Конспект коррекционного индивидуального занятия «Автоматизация звука [С] в прямых слогах»

Звук С, буква СПояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

С точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слоги и слова.

Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.

Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.

Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:

1. Обучающие задачи:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
  • формирование понятий «звук», «слог».

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
  • воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.

4. Коррекционные задачи:

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
  • преодоление речевого негативизма;
  • повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет .

Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.

Используемые технологии в коррекционной работе:

  • игры и игровые приемы;
  • словесные инструкции;
  • наглядные методы;
  • использование графических схем;
  • здоровьесберегающие технологии : использование массажных мячиков
  • мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.

Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.

Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.

При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:

  • Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
  • Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  • Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
  • интернет- ресурсы.
  • программа Microsoft Power Point.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Цель:

  • автоматизация звука [С] в прямых слогах

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
  • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
  • Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах.
  • Познакомить с буквой, обозначающей звук С
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать интерес к содержанию занятия;
  • Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов .
  • Преодолевать речевой негативизм .
  • Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Оборудование:

  • Большой конверт с вложенными в него заданиями;
  • картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
  • схема артикуляции звука [с];
  • карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент Мне сегодня передали письмо  и сказали от­крыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.

Но что это?!  А в этом конверте… какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!»

Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.

Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик…

Звук С.

2.Сообщение темы занятия Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. Упражнение для губ  «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».

Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку»

Выполнение упражнений.
3.Анализ артикуляции звука Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,

-  губы  принимают какую форму: круглые или в улыбке?

-  зубы сомкнуты или разомкнуты?

- куда направлена воздушная струя при произнесении звука с?

- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке

- зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка

- воздушная струя направлена посередине языка

4.Характеристика звука(СЛАЙД)  Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?

(почему?)

- Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем?

- Звук С – глухой или звонкий? ( почему?)

Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.

- Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают.

5.Закрепление звука в изолированном виде. Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси : с-с-с.Из конверта высыпа­лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я чи­таю слово, а ты в конце произносишь звук [с].

Остальные картинки представлены на слайде.

Картинки (Логопед, про­говаривает слова без последнего звука : глобус, автобус, насос, ана­нас, абрикос, пылесос.)

Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК               БУКВА

Звук С обозначаем буквой С.

Элемент у буквы С направлен в какую сторону : вправо или влево?

Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону.
7.Развитие фонематического слуха. Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко со­жми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил?

 

Звук С
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. Чтобы каждый узелок  развязать, нуж­но произнести волшебные слова:са — са –са

сы-сы-сы

са — са –са

сы-сы-сы

са — са -са

сы-сы-сы

сэ-сэ-сэ

сэ-сэ-сэ

сэ-сэ-сэ

Это  шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге.
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД)  - Послушай : сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.

- Давай обозначим фишками  и буквами эти звуки.

Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?)

Аналогично проводится работа с последующим  звуком слога.

-Два звука.- Первый звук С, второй-А.

Звук С- обозначаем синей фишкой , потому что он твердый.  Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С

10. Домашнее задание Посмотри,  в конверте остались  какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар­
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о — са.ли — са

ве — сы     коле — со ко — сача — сы

Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог.
11.Итог занятия.  Осталось узнать, кто же при­слал нам все эти задания?Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?..

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб­ражен Буратино.

Оказывается, Буратино решил проверить, спра­вишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произно­сил. Какой это звук?

Звук С.
12.Оценка деятельности ребенка Дается положительная оценка деятельности ребенка.

Бегей И.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Отзывы к материалу: "Конспект коррекционного индивидуального занятия «Автоматизация звука [С] в прямых слогах»"

  1. ira525:

    Cспасибо, очень интересное занятие по автоматизации звука [с] применила в своей работе.

  2. Лара:

    Понравился Ваш конспект, грамотно составлен!!!

  3. Svetlana K.:

    Спасибо большое за конспект. На мой взгляд очень грамотно составлен. Понравилось, что все этапы четко выделены, используете разнообразные методы и приемы.

  4. Инна:

    Хороший материал!

  5. Людмила:

    Интересный материал. Спасибо.

  6. Марина:

    Огромное Вам спасибо за данный материал! Мне, как маме очень была полезна информация о том, как проводится анализ артикуляции звука «С», дается его характеристика; как проводится звуковой анализ слога. Теперь по такому же примеру буду знакомить ребенка с остальными согласными звуками. Еще раз благодарю.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.