В конспекте представлен опыт использования модели города и игрушек на логопедическом занятии для упражнения детей в правильном употреблении приставочных глаголов. Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и динамическая пауза так же направлены на закрепление обобщающих понятий: воздушный, водный, наземный транспорт. игры способствуют развитию пространственной ориентации, зрительного восприятия, мыслительных процессов.
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. (старшая группа, первый год обучения)
Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов.
Цель:
- активизация предикативного словаря.
Задачи:
коррекционно — образовательные:
- закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок -за, -вы, -под, -от,-у, -при ;
- упражнять в адекватном употреблении простых предлогов в, из к., от, по;
- учить употреблять доступные антонимичные пары глаголов;
- продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.
коррекционно-развивающие:
- совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
- развивать произвольное внимание, расширять его объем;
- совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
- расширять объем памяти;
- продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
- развивать речедвигательную координацию,
коррекционно — воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
Лексика
- Глаголы: везти (завезти, вывезти, подвезти, отвезти, увезти, привезти) ехать (заехать, выехать, подъехать, отъехать, уехать, приехать) лететь (подлететь, отлететь, улететь, прилететь) плыть (подплыть, отплыть, уплыть, приплыть) взлетать, приземляться.
- Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета;
- кабина, кузов, колеса, руль, крылья, хвост, штурвал, корма, весло, парус. Прилагательные: наземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, быстрый, удобный, полезный.
Оборудование и материалы:
- картинка с 4-мя перекрещивающимися изображениями двух видов транспорта;
- предметные картинки; сюжетные картинки;
- макет части городского ландшафта, модели транспорта;
- сюжетная картина-макет для игры «Найди место», предметные картинки-вставки;
- «разрезная» картинка — сюрприз.
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивация: за каждое хорошо выполненное задание открываем часть открытки с изображением сюрприза.
4-й лишний? (перекрещивающиеся изображения)
Назови, что ты видишь на картинке? Что лишнее на картинке? Почему? Как назвать общим словом?
Выложить фрагмент картинки 1.
Повторение.
Что перепутал художник?
Перед детьми выставляют картину-макет с неверно расположенными вставками (транспорт воздушный, водный, наземный).
- Какие предметы художник поместил неправильно?
- Назови их? Назови общим словом?
- Где они должны быть? (самолет в небе, лодка в воде, машина на дороге…)
- Что они делают? (самолет летит, лодка плывет, машина едет…)
Выложить фрагмент картинки 2.
Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладони я прижму Ладони соединить «Лодочкой»
И по речке поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
Две ладони, друзья, Ладони вверх.
- Это лодочка моя. «Лодочка»
Паруса я подниму, Ладони вверх.
Синим морем поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
А со мною по волнам Волнообразные движения обеими ладонями
Плывут рыбки тут и там. Хлопки вправо и влево.
Выложить фрагмент картинки 3.
З. Основная часть.
Употребление предлогов.
Дети стоя располагаются вокруг модели. Логопед манипулирует с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети отвечают на вопросы, комментируя его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции учителя-логопеда.
Лексика:
- плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;
- лететь по, взлететь с, приземлиться на’,
- ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;
- идти по, подойти к, выйти из.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия (парные картинки раздать детям).
Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.
Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.
Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.
Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.
Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.
Трамвай подъехал к цирку. — А троллейбус от цирка … отъехал.
Одни ребята с катка уехали. — А другие ребята на каток … приехали.
Выложить фрагмент картинки 4 .
Динамическая пауза.
«Ракета» (движение и речь).
А сейчас мы с вами, дети, (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетаем по планете.
Правое крыло вперед (правую руку вынести вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вынести вперед)
Прилетел наш самолет. (остановиться, руки вниз)
А теперь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (несколько шагов назад)
На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
А потом руки вниз. (основная стойка)
Так взлетит ракета ввысь! (подпрыгнуть)
1,2,3,4,5- полетели мы опять (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетели, полетели,
Приземлились, прилетели. (остановиться, присесть)
Выложить фрагмент картинки 5.
Закрепление.
• Игра «Найди ошибку».
Цель: развитие слухового внимания, закрепление грамматических категорий (образовывать глаголы с помощью приставок, употребляя правильно предлог).
Автобус отъехал к остановке (подъехал).
Лодка отплыла к берегу (подплыл).
Автомобили заехали к светофору (подъехали).
Самолет прилетел на аэропорт (в).
Ракета прилетела с Земли (улетела).
Автомоиль выехад от гаража. (из)
Выложить фрагмент картинки 6.
Итог занятия.
О чем говорили?
Что делали?
Собрать разрезанную картинку. Рассмотреть картинку, собранную из фрагментов, ответить на вопросы.
Оценка деятельности детей. Угощение.
Лесная И.А.,
учитель-логопед