Почти все дети, воспитывающиеся в нашем центре, в дошкольном возрасте имеют диагноз ОВЗ (это чаще всего – ЗПР + речевые нарушения различной степени тяжести). Воспитанники имеют бедный словарный запас, не достаточно сформированные грамматические категории, у них нарушена связная речь, ограничен запас знаний и представлений об окружающем, в том числе и о профессиях.
Данное занятие позволит детям обогатить их словарный запас, уточнить и расширить знания и представления о профессиях, о трудовой деятельности людей, о том, какие трудовые операции они выполняют, что производят, какие инструменты используют в своей работе. Участие детей в занятии способствует формированию грамматических категорий, овладению навыками связной речи, развитию творческих способностей. Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в будущем определиться с выбором профессии.
Занятие интегрированное включает в себя: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, изобразительную деятельность детей.
Тема: «Как построить новый дом»
Цель:
- Закрепление знаний о профессиях,
- актуализация словаря по теме,
- обучение фразовой речи.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о социальной значимости труда строителей.
- Углубить, уточнить знания детей о строительных профессиях.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей, закреплять навыки устной речи.
- Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания (качество строительного материала, инструмент, который нужен строителю).
- Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
- Формировать умение украшать предметы декоративного искусства (наличники) узорами, используя трафареты.
Коррекционные:
- Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание.
- Развивать зрительно-моторную функцию.
- Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за речью.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
- Формировать познавательный интерес, желание учиться.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Строим дом», С.Михалков «Три поросенка», В.Маяковский «Кем быть».
- Рассматривание иллюстраций связанных со строительными работами.
Материал:
- видеопроектор, экран, презентация, аудиозапись песни, образцы наличников, трафареты наличников, гуашь, влажные салфетки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Улыбнитесь друг другу..
- Посмотрите на свои руки: Они у вас обычные или какие-то особенные?
- А вы знаете дети, что про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/
Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
Руки эти – самые нужные руки на свете.
Самые простые. У кого какие.
2. Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».
Наши руки умелые такие, Поворачивают то вверх, то вниз.
Наши руки – руки золотые! Сжимают кулачки.
Они умеют вышивать, Загибают пальцы по одному.
Шить и шарф вязать.
Подметать и шарф вязать
Суп варить и пыль вытирать.
Тарелки чисто мыть, красить и белить.
За порядком следить. Грозят пальчиком.
Вот они какие, Сжимают кулачки.
Руки золотые. Фонарики.
- Нам сегодня очень понадобятся наши золотые ручки, а пока послушаем песню.
3. Основная часть.
Песня «Всем на свете нужен дом»
- О чем эта песня? (о доме)
- Для чего нужны человеку дома? (ответы детей)
- Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега.
- Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Это же лиса.
- Что случилось с тобой?
Лиса: Горе-то какое, ой-ой-ой! Пришла весна, и домик-то мой растаял. Ой-ой-ой.
В: А из чего он был построен?
- Из-за льда.
- Как вы думаете, почему он растаял? Надежный такой домик? Конечно, нет.
- Давайте, объясним лисе, из чего же нужно строить дома, чтобы они были прочные, надежные? (Из кирпича, камня, бетонных плит, дерева.) И весь этот материал нужно заранее приготовить.
4. Пальчиковая игра.
Чтобы дом построить новый, Удары кулачками.
Запасают тес дубовый, Загибают пальцы поочередно на обеих руках.
Кирпичи, железо, краску, Указательные и большие пальцы рук «строят окно
Гвозди, паклю и замазку.
Шифер, рамы и стекло,
Чтобы смастерить окно.
А потом – потом – потом — Удары кулачками сверху друг о друга.
Начинают строить дом.
- Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Слайды домов разных конструкций.
- Где можно увидеть такие дома? В городе.
- Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. Какие строительные профессии вы знаете?
5. Проводиться игра «Кто что делает?».
Показ слайдов.
Экскаваторщик: работает на экскаваторе и роет яму под будущее здание.
Крановщик: работает на кране, поднимает и доставляет тяжелые части дома: кирпичи, панели, рамы.
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
Каменщик: кладет стены здания.
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.
Кровельщик: кроет крышу здания.
Чтобы было в доме сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом кроет дом.
Электрик: прокладывает электрические провода по квартирам.
Если фаза замыкает,
Если рвутся провода,
Непременно приглашаю
В дом электрика тогда
Стекольщик: вставляет окна.
Слесарь: устанавливает ванны, раковины, унитазы.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.
Штукатур: штукатурит стены.
Маляр: красит стены, потолок, рамы, пол, двери.
Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
Плотник: Его работа связана с деревом. Это деревянные перекрытия- стропила на крыше, полы в квартире.
Столяр: тоже работает с деревом, только у него более тонкая работа- изготовление окон, дверей, лестниц.
- Вот сколько много людей разных профессий трудится, чтобы построить теплый, крепкий, надежный дом. Как назвать, одним словом эти профессии? (Строительные).
6. А такие дома где можно увидеть? (Воспитатель показывает одноэтажные дома, избы.) Правильно, такие дома чаще встречаются в поселках, селах, деревнях.
- Из чего они построены? Из дерева, бревен. Здесь больше востребована работа плотника. Раньше мастера плотники могли построить дом даже без единого гвоздя.
- Лиса, а тебе какие дома больше нравятся, какой бы ты хотела для себя построить.
- Я житель сельский, мне больше нравятся дома из дерева, я ведь живу в лесу и мне большой дом ни к чему. Да и строительного материала-лесу здесь много. А еще мне нравятся красивые окна на деревянных домах, мне бы хотелось видеть на своем будущем доме такую красоту.
- Да, лиса, ты права, у нас на селе очень много красивых деревянных домов. Окна домов украшены красивыми рамочками, они называются наличниками. Посмотрите, какая красота! слайд — Как вы думаете, чьих рук это дело? это работа столяра. Этот человек мастер своего дела. Какой богатой фантазией надо обладать, сноровкой, чтобы придумать и сделать такую красоту. И в этом ему помогают вот эти инструменты:… Показ картинок.
Лиса: А где можно заказать такую красоту? Я очень хочу для своего будущего дома необычные красивые наличники.
- В столярной мастерской, мы там с вами недавно были. Познакомились с работой столяра, видели все его премудрости. Скажу вам по секрету, что вас ещё кое-что интересное ждет впереди…
Лиса: Ах, как я люблю всё интересное, необычное. Но, вначале, давайте разомнемся.
7. Физкульминутка «Рыжая лисичка».
Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)
Пляшет маленький народ. (приседания)
Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)
Мы готовы круглый год. (приседания)
Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо, влево)
Кто-то с рыженьким хвостом. (повороты туловища вправо, влево)
Это рыжая лисица (прыжки на месте)
Под кусточком лисий дом.
8. Вооброжаемая столярная мастерская.
На доске, мольберте – образцы наличников.
- Проходите, пожалуйста. Посмотрите, какие красивые образцы узоров ля наличников у нас есть. Вам нравятся? Какие элементы узоров вам уже знакомы? Листья, цветы, фигуры геометрической формы. Вы можете выбрать по желанию понравившийся вам узор и попробовать нанести на готовые образцы наличников, которые лежат на вашем столе. Нужно очень аккуратно приложить трафарет к наличнику, придерживать его левой рукой и наложить краску. Если вы испачкали руки, у вас есть влажные салфетки. Приступайте к работе. (самостоятельная работа)
9. Итог занятия:
- Что же мы с вами делали?
- А тебе, лиса, какие наличники больше понравились?
Лиса: Какие же вы молодцы! Я даже растерялась , какие же мне наличники выбрать. Мне все нравятся, пожалуй, я возьму все и предложу своим соседям. Спасибо, вам ребята!
Звучит песня «Всем на свете нужен дом».
О.А. Чепайкина, учитель-логопед