Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
С точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слоги и слова.
Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.
Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.
Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:
1. Обучающие задачи:
- закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
- формирование понятий «звук», «слог».
2. Развивающие задачи:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
- развитие неречевых психических процессов.
3. Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к содержанию занятия;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
- воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.
4. Коррекционные задачи:
- устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
- преодоление речевого негативизма;
- повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.
Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет .
Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.
Используемые технологии в коррекционной работе:
- игры и игровые приемы;
- словесные инструкции;
- наглядные методы;
- использование графических схем;
- здоровьесберегающие технологии : использование массажных мячиков
- мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.
Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.
Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.
При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:
- Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
- Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
- Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
- интернет- ресурсы.
- программа Microsoft Power Point.
Конспект индивидуального занятия.
Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».
Цель:
- автоматизация звука [С] в прямых слогах
Задачи:
- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
- Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
- Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
- Упражнять в определении наличия звука в слогах.
- Познакомить с буквой, обозначающей звук С
- Развивать внимание, мышление.
- Воспитывать интерес к содержанию занятия;
- Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов .
- Преодолевать речевой негативизм .
- Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.
Оборудование:
- Большой конверт с вложенными в него заданиями;
- картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
- схема артикуляции звука [с];
- карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1.Орг. момент | Мне сегодня передали письмо и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.
Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше. |
Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик…
Звук С. |
2.Сообщение темы занятия | Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта. | |
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. | Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».
Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку» |
Выполнение упражнений. |
3.Анализ артикуляции звука | Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,
- губы принимают какую форму: круглые или в улыбке? - зубы сомкнуты или разомкнуты? - куда направлена воздушная струя при произнесении звука с? |
- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке
- зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка - воздушная струя направлена посередине языка |
4.Характеристика звука(СЛАЙД) | Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?
(почему?) - Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем? - Звук С – глухой или звонкий? ( почему?) |
Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.
- Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают. |
5.Закрепление звука в изолированном виде. | Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси : с-с-с.Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться.
Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. Остальные картинки представлены на слайде. Картинки (Логопед, проговаривает слова без последнего звука : глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) |
Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает |
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) | Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА
Звук С обозначаем буквой С. Элемент у буквы С направлен в какую сторону : вправо или влево? |
Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону. |
7.Развитие фонематического слуха. | Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил?
|
Звук С |
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. | Чтобы каждый узелок развязать, нужно произнести волшебные слова:са — са –са
сы-сы-сы са — са –са сы-сы-сы са — са -са сы-сы-сы сэ-сэ-сэ сэ-сэ-сэ сэ-сэ-сэ |
Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге. |
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) | - Послушай : сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.
- Давай обозначим фишками и буквами эти звуки. Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?) Аналогично проводится работа с последующим звуком слога. |
-Два звука.- Первый звук С, второй-А.
Звук С- обозначаем синей фишкой , потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С |
10. Домашнее задание | Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о — са.ли — са ве — сы коле — со ко — сача — сы |
Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог. |
11.Итог занятия. | Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания?Узнать не сложно.
Вот вопрос: У кого длинный нос? Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?.. Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук? |
Звук С. |
12.Оценка деятельности ребенка | Дается положительная оценка деятельности ребенка. |
Бегей И.А.,
учитель-логопед
Cспасибо, очень интересное занятие по автоматизации звука [с] применила в своей работе.
Понравился Ваш конспект, грамотно составлен!!!
Спасибо большое за конспект. На мой взгляд очень грамотно составлен. Понравилось, что все этапы четко выделены, используете разнообразные методы и приемы.
Хороший материал!
Интересный материал. Спасибо.
Огромное Вам спасибо за данный материал! Мне, как маме очень была полезна информация о том, как проводится анализ артикуляции звука «С», дается его характеристика; как проводится звуковой анализ слога. Теперь по такому же примеру буду знакомить ребенка с остальными согласными звуками. Еще раз благодарю.