Данный конспект предназначен для проведения индивидуального занятия с ребёнком в средней логопедической группе (ОНР).
Конспект поможет:
- познакомить с легко произносимым согласным звуком, способом его образования,
- в развитии фонематического восприятия, внимания, памяти,
- в формировании навыка простого анализа,
- в формировании навыка синтеза двух звуков.
Конспект индивидуального занятия в средней логогруппе по теме «Звук М»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить ребёнка со звуком [М], способом его образования с опорой на артикуляцию;
- Учить выделять звук [М] в начале слов;
- Учить подбирать слова со звуком [М] с наглядной опорой и без таковой (по памяти).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память;
- Формировать навык синтеза двух звуков (гласного и согласного);
- Формировать навык простого анализа (умение выделять звук [М] в начале слов).
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у ребёнка умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование:
- Звуковые символы гласных [У], [А] и согласного [М] (по Ткаченко Т.А.), матрёшка, картинки (предметы), в названии которых есть звук [М].
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: «Будь внимателен, тогда увидишь, кто придёт к нам в гости».
Артикуляционная гимнастика (Приключения язычка в зоопарке).
- «Бегемот», «Лягушка», «Слон» — удерживать под счёт до 5;
- «Лягушка – Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза.
- «Бегемот» — «Лягушка» — «Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза.
- «Блинчик» — удерживать под счёт до 5.
Знакомство с новым звуком [М].
Логопед отгадай загадку: «Кто с рогами и хвостом пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного молочка даёт?»
Ответ ребёнка: «Корова».
Далее логопед выставляет картинку с изображением коровы и говорит: «Вышла корова гулять и замычала «М-м-м-м-м». Вот с этим звуком мы сегодня и познакомимся».
Уточнение артикуляции:
Логопед: «Обрати внимание! Что делают губы, когда мы произносим этот звук? Смыкаются, а потом размыкаются».
Повторное произнесение звука [М], соотнесение его с символом (показ зрительного и жестового символов по Ткаченко Т.А.).
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Хлопай, не зевай»
Логопед: «Я буду произносить разные звуки, а ты, как только услышишь звук-мычалку [М], хлопни в ладоши».
Синтез слов, состоящих из двух звуков.
Логопед: «Давай подружим звук [М] со звуком [У]».
Ребёнок выкладывает символы звука [М] и [У] вместе.
Логопед: «Что получилось?»
Ребёнок ведёт пальчиком от символа звука [М] к символу звука [У] и читает: «Му».
Логопед: «Что обозначает это звукосочетание?»
Ребёнок объясняет: «Это мычит корова».
Логопед уточняет: «Верно. Это звукоподражание. Так подаёт голос корова».
Логопед: «А теперь поменяй символы местами и посмотри, что получится».
Ребёнок меняет символы местами и читает: «Ум».
Логопед: «Тебе понятно, что такое ум?»
Ответ ребёнка.
Если ребёнок затрудняется в ответе, то логопед объясняет сам: «Ум – это то, благодаря чему мы думаем».
Аналогично синтезируется слово «Ам» и даётся разъяснение его значения:
«АМ – так говорит малыш, когда просит есть; такие звуки издаёт Бармалей, когда пугает детей».
Динамическая пауза.
Муха целый день летает, всем она надоедает (махать руками).
Ночь в квартире настаёт, она летать перестаёт (присесть, опустить руки вниз).
Формирование навыка простого анализа.
Логопед: «Отгадай загадку и тогда увидишь, кто придёт к нам в гости».
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрёшка)
После ответа ребёнка, логопед выставляет матрёшку.
Логопед спрашивает: «С какого звука начинается слово матрёшка?»
Ответ ребёнка: «Слово матрёшка начинается со звука [М]».
Игра «Подарки для матрёшки».
Логопед: «Давай будем дарить матрёшке только те картинки (предметы), в названии которых первый звук [М]».
Ребенок выбирает картинки (мак, майка, маска, мыло и т.д.).
Развитие внимания и тренировка памяти.
Игра «Прятки».
Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на отобранные картинки, а затем отвернуться (закрыть глаза), после чего прячет одну картинку (предмет).
Далее логопед спрашивает: «Что спрятала матрёшка? Какой картинки (какого предмета) не стало?»
Игра проводится до тех пор, пока не будут использованы все картинки (предметы).
Итог занятия.
Логопед: «С каким новым звуком познакомились? Какие слова начинаются с этого звука?»
Ефремова Н.Л.,
учитель-логопед