Аннотация: Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе содержит развивающие задания, позволяющие закрепить представления детей о структуре речи, а также умение пользоваться графическими схемами и моделями.
Цели и задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о структуре речи.
- Закрепить знания детей об основных единицах речи: звуки, слоги, слова, предложения.
- Продолжать тренировать в умении выполнять звуко-буквенный анализ слов, подбирать слоги, слова, придумывать предложения, опираясь на графические схемы-модели.
- Развивать слуховое внимание, мышление, речь детей.
- Работать над дикцией.
- Воспитывать усидчивость и любовь к родной речи.
Материал к занятию:
- Карта речи (модель), предметные картинки, модели гласных звуков (по артикуляции), схема-модель для звукового анализа слов, пеналы, схема-модель для заучивания скороговорки, схемы предложений на каждого ребенка, наборы цветных кругов для определения самооценки на каждого ребенка, простой карандаш, бумага.
Ход НОД:
Логопед:
За высокими горами,
За далекими лесами
Чудо- государство есть
Под названьем «Наша речь»
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие по родной речи, но прежде я должна выяснить, готовы ли вы к нему? Отвечайте быстро не раздумывая на мои вопросы.
Интеллектуальная разминка:
- Как называются люди, которые отправляются в путешествие?
- Путешествие может быть длинным, а может быть наоборот…
- Путешествие может быть скучным, а наоборот….
- Путешествие может быть безопасным, а наоборот…
- Карта, компас, рюкзак, пылесос. Что лишнее?
- Ребята, сегодня мы вспомним из чего состоит наша речь, а поможет нам в этом карта речи. На нашей карте множество островов. Как вы думаете, что означают самые маленькие острова?
- Правильно, это звуки. А мы можем увидеть звуки? Чем они отличаются от букв? Почему они разного цвета?
- Перед вами портреты гласных звуков. Попробуйте отгадать все гласные звуки.
1. «Узнай портрет».
- А сейчас задание усложняется и я вас попрошу отгадать слово только по гласным звукам.
2. «Узнай слово по гласным звукам».
(Педагог демонстрирует картинки и называя гласные звуки в слове просит угадать его).
Картинки: верблюд, енот, носорог, ананас.
- Мы знаем, что звуки есть гласные и согласные. Как могут звучать согласные звуки?
3. «Отгадайте слово по первым звукам слов».
(Педагог демонстрирует картинки: ворона, енот, тарелка, ель, рыба)
4. «Звуковой анализ слова ВЕТЕР».
(Дети выполняют звуковой анализ слова с помощью звуковых обозначений.)
- И действительно, ребята, вдруг поднялся сильный ветер. Давайте изобразим как дует ветер.
Упражнение на дыхание: вдох носом, медленный выдох ртом. На выдохе дети произнося звук У-у-у…
- Посмотрите, наши самые маленькие островки соединились в островки побольше. Как они называются? Слоги.
5. Упражнение «Дарю слог».
- Ребята, сейчас я вам буду дарить слоги, а вы попробуете придумать на них слова.
6. Отгадайте слово по первым слогам других слов.
Педагог называет слова: ослик, тропа, варежка.
Динамическая пауза «Остров».
Долго шли мы по горам,
Долго плыли по морям.
Зорко всматриваясь в даль
Нажимали на педаль.
Лишь на остров мы приплыли,
Дружно все дрова рубили,
Кашу вкусную варили.
Дует с моря ветерок,
Раздувает костерок.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Упражнение на дыхание: вдох носом, медленный выдох ртом. На выдохе дети произнося звук У-у-у…
- И снова сильный ветер соединил наши острова. Острова-слоги соединились в острова еще больше-слова.
7. Давайте разомнем язычки и вспомним скороговорку про слова:
- Кошка, мышка, дом, окно, небо, улица, кино, солнце, радуга, трава – это разные слова.
- Давайте поиграем со словами
8. «Четвертый лишний».
- Апельсин, лимон, слива, клен. Что по смыслу выйдет вон?
- Кошка, лошадь, кролик, крот. Кто ошибку здесь найдет?
- Ель, береза, липа, мак. Что я говорю не так?
- Дупло, скворечник, птенец, гнездо. Что же здесь опять не то?
- И снова дует сильный ветер. Наши острова-слова встали рядом и образовалось что? Предложение.
10. «Придумай предложение по схеме».
- Придумайте предложение по схеме и произнесите его с правильной интонацией.
(Дети самостоятельно придумывают предложения каждый по своей схеме и произносят его с правильной интонацией.)
Логопед:
Дружат гласные с согласной
Образуя вместе слог.
Та и на, запомни: Таня
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква
Со и ва, читай сова.
И слова дружить умеют
И в согласье находясь
Образуют предложенье,
Могут даже и рассказ.
Итог занятия:
- Ребята, наше путешествие по родной речи подошло к концу и я вас попрошу себя оценить. Как вы считаете, как вы сегодня поработали?
(Дети с помощью цветных кругов оценивают свою работу на занятии)
Кудерцева С.В.,
учитель-логопед