Цель:
- научить детей дифференцировать гласные буквы А-Я.
Задачи:
- совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,
- учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,
- развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,
- расширять словарный запас,
- развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,
- развивать коммуникативные умения,
Оборудование:
- магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.
Ход урока:
Организационный момент:
Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?
Сообщение темы урока:
Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».
Основная часть занятия:
Сравнительный анализ звука и буквы.
При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.
Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.
Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)
Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.
Задание №1.
Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.
Как одним словом назвать каждую группу предметов?
Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?
Задание № 2.
Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.
Работа с буквами А-Я на уровне слова.
Загрустила буква Я, призадумалась и А.
Помогите им друзья записать слова все с Я.
На доске:
Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..
Запишем эти слова в тетрадь.
Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:
Валя плакса, в тетради клякса.
Задание № 3.
Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.
(АЯ АА, А ЯА.)
Сколько слов в этом предложении?
Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?
Работа над словообразованием:
Определи детенышей.
Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.
Лось шагал к своим…. (ча-ща)
Торопился волк к …
А лиса неслась к……
Работа над деформированным предложением:
Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).
Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.
Итог занятия.
- Чему мы учились?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
Григорьева М.А.,
учитель-логопед
Хм… А есть звук Я?