчичниками прогрели
5-руки отогрели

3.​ На экране запись:

Весной солнце … грело землю, и … явились первые цветы -

… снежники.

-​ Что написано на доске? Что нужно делать?

-​ Дополнить слова в предложении подходящими приставками.

Дети выполняют упражнение устно, обосновывая, почему выбрана данная приставка.

4.​ Раздаю карточки каждому:

Доброе слово сердце …греет.
После школы мальчик …грел обед.
Горчичниками …грели грудь.

-​ Что нужно делать?

-​ Подобрать подходящие приставки.

После выполнения проверяем.

Что вы делали сейчас?

III. Итог урока.

- Ребята, что мы делали сегодня на уроке?

- Какие слова обозначают полноту (неполноту) действия? Назовите их.

- Как пишутся приставки?

Латыпова Р.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.