Занятие для обучающихся 2 класса с нарушением письменной речи содержит задания, направленные на адекватное использование в речи звуков и букв Ш-Ж.
Конспект занятия «Звуки и буквы Ш-Ж»
Занятие для обучающихся 2 класса с нарушением письменной речи содержит задания, направленные на адекватное использование в речи звуков и букв Ш-Ж.
Цели:
- Формировать умение различать звуки и буквы Ж-Ш.
- Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала, слоговые таблицы с печатными и письменными буквами , кроссворд.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Садимся и называем слово со звуком Ш или Ж.
2. Актуализация знаний.
С какими звуками были ваши слова?
Положение губ и языка при произнесении звуков Ш и Ж. ( Губы округлены, язык поднят вверх «чашечкой»).
Упражнения :
- «Хоботок»,
- «Окошечко»,
- «Лопаточка»,
- «Вкусное варенье»,
- «Чашечка».
Произносим звук Ш.
Характеристика звука.
Найдите у себя в таблице печатную букву Ш, письменную строчную букву Ш, письменную прописную букву Ш. ( Аналогично выполняются задания со звуком и буквой Ж). Кто выполнил верно, нарисуйте красный кружок .
3. Ш-Ж в слоге.
Найдите в таблице, прочитайте и обведите синим цветом слоги с буквой Ш.
Найдите , прочитайте и обведите зеленым цветом слоги с буквой Ж.
Запишем слоги разными цветами ( с Ш – синим, с Ж – зелёным цветом).
Слоги: ажа, ашо, ажу, ошу, жи, жа, шу, аж, жу, ажи, аши.
Кто не ошибся, рисуем красный кружок.
4. Ж-Ш в слове.
Игра «Слово в слове». Жаворонок (ворон, вор, кожа), шлак (шла, лак), шесть (есть, шест).
Игра «Шпионы». Вместо буквы Ж в слове рисуйте кружок, вместо Ш — квадрат.
Слова: школа, лыжник, крыша, калоша, жираф, мешок, рыжие, воробышек, жеребёнок, важный, пушинка, гребешок.
Кто выполнил верно. Нарисуйте красный кружок.
Из записанных слов я составила кроссворд.
1. Птица.
2. Животное с длинной шеей.
3.Детёныш лошади.
4. Сюда приходят учиться.
5. Обувь.
5. Физминутка.
Если слово со звуком Ж- приседайте, с Ш – шагайте.
Слова: шаги, машина, желток, абажур, каша, пижама, мышка, жёлуди, кошка, пиджак.
5. Ж-Ш в предложении.
Вставьте в предложения слова из кроссворда.
По двору скачет серенький …
Скачет по полю …
В зоопарке можно увидеть …
Первого сентября ребята приходят в …
Придумайте предложение со словом калоша.
Кто выполнил верно, нарисуйте красный кружок.
6. Итог занятия.
Посчитайте кружки. Оцените себя.
Благодатская Евгения Михайловна,
учитель-логопед,
МКОУ ШР НШДС №10,
Иркутская область, Шелеховский район,
п.Большой Луг