План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности. Тема «Звук и буква Ш»

Звук [Ш]План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).

Тема «Звук и буква Ш»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие».

Цель.

  • Формировать правильное произношение звука [ш],
  • познакомить с буквой Ш.

Задачи:

  • закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
  • упражнять в согласовании слов в предложении;
  • познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.

- Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])

- Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.

II. Основная часть.

1. Упражнения на расслабление.

- Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:

  • «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
  • «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
  • «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
  • «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
  • «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.

2. Д/у «Волшебное заклинание».

- Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:

  • ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
  • ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
  • шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
  • ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш

3. Д/у «Воздушный шар».

- Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.

- При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».

- Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.

4. Д/и «Подарки для Принцессы».

- Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.

- Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.

- Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].

- Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)

- А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).

5. Д/у «Новые слова».

- Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:

  • чашка – шашка дар – шар маг – шаг
  • мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
  • Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
  • губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка

6. Д/у «Сбор урожая».

- У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.

Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.

8. Физминутка.

- Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.

9. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!

10. Знакомство с буквой Ш.

а) показ буквы.

- Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

- Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.

- Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?

- На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.

б) работа в тетрадях:

- печатание букв Ш ш;
- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
- звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).

11. Д/у «Мост от замка».

- Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:

Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.

III. Итог:

- Где мы сегодня побывали?

- С каким звуком и буквой познакомились?

Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.