Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Зима». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
«Формы работы над лексической темой «Зима» с детьми с ОНР в средней группе»
Тема: «Зима»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».
- Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.
- Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.
- Развивать внимание, память, мышление, речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
Оборудование:
- презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.
Способ организации детей:
- сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Открытый вход в деятельность.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.
(Дети садятся на стульчики).
2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний.
(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1).
- Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).
- Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:
Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом. (Слайд №2)
И в узорах стекла, (Слайд №3)
Иней на ветвях висит, (Слайд №4)
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки. (Слайд №5)
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи. (Слайд №7)
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен. (Слайд №8)
Слепят вмиг снеговика -
И кататься с горки. (Слайд №9)
Шуба, шапка и штаны -
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год (Слайд №10)
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.
3. Д/и «Признаки зимы».
- Назовите, что бывает зимой?
- На улице холодно.
- На землю падает снег.
- Речка покрылась льдом.
- Зайчик стал белым.
- Дети лепят снеговика и катаются с горки.
- Люди встречают Новый год.
- Молодцы, много признаков зимы назвали.
4. Дыхательные упражнения.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть?
- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
5. Д/и «Зимние слова».
- На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).
- Много слов вы назвали, большой комок получился.
6. Динамическая пауза.
- А для того, чтобы нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:
Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)
Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).
Ногами мы потопаем.
Руками мы похлопаем.
Побегаем кругом
И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).
7. Задание «Утеплим зайчику шубку».
- Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.
- Кого вы видите на картинках?
- Летом зайчик был серым, а зимой стал белым. Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.
8. Открытый выход из деятельности.
- Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме, выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед