Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Путешествие по родной речи»

АзбукаАннотация: Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе содержит развивающие задания, позволяющие закрепить представления детей о структуре речи, а также умение пользоваться графическими схемами и моделями.

Цели и задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о структуре речи.
  • Закрепить знания детей об основных единицах речи: звуки, слоги, слова, предложения.
  • Продолжать тренировать в умении выполнять звуко-буквенный анализ слов, подбирать слоги, слова, придумывать предложения, опираясь на графические схемы-модели.
  • Развивать слуховое внимание, мышление, речь детей.
  • Работать над дикцией.
  • Воспитывать усидчивость и любовь к родной речи.

Материал к занятию:

  • Карта речи (модель), предметные картинки, модели гласных звуков (по артикуляции), схема-модель для звукового анализа слов, пеналы, схема-модель для заучивания скороговорки, схемы предложений на каждого ребенка, наборы цветных кругов для определения самооценки на каждого ребенка, простой карандаш, бумага.

Ход НОД:

Логопед:

За высокими горами,
За далекими лесами
Чудо- государство есть
Под названьем «Наша речь»

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие по родной речи, но прежде я должна выяснить, готовы ли вы к нему? Отвечайте быстро не раздумывая на мои вопросы.

Интеллектуальная разминка:

- Как называются люди, которые отправляются в путешествие?

- Путешествие может быть длинным, а может быть наоборот…

- Путешествие может быть скучным, а наоборот….

- Путешествие может быть безопасным, а наоборот…

- Карта, компас, рюкзак, пылесос. Что лишнее?

- Ребята, сегодня мы вспомним из чего состоит наша речь, а поможет нам в этом карта речи. На нашей карте множество островов. Как вы думаете, что означают самые маленькие острова?

- Правильно, это звуки. А мы можем увидеть звуки? Чем они отличаются от букв? Почему они разного цвета?

- Перед вами портреты гласных звуков. Попробуйте отгадать все гласные звуки.

1. «Узнай портрет».

- А сейчас задание усложняется и я вас попрошу отгадать слово только по гласным звукам.

2. «Узнай слово по гласным звукам».

(Педагог демонстрирует картинки и называя гласные звуки в слове просит угадать его).

Картинки: верблюд, енот, носорог, ананас.

- Мы знаем, что звуки есть гласные и согласные. Как могут звучать согласные звуки?

3. «Отгадайте слово по первым звукам слов».

(Педагог демонстрирует картинки: ворона, енот, тарелка, ель, рыба)

4. «Звуковой анализ слова ВЕТЕР».

(Дети выполняют звуковой анализ слова с помощью звуковых обозначений.)

- И действительно, ребята, вдруг поднялся сильный ветер. Давайте изобразим как дует ветер.

Упражнение на дыхание: вдох носом, медленный выдох ртом. На выдохе дети произнося звук У-у-у…

- Посмотрите, наши самые маленькие островки соединились в островки побольше. Как они называются? Слоги.

5. Упражнение «Дарю слог».

- Ребята, сейчас я вам буду дарить слоги, а вы попробуете придумать на них слова.

6. Отгадайте слово по первым слогам других слов.

Педагог называет слова: ослик, тропа, варежка.

Динамическая пауза «Остров».

Долго шли мы по горам,
Долго плыли по морям.
Зорко всматриваясь в даль
Нажимали на педаль.
Лишь на остров мы приплыли,
Дружно все дрова рубили,
Кашу вкусную варили.
Дует с моря ветерок,
Раздувает костерок.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Упражнение на дыхание: вдох носом, медленный выдох ртом. На выдохе дети произнося звук У-у-у…

- И снова сильный ветер соединил наши острова. Острова-слоги соединились в острова еще больше-слова.

7. Давайте разомнем язычки и вспомним скороговорку про слова:

- Кошка, мышка, дом, окно, небо, улица, кино, солнце, радуга, трава – это разные слова.

- Давайте поиграем со словами

8. «Четвертый лишний».

- Апельсин, лимон, слива, клен. Что по смыслу выйдет вон?

- Кошка, лошадь, кролик, крот. Кто ошибку здесь найдет?

- Ель, береза, липа, мак. Что я говорю не так?

- Дупло, скворечник, птенец, гнездо. Что же здесь опять не то?

- И снова дует сильный ветер. Наши острова-слова встали рядом и образовалось что? Предложение.

10. «Придумай предложение по схеме».

- Придумайте предложение по схеме и произнесите его с правильной интонацией.

(Дети самостоятельно придумывают предложения каждый по своей схеме и произносят его с правильной интонацией.)

Логопед:

Дружат гласные с согласной
Образуя вместе слог.
Та и на, запомни: Таня
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква
Со и ва, читай сова.
И слова дружить умеют
И в согласье находясь
Образуют предложенье,
Могут даже и рассказ.

Итог занятия:

- Ребята, наше путешествие по родной речи подошло к концу и я вас попрошу себя оценить. Как вы считаете, как вы сегодня поработали?

(Дети с помощью цветных кругов оценивают свою работу на занятии)

Кудерцева С.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.